Как бывшие авиамоделисты зарабатывают на дронах для аэрофотосъемки. Сырьевая экономика — отличный базис для развития коммерческих беспилотных технологий: пожалуй, никому другому не требуется столько мониторинга и аэрофотосъемки, сколько предприятиям из добывающего сектора. Основатели молодой красноярской компании «Автономные аэрокосмические системы — ГеоСервис» поняли это два года назад и с тех пор сумели вывести свой стартап на самоокупаемость.

По части аэрофотосъемки у беспилотных летательных аппаратов в небе своя уверенная ниша, считает один из основателей и технический директор «АВАКС-ГеоСервиса» Иван Макаров. Традиционные способы аэрофотосъемки заметно уступают беспилотным по показателю «цена — качество (то есть разрешение снимка)». К примеру, использовать для таких работ пилотируемый вертолет в большинстве случаев слишком расточительно: вертолеточасы на порядки дороже.

Однако и стремительно дешевеющая в последнее время космическая съемка выходом не является: она слишком метеозависима, чтобы гарантировать нужный результат. Не говоря уже о том, что расположение объекта съемки может попросту не совпасть с орбитой космического аппарата. А значит, нужно потратить время, чтобы совпало все — и погода, и необходимая позиция спутника. Одним словом, беспилотник — намного более удобное и оперативное средство получения информации о земных делах.

Традиционные способы аэрофотосъемки заметно уступают беспилотным по показателю «цена — качество». Использовать пилотируемые вертолеты дорого, а быстро дешевеющая космическая съемка слишком метеозависима.

Отправной точкой Иван Макаров называет конкурс молодежных проектов в своей alma mater — Сибирском государственном аэрокосмическом университете.

Проект создания БПЛА для дистанционного зондирования земли был поддержан сотней тысяч рублей, после чего Иван с одногруппником Егором Крыловым (оба увлекались авиамоделированием еще со школы) поверили в осуществимость своей идеи. За весну–лето 2009 года им удалось с нуля разработать собственный автопилот и испытать его на готовом самолете — авиамодели.

Вторая порция денег (600 тыс. рублей) пришла в проект в форме небольшого научного гранта, который исследователи получили в Сибирском федеральном университете. На эти средства молодые люди смогли разработать концепцию БПЛА для аэрогеофизических исследований, а также построить свой первый беспилотник взлетной массой 25 кг.

«Проверки шли вполне успешно, был получен первый бесценный опыт испытания БПЛА собственной разработки, — вспоминает Иван Макаров. — Но на одном из демонстрационных полетов из‑за «человеческого фактора» — ошибки пилотирования — было потеряно ручное управление, и это привело к полной потере самолета». Впрочем, неприятное событие стало поворотным в истории проекта, ведь после этого пришлось полностью пересмотреть всю идеологию построения комплекса управления БПЛА, уйти от простых и очевидных решений к собственным, специализированным (от сервоприводов до средств связи). Как объясняет разработчик, использование готовых технологий ограничивает развитие проекта и рано или поздно заведет в тупик. Так или иначе, студенты решили сосредоточиться на разработке собственной электроники.

Проект «подхватил» научный руководитель от радиотехники из Сибирского федерального университета, после чего он пошел значительно быстрее. К команде начали присоединяться новые энтузиасты; один из них, специалист-радиотехник, разработал, по словам Макарова, основу высоконадежной технологии БПЛА — сервоприводы и системы управления питанием. На этом этапе разрастающийся проект был поддержан Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в виде целевого гранта на университет (3,5 млн рублей). На эти деньги компания построила первый беспилотник Delta, который эксплуатируется до сих пор. Краевой фонд еще пару раз поддержал проект, так что в общей сложности, по подсчетам Макарова, разработчики получили около девяти миллионов рублей.

Иван Макаров (на фото — справа) считает, что беспилотники могли бы даже стать своего рода национальным экспортным продуктом.

Однако на БПЛА — даже в гражданском исполнении — наложены ограничения как на продукцию двойного назначения

Компания была учреждена в марте 2012 года, хотя на тот момент, признается Иван, окончательный продукт еще не был сформирован. Имелось лишь понимание, что для развития проекта в гражданском секторе двигаться нужно в сторону аэрофотосъемки и продажи услуг. Тем более что для потенциальных заказчиков аэрофотосъемка была наиболее понятным продуктом.

В привлечении первых заказов университет также сыграл большую роль: руководство помогло выйти на горно-добывающие предприятия, а потом свело с заказчиками из лесной отрасли. Эти сегменты, по мнению Макарова, и являются основными для применения беспилотников. А вот использование беспилотной техники в сельском хозяйстве кажется ему преждевременной идеей: от дотационной отрасли сложно ждать инвестиций в новые технологии.

Работу со своим первым заказчиком Иван запомнил навсегда: 600 км от Красноярска, тайга — и… крупная авария: беспилотный самолет рухнул уже на взлете. Подвела катапульта, которая задала БПЛА неправильную траекторию. Стартовое устройство пришлось дорабатывать с помощью подручных средств, топора и деревянных клиньев, которыми разработчики скорректировали угол установки каретки катапульты. Сдаваться было нельзя, ведь это означало бы полный срыв заказа. Однако на этом беды не закончились. У взлетевшего самолета случился перегрев двигателя, и он аварийно приземлился в лес. Его удалось найти, так что выполнить миссию и отснять объект заказчика (карьеры) все-таки получилось.

С тех пор компания выполнила не один десяток заказов, налетав сотни часов. Нештатные ситуации случались, но заказчики на летные происшествия с БПЛА в безлюдных местах не обращали внимания; в конце концов, их интересовал конкретный результат — снимки. Компания же, занимаясь выполнением таких заказов, получала возможность обкатывать свои технологии. Поэтому довольно быстро «АВАКС-ГеоСервис» смог увидеть для себя еще несколько направлений — проведение опытно-конструкторских работ в области приборов авиационной и космической техники для сторонних компаний, а также внедрение собственных систем управления на беспилотники других производителей. «Так как мы с самого начала все делали сами, у нас накопился огромный объем статистики для всех электромеханических узлов и агрегатов БПЛА, — говорит Макаров.

— Шаг за шагом — и мы смогли прийти ко вполне умному борту, в котором каждый элемент диагностирует сам себя. Примерно так же, как в автомобиле, в котором после начала работы двигателя на панели гаснут различные индикаторы: за каждой лампочкой стоит огромный труд по диагностике двигателя».

Однако заказы на аэрофотосъемку до сих пор остаются важным источником дохода для компании, которая видит себя в нише разработчика. «Рынок только зарождается, поэтому мы вынуждены участвовать во всей «пищевой цепочке», — объясняет Иван. — Как и многие наши коллеги, мы мечтаем, что когда-нибудь на рынке появится множество сервисных геодезических компаний, предлагающих крупному бизнесу услуги по аэрофотосъемке c БПЛА. Мы же останемся в нише разработчиков и производителей беспилотников. Однако продукт для рынка новый, эффект от его применения для многих компаний неочевиден, поэтому заказчики предпочитают пользоваться сервисом. Предлагая сервис крупным компаниям, мы готовим рынок и одновременно проводим исследования для совершенствования своих технологий».

По мнению Ивана, развитие рынка сдерживает еще один немаловажный фактор. В России до сих пор не сняты ограничения по использованию результатов аэрофотосъемки: для этого необходимо получать разрешение на съемку от Генерального штаба, иметь лицензию для работы с государственной тайной. «Возникает абсурдная ситуация, — говорит Иван Макаров, — когда мы в частном порядке можем получить совершенно свободно информацию с зарубежного спутника (то есть от потенциального противника), а сами добывать эту информацию свободно не имеем права».

Кроме аэрофотосъемки, «АВАКС-ГеоСервис» рассчитывает на развитие еще одного направления — аэрогеофизических исследований, на которые разработчики ориентировались еще в начале своего проекта. Речь идет об одном из самых оперативных методов геологоразведки — измерении магнитного поля Земли, в результате которого выявляются «аномалии», свидетельствующие о структуре залегания пород. Как объясняет разработчик, широкое применение аэрогеофизического метода до сих пор сдерживалось ценами на аренду пилотируемого летательного аппарата. Однако в случае использования беспилотника стоимость работ сокращается в разы.

Самолет для аэрогеофизических работ компания уже построила: БПЛА Gamma способен нести на себе до 20 кг полезной нагрузки и держаться в воздухе в течение 12 часов. Иван Макаров рассчитывает, что этот аппарат сможет выполнять «профильные» заказы уже в следующем сезоне. В диалоге с Иваном слово «сезон» звучит часто. Все дело в том, что на аэрофотоснимках потребитель обычно не хочет видеть снег, искажающий рельеф, так что зима для аэрофотосъемщиков не самое загруженное время.

Часть деталей для своих продуктов, а также сборку самолетов компания производит на арендуемых площадях, с офисной площадью помогает университет. «У нас сложилась довольно мощная команда, — поясняет технический директор «АВАКС-ГеоСервиса». — В штате 19 человек, из которых шесть аспирантов и один кандидат наук. Причем весь инженерно-технический состав увлекается техникой с детства: у кого-то это были авиамодельные кружки, у кого-то — радиотехнические. И всех объединяет общая увлеченность идеей умной автономной техники».

Единственное, чего не хватает энтузиастам, — это опыт ведения бизнеса. Возможно, поэтому компания и берется сразу за множество направлений. Впрочем, по мнению Макарова, в такой специализированной нише это вряд ли можно назвать недостатком, ведь основным языком здесь остается профессиональный — технический. Как бы то ни было, стратегию продвижения своих продуктов компания уже наметила: услуги в области аэрофотосъемки она продает в Сибири, а вот для продаж приборов и опытно-конструкторских работ налаживает связи по всей стране. А обкатав технологии в России, «АВАКС-ГеоСервис» хотел бы приступить к дистрибуции своих БПЛА за пределами страны.

По мнению разработчика, у беспилотников российского происхождения большой потенциал на зарубежных рынках. Во многом это связано с традициями, которые еще со времен СССР способствовали развитию этих технологий. «Если ты не работал на оборонном заводе, — рассуждает он, — то, значит, там работали твои родители, родственники или друзья… Наша производственная культура во многом была ориентирована на ВПК, чего нельзя сказать про другие страны». Возможно, в этом и кроется объяснение беспилотного бума в России. Макаров считает, что беспилотники могли бы даже стать своего рода национальным экспортным продуктом.

Однако на БПЛА — даже в гражданском исполнении — наложены ограничения как на продукцию двойного назначения. «Удивляет, что в нашу страну можно легко ввезти китайские беспилотники низкого качества, однако при этом приходится сталкиваться с преградами даже для того, чтобы просто показать свою продукцию за рубежом, — поясняет Иван. — Однако если не заниматься экспансией собственных технологий за рубеж сейчас, то уже через несколько лет весь рынок будет окончательно поделен между иностранными производителями — и мы упустим свои преимущества как страны с великим аэрокосмическим наследием».


Автор: Наталья Ульянова


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *