Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image

Бизнес-журнал | 28.05.2016

Фильтр статей по регионам...
Вверх

Вверх

Трабл-шутер по-русски

| Дата публикации: 15, Янв 2015

Трабл-шутер по-русски – это симбиоз маркетинга и политтехнологий, — считает один из самых уважаемых представителей цеха Максим Сучков. 

Максим Сучков

Максим Сучков — трабл-шутер по-русски

Трабл шутер (Trouble-shooter) – это человек, который решает «неразрешимые» проблемы. Все в этой профессии держится на репутации, поэтому заказчики передают трабл-шутеров из рук в руки, как хорошую няню. В мировой практике трабл-шутеры чаще всего решают проблемы больших корпораций и инвестиционных фондов. В России же данная профессия имеет свой колорит и специфику, представляя собой симбиоз маркетинга и политтехнологий.

Без лишних подробностей, но вполне емко, тонкостями ремесла поделится Максим Игоревич Сучков, трабл-шутер и политтехнолог со стажем, владелец «Бюро политических технологий» и «Независимого рейтингового агентства «А+».

–  Кто же такой Трабл-шутер?

–  Трабл-шутер – это обычный человек, решающий необычные проблемы. Как правило, это проблемы, над которыми уже успел поломать голову и внутренний топ-менеджмент компаний, и внешние консультанты. Хотя в большинстве случаев решения довольно просты.

–  Так почему же «простые решения» до вас не находились?

–  Потому что «дьявол в мелочах». Эта фраза нечто вроде священной мантры ремесла. Обычно топ-менеджмент компаний, воспитанный в традициях MBA, амбициозен, оттого готов браться за любую работу, невзирая на те самые «важные мелочи». А ведь это как в боксе – ты можешь быть великим чемпионом мира, но в уличной драке оказаться в нокауте после первого же удара. Работа трабл-шутера – это не бокс, это уличная драка без правил.

–  А кто такой трабл-шутер по-русски? Если можно на конкретных примерах?

–  Трабл-шутер по-русски – это симбиоз маркетинга и политтехнологий. А пример, пожалуйста, только без фамилий и языком метафор. В ремесле есть железный принцип: рассказывать о клиентах только то, против чего они сами не возражают…

Итак, однажды на компанию моего клиента, назовем ее «Икс» была совершена «медиа-атака». Несколько СМИ, явно отрабатывая чей-то заказ, повытаскивали из шкафа компании «Икс» всех её скелетов. Естественно, что в ответ юристы компании попытались засудить журналистов, а пресс-служба принялась штамповать опровержения и разоблачительные статьи против компании, которая, по их мнению, являлась заказчиком. Забегая вперед скажу, что те несчастные были ни при чем! В итоге спустя месяц топ-менеджмент двух серьезных компаний с головой погрузился в вендетту друг другу, совершенно забыв о поиске ответа на главный вопрос…

–  Кто истинный заказчик?

–  Вовсе нет. Главный вопрос всегда такой: «кто истинная цель»? Я бы даже упростил: «Как фамилия цели?»

Мы пока живем не в стране корпоративных брендов, мы живем в стране персоналий. Крупный бизнес персонифицирован, его лоббисты встроены в госаппарат, большинство ключевых решений принимается кулуарно. На четком понимании законов данной среды и интересов основных ее игроков строится 80% успешной работы российского трабл-шутера.

Наш случай, типичный тому пример. Атака была направлена не на компанию «Икс» и даже не на моего клиента персонально. Дело было в предстоящем крупном контракте компании «Икс» с одним министерством. Решение о подписании контракта принимал один конкретный чиновник. Организатором же атаки был помощник чиновника, у которого имелась дружественная компания «Игрек», которая тоже хотела заполучить контракт. Месседж, который талантливый помощник вкладывал в голову своего шефа, был безупречен: «Против компании «Икс» ведется массированная атака в СМИ, все это похоже на «отмашку сверху», как бы чего не вышло».

–  Так что же в итоге случилось? Компания «Икс» не получила контракт?

–  Да, чиновник струсил и с компанией «Икс» контракт заключен не был. Контракт получила компания «Игрек», только с одной поправкой. К моменту заключения сделки компанией «Игрек» уже владел мой клиент. Но это уже совсем другая история, которую не буду озвучивать даже в метафорах.

–  В жестком мире вы живете. Откуда подобные навыки?

–  Хорошую школу жизни прошел еще в девяностых, работая заместителем директора винзавода. Затем семилетний опыт работы в крупной логистической компании, где, кстати, благодаря курьезу и узнал, как именно называется то ремесло, которым занимаюсь сейчас. Долгое время в компании никто, в том числе и я сам, не мог четко сформулировать название моей должности. При этом решение ключевых вопросов с каждым годом все больше смещалось в мой кабинет. И вот однажды пожилой завхоз на свой страх и риск водрузил на дверь кабинета табличку «зам. директора по неразрешимым вопросам». Оказалось, что подобное ремесло существует на Западе, там его называют Trouble-shooter и оно тесно пересекается с политическим и бизнес консалтингом.

–  Мне вас как раз порекомендовали друзья из Крыма после выборов в обновленный Госсовет как одного из лучших политтехнологов. Как вы попали в политтехнологии?

–  Это скорее политтехнологии попали в меня. Случилось это в издательстве «Вагриус» в 1996 году. Один хороший приятель, а по совместительству политтехнолог, буквально поймал меня за рукав в коридоре издательства и сказал: «У нас тут выборы, с креативом все нормально, а с организацией бардак – не желаешь помочь?» Я ответил «да» и буквально через пару часов оказался в Кремле в штабе кандидата в президенты Бориса Ельцина. То был 1996-й год и знаменитая выборная компания «Голосуй или проиграешь».

–  Хороший старт. А каковы политтехнологии сегодня, куда тренд?

–  Последние пару лет политтехнологии мутировали. Работа эффективного политтехнолога по сути превратилась в работу лоббиста. Времена креатива и агитационной работы с электоратом ушли в прошлое. Появилось больше возможностей добыть победу своему кандидату еще до его вступления в активный выборный процесс. Только вряд ли это предмет для публичных откровений…

–  Понятно, о чем вы говорите? Ну а как же волеизъявление народа? Существует ли кодекс чести политтехнолога?

–  Про народ и кодекс чести скажу следующее. Из пятнадцати выборных кампаний, поражение было лишь однажды. Случилось это, когда уверовав в сознательность народа, я решил не применять весь привычный арсенал средств и сыграть в белых перчатках. Расплата последовала незамедлительно. С тех пор расслабляться себе не позволяю.

Да, в основном мои клиенты – состоятельные люди. Но это тоже – народ, причем, не самая худшая его часть. Да, эти люди не бьются за мир во всем мире, сидя на кухнях за бутылкой водки. Они работают, принимают сложные решения, рискуют деньгами и репутацией и без ложного пафоса, куют благосостояние страны. Так что в кодексе чести хорошего политтехнолога и трабл-шутера, на мой взгляд, должен быть всего один пункт: «стоять за клиента до конца и во что бы то ни стало победить».

 

Комментарии

  1. Андрей

    Интересная работа. Особенно понравилось про Ельцина.

  2. Вова

    Побольше таких статей. Интересно написано а главное правда.Правильный настрой всегда даёт успех и вдохновение!

  3. Дима Дудниченко

    Побольше таких статей. Интересно написано а главное правда.Правильный настрой всегда даёт успех и вдохновение!

  4. Вова

    Какого копировать слово в слово чужие коменты мозга нет вообще!

  5. Сергей

    Такие люди как Трабл шутер в наше время нужны 100%