Почувствуйте розницу

Прослушать новость

Ольга Красильникова

О восстановлении розничного сектора после кризиса только сейчас осторожно заговорили эксперты. Ритейлу в его разных проявлениях пришлось непросто. В общей сложности оборот компаний сократился на шестую часть. Чтобы поправить дела, они оптимизируют логистику, налоги и все, до чего могут дотянуться. Но это тактические решения. В перспективе выиграют только визионеры.

Кризис 2014–2016 годов сильнее всего сказался на рознице. Сократившиеся доходы населения сразу отозвались падением продаж в ритейле. Обороты продовольственников «похудели» на 15%, вернувшись, судя по исследованию РБК, на уровень 2010–2011 годов. Возвращение к докризисным показателям произойдет не скоро, так как в ближайшие несколько лет рост составит не более 2–3% в год.

Торговая площадка — программно-аппаратный комплекс (чаще веб-ресурс), позволяющий объединить в информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг.


В непродовольственной сфере дела идут не лучше: «INFOLine-Аналитика» и Ford Soller посчитали в ходе совместного исследования, что ежегодный рост в среднем составляет 1,5–2%. Впрочем, если сравнивать результаты непродовольственного ритейла с показателями 2016 года и ранее, когда наблюдалось падение в 4–5%, можно сказать, что сейчас по крайней мере имеется устойчивый рост.
Сложившаяся ситуация заставляет бизнес искать любые возможности для урезания расходов. В результате складываются отчетливые тренды в продажах —
от сокращения пути к потребителю до изменения формата деятельности.

Под термином «потребительский кооператив» понимается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах. Первоначальное имущество складывается из паевых взносов.

Прямые связи
Представить товары вместе с другими производителями в виртуальном магазине, тем самым быстро добравшись до своего покупателя — тренд, который проявился давно, а теперь идет по накатанной. Торговые интернет-площадки позволяют производителю значительно сократить путь от производства продукта до его продажи за счет выбывания из цепи «физического» магазина.
Предвестником нового формата продаж стал запуск интернет-магазина Amazon.com в 95-м году. Изначально площадка специализировалась исключительно на книгах, но со временем перечень товаров, реализуемых на нем, расширился до 34 категорий. Успех магазина показал эффективность технологической затеи, ну а вслед за первопроходцем потянулись другие.
В истории дистанционных продаж масса успешных кейсов. Яркий пример — китайская интернет-площадка AliExpress. Магазин из Поднебесной предоставляет возможность пользователям со всего мира заказать продукцию китайских производителей в несколько кликов. Низкие цены и широкий ассортимент производителей и их товаров вывели сайт по посещаемости в мире на 47-е место (подсчеты Alexa). Любопытно, что четверть клиентов AliExpress (21,8%) — наши соотечественники.
Возможно, именно это обстоятельство повлияло на появлении в России похожей торговой площадки. Платформа Pandao, разработанная Mail.Ru Group, заимствовала стратегию конкурента: она предоставляет пользователям доступ к товарам китайских производителей. Однако в отличие от самой AliExpress у Pandao на сайте имеется качественный перевод товарных позиций, а также хорошие фотографии.
Помимо непосредственно веб-ресурса компания Mail.Ru Group разработала также мобильные приложения Pandao для операционных систем Android и iOS. Сервис App Annie уже успел отследить востребованность приложений: в Google Play — 43-е место (при этом в категории «Покупки» — 8-ое), в App Store — 77-е. Сейчас на торговой площадке Mail.Ru Group представлено более 170 тысяч товарных позиций из разных категорий — от косметики до комплектующих для автомобилей.
Компания Mail.ru Group не единственная, кто задумался о бизнес-перспективах торговой площадки национального масштаба. Похожим проектом занимаются в Агентстве стратегических инициатив.

Еще прямее
«Как можно меньше офлайна» — популярная сегодня тенденция в рознице. Многие компании намеренно ведут торговлю исключительно в интернете. В 2016 году, как гласит исследование Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), таким образом было продано товара на 618 млрд рублей.
«Упраздняют» торговые точки компании из самых разных отраслей: фермеры, производители одежды, косметики, электроники и многие другие. Например, фермерское хозяйство «Лукино», расположенное под Тулой, четыре раза в неделю отправляет свою продукцию в Москву — в точки самовывоза или же до дверей покупателей. Ассортимент немаленький: молоко и молочная продукция, куриные и перепелиные яйца, четыре вида мяса, овощи, ягоды, различные закрутки и многое другое. Таким образом хозяйство работает уже 7 лет, а на его счету — тысячи «накормленных».
В виртуальном пространстве таким магазинам намного проще экспериментировать и уходить от классических продаж. К примеру, сегодня набирает популярность формат «по подписке». Московская компания DressBook предлагает приобретать одежду сразу комплектом. Оплатив раз в месяц счет на сумму около 10 тысяч рублей, покупатель может каждую неделю получать курьером набор вещей. При получении нового комплекта старый забирается. В отрасли этот принцип назвали «длительной примеркой».
Формат нашел применение в самых разных сегментах. Сегодня заказать по подписке можно игрушки и корма для животных, аксессуары, одежду, косметику, детские товары, товары для хобби и многое другое.

Самообслуживание
Если избавиться от «физического» магазина никак нельзя, ритейлеры стараются максимально сократить штат сотрудников. Тренд на автоматизацию труда кассиров и продавцов уже давно проник в западную розницу и обещает сделать то же самое в России. В офлайновом магазине Amazon (Amazon Go) покупатели могут просто взять с полки любой товар и уйти. Корзина распознаёт выбранный продукт, а его стоимость автоматически списывается со счета покупателя. Тут вам ни касс, ни торговых консультантов… В экспериментальном проекте американской розничной сети Walmart — Next-Gen stores покупателям раздают сканеры, чтобы те могли самостоятельно просканировать выбранные товары. Компания Barclaycard придумала более оригинальный способ превратить клиентов в кассиров: приложение Grab+Go превращает в сканер любой смартфон. Перед уходом из магазина покупатель сканирует продукты из своей корзины и в один клик завершает покупку. После этого деньги за товары автоматически списываются со счета.

Вскладчину
Еще одним способом оптимизации затрат стало изменение принципа работы магазинов. Речь идет об организации кооперативов, пайщиками которых могут выступать как производители, так и отдельные владельцы магазинов или даже потребители. Объединение усилий в каждом случае дает свой экономический эффект.
На сегодня, по подсчетам Центрального союза потребительских обществ РФ, в России свыше 2,6 тыс. потребительских кооперативов. Конкурировать с такими обществами сложно: зачастую они продают по себестоимости. При этом предприятие может быть «полностью» некоммерческим: вступившие в общество пайщики закупают продукцию у производителей и затем распределяют ее между собой. В свою очередь, расходы на содержание кооператива покрываются из членских взносов. Так поступили в Челябинской области: группа энтузиастов организовала «Кооперативное хозяйство покупателей в складчину». Вступительный взнос и ежемесячные отчисления для пайщиков минимальны — около 100 рублей. При этом приобретать товары через магазин кооператива можно по ценам производителей (как правило, на 15–20% дешевле, чем в рознице). Ассортимент составляют в большинстве своем продукты питания. Сэкономить подобным образом поторопились несколько тысяч человек, впоследствии ставших пайщиками
организации.
В Костроме кооператив «Океан», реализующий строительные материалы, не только распределяет товары между пайщиками, но и ведет коммерческую деятельность, отпуская товары в розницу обычным покупателям. Прибыль компании и членские взносы в конечном итоге обеспечивают жизнедеятельность организации.
Подобный формат сегодня кажется весьма привлекательным многим предпринимателям из-за возможности избавиться от части налоговых выплат — НДС, налога на прибыль и с продаж. Однако здесь есть свои нюансы: «С точки зрения ФНС, подобные кооперативы, которые имеют более 1000 пайщиков, являются своего рода налоговой лазейкой, деятельность которой пока не регулируется законом», — объясняет Сергей Воронин, адвокат и управляющий партнер «Правового решения». Как долго будет длиться «нерегулируемость» этой сферы — пока не ясно. Вполне возможно, в обозримом будущем законотворцы возьмутся за кооперативы всерьез, и по крайней мере часть существующих на данный момент «кооперативных» преимуществ испарится.