Каршеринг рулит

Прослушать новость

Андрей Москаленко

Каршеринг появился в России всего четыре года назад и сейчас уже быстро набирает обороты. По оценкам «прокатчиков», услугу поминутной аренды автомобилей уже попробовали свыше 2% россиян, а часть клиентов стали использовать ее регулярно. В основном это жители Москвы и Санкт-Петербурга. Однако операторы смотрят дальше: успев «окучить» две столицы, они принялись осваивать новые рынки.

Впервые схема каршеринга появилась в середине прошлого века в Швейцарии, когда руководство одного из жилищных кооперативов Цюриха приобрело несколько автомобилей, предоставив своим членам возможность брать их в краткосрочную аренду. В полноценный бизнес эта концепция начала превращаться только в конце 90-х годов — по мере появления новых технологий, которые стали становиться все более доступными. В их числе — спутниковая навигация, транспортная телематика и т. д. Бизнес-модель каршеринга уже почти двадцать лет успешно работает во многих странах мира, постепенно переключая на себя клиентов такси, традиционных прокатных контор, а заодно становясь полноценной альтернативой общественному транспорту. Представьте: автопарк только двух крупнейших международных компаний — Zipcar и Car2Go — насчитывает уже свыше 23 тыс. автомобилей, а количество постоянных клиентов составляет почти 1,7 млн человек. В целом, по данным аналитиков Frost & Sullivan, последние несколько лет в мире этой услугой ежегодно пользуются почти 5 млн человек, а количество вовлеченных в каршеринг машин превысило сотню тысяч. По самым скромным оценкам экспертов, к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 26 млн, а доступных автомобилей — до 240 тысяч.
На фоне таких масштабов российский рынок краткосрочной автоаренды выглядит намного скромнее: он только формируется. Сегодня в стране работает, по сути, с десяток крупных коммерческих сервисов каршеринга, совокупный автопарк которых достигает всего 3000 автомобилей. Самые первые — московский Anytime и петербургский StreetCar — были запущены в 2013 году. Еще пять игроков вышли на рынок лишь осенью этого года.
Из первооткрывателей сервиса «в игре» остался только AnyTime. StreetCar был «заморожен» в конце 2015 года — по причине роста цен на страховку автомобилей. Нелегко поначалу было и московскому пионеру каршеринга. В общей сложности на этапе запуска AnyTime в сервис было вложено около 60 млн рублей, которые пошли на оплату лизинга 72 автомобилей, приобретение специального оборудования и разработку мобильного приложения для смартфонов. Однако, говоря языком маркетологов, рынок на тот момент ещё не был «разогрет», о возможности поминутной аренды автомобиля знали лишь немногие. Средняя загрузка машины долгое время не превышала трех–четырех часов в сутки, в то время как для окупаемости лизинговых платежей (25–30 тыс. рублей в месяц) и страховки (более 100 тыс. за полис) требовалось не менее шести. В целом AnyTime чувствовал себя неплохо, но активно не развивался. Сейчас в активе сервиса — свыше 200 автомобилей и около 90 тыс. зарегистрированных пользователей.
Новая страница в истории российского каршеринга началась в 2015 году. Летом в Москве стартовал YouDrive (в настоящее время к сервису подключилось 75 000 человек, автопарк насчитывает 800 автомобилей, в том числе около сотни — в Северной столице), а осенью был запущен «Делимобиль». Последний буквально «взорвал» рынок. Оператор, к примеру, одним из первых смог договориться с московской мэрией о льготной парковке в платных зонах. «Делимобилям» выделили места в крупнейших столичных аэропортах. А в начале 2017 года сервис «выехал» и на «вакантные» петербургские улицы. Если на момент запуска у «Делимобиля» было всего 100 машин, то сейчас их общее количество (в Москве и Санкт-Петербурге) составляет 1500 автомобилей. В «клиентском портфеле» компании — почти 400 тыс. пользователей, совершивших только с начала этого года более 3 млн каршеринговых поездок. В целом в проект за два года было инвестировано 1,5 млрд рублей, при этом на операционную окупаемость «Делимобиль» вышел уже в мае 2016-го.
Зимой прошлого года московский рынок каршеринга пополнился, пожалуй, самым скромным игроком — Car5. На данный момент в «гараже» этого оператора полсотни автомобилей (в ближайшее время ожидается пополнение из 100 новых машин), а в клиентской базе — чуть больше 12 тыс. пользователей.
Гораздо амбициознее оказался сервис BelkaCar, стартовавший в столице осенью 2016 года сразу со ста машин. В качестве консультанта сервису удалось привлечь признанного эксперта по каршерингу и соучредителя американской компании ZipCar Джулиана Эспириту. Бридж-финансирование запуска предоставил основатель «ВымпелКома» Дмитрий Зимин. Позже в молодую компанию вложился и швейцарский фонд Bryanston. Зарубежные инвестиции пошли на расширение присутствия BelkaCar в Москве. В результате автопарк этого оператора стал вторым (после «Делимобиля») по величине и насчитывает около 1000 машин.
Наиболее «урожайными» с точки зрения появления новых игроков стали последние четыре месяца 2017 года. Только на столичный рынок каршеринга вышли сразу пять операторов: EasyRide, Rentmee, Carenda, Car4you и LifCar. На всех у них пока не больше 500 автомобилей, но у каждого в ближайших планах
кратное увеличение автопарка.
Однако Москве с её населением, по оценкам экспертов, требуется минимум 15 тыс. каршеринговых машин, так что рынок пока заполнен на четверть. Согласно опросам, подобными услугами готовы воспользоваться свыше 800 тысяч москвичей. При том что в существующих сервисах в общей сложности уже зарегистрировались полмиллиона пользователей, которые только с начала этого года совершили более одного миллиона поездок, что примерно в пять раз больше по сравнению с прошлом годом. Сейчас на автомобилях каршеринга ежедневно совершается свыше 11 тыс. поездок. Каждой прокатной машиной в среднем пользуются восемь человек в сутки. Средняя продолжительность пути — 37 минут. Цена вопроса — от 5 до 13 рублей за минуту движения (зависит от тарифа, сервиса и т. д.).
Наблюдаются на рынке не только количественные, но и качественные изменения. В частности, к сервису активно пытаются привлечь и вип-клиентов. Ради этого автопарки московских операторов стали активно пополняться автомобилями представительского класса (основные «рабочие лошадки» сервисов —
это, конечно, бюджетные Hyundai Solaris и Kia). Это стало возможным после того, как власти столицы этой весной изменили требования к габаритным размерам каршерингового транспорта.
Ну и, наконец, самым значимым трендом этого года стала региональная каршеринговая экспансия. Первым о выходе на рынки других российских городов-миллионников объявил «Делимобиль», который в качестве пробы пера запустил сервис поминутной аренды автомобилей в октябре в Уфе. Месяцем позже аналогичную услугу та же компания начала предлагать в Нижнем Новгороде. В обоих городах «Делимобиль» стартовал пока с 50 автомобилей, однако обещает, что, если услуга окажется востребованной, автопарк расширится до 300 машин до конца года. В январе 2018 года должно произойти открытие подразделения в Екатеринбурге, а в конце февраля — в Новосибирске. На развитие планируется потратить около 700 млн рублей только в этом году. В планах «Делимобиля» — увеличить свой автопарк в стране до пяти тысяч штук в самое ближайшее время.
Вслед за этим игроком подтягиваются и другие. В декабре текущего года YouDrive намерен запустить сервис каршеринга в Сочи, вложив в свою «дочку» 100 млн рублей в первые полгода, а в дальнейшем развивать бизнес с перспективой выхода на рынок Краснодара и Ростова.