Александр Ломовцев: «Число проверок бизнеса со стороны Роспотребнадзора в Тульской области снизилось в пять раз»

Прослушать новость

В 2017 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения РФ (Роспотребнадзор) отметила юбилей: 95 лет с момента принятия декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». Но у тульских сотрудников этого ведомства праздников было два. Федеральный и — региональный. В нашей области эти органы родились раньше — 130 лет назад.

Наш собеседник — руководитель Управления Роспотреб-надзора РФ по Тульской области, Главный государственный санитарный врач  по Тульской области, доктор медицинских наук Александр Ломовцев.

Историческое уточнение

— Александр Эдуардович, как получилось, что туляки в этом вопросе оказались впереди России?

— Санэпидслужба всей страны ведет свой отсчет с 1922 года, от принятия упомянутого декрета СНК РСФСР. Но реальная история тульской санэпидслужбы имеет более глубокие корни, она связана с историей земской медицины. Не только у нас — аналогично дела обстояли во многих других субъектах России.

Первое упоминание о санитарной организации в Тульской губернии относится к 1887 году. Тогда при городской управе была образована санитарная комиссия. Возглавлял ее В. И. Смидович. Его сегодня больше знают как отца писателя Викентия Вересаева. Но он еще был отличным врачом и человеком большой доброты. В своем доме, где сейчас музей В. В. Вересаева, Викентий Игнатьевич открыл первую в городе бесплатную больницу для бедняков. Оборудовал в подвале лабораторию, делал лекарства и раздавал их больным. А его супруга Елизавета Павловна открыла первый в России детский сад.

Доктор пользовался большим уважением у туляков. Был избран гласным Городской думы — доносил до властей проблемы простых людей.

Но самая большая его заслуга — изучение санитарного состояния города. На протяжении многих лет он вел метеорологические наблюдения, изучал состояния грунтовых вод и их химический состав, исследовал городские почвы.

Это первое упоминание о санитарной организации дает нам право считать, что санэпидслужбе Тульской области в 2017 году исполнилось 130 лет.

А спустя два года при губернаторе ввели должность санитарного врача. Ее занял Петр Петрович Белоусов — еще один талантливый ученый и практик. Сегодня его именем назван центральный парк Тулы (был создан по инициативе доктора на месте бывшей городской свалки). Некоторые историки говорят, что наш монумент — единственный в мире памятник санитарному врачу-практику.

Потом было много событий. Мы их постарались подробно изложить в книге «Санитарный щит оружейной столицы», которая недавно вышла из печати. Это коллективный труд наших сотрудников, ветеранов службы. Мы разместили ее на сайте регионального Управления Роспотребнадзора. 

— Структура органов санэпиднадзора менялась в стране многократно. Какова она сегодня?

— 40 лет назад у нас во всех районах были свои подразделения. Общее число сотрудников — около 2,5 тысяч человек.

В 1991–92 гг. с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санэпидслужба Тульской области претерпела реорганизацию. Упразднены пять районных центров в городе Туле, объединены в единый испытательный центр лаборатории, организовано шесть зональных центров госсанэпиднадзора в области.

Дальнейшие изменения в службе произошли в 2004–2005 гг. в связи с реализацией в стране административной реформы, проводимой в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Организована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основной функцией которой является осуществление надзора и контроля исполнения обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

На территории Тульской области организован территориальный орган Федеральной службы — Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области». Сегодня в нашей службе трудится около 500 человек.

Но снижения качества ее работы от уменьшения числа сотрудников не произошло. Наоборот, оно повысилось. Это стало возможным благодаря грамотной структурной реорганизации, новым технологиям, современному оборудованию, отличным кадрам. 

О реформе контрольно-надзорной деятельности и малом бизнесе

— Что такое «внедрение риск-ориентированной модели контроля (надзора)»? Как эта модель реализуется в деятельности Тульского территориального органа Роспотребнадзора?

— Основные положения применения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорных органов закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806. Но практически мы начали переход к этой модели еще в 2015 году.

Суть реформы в том, чтобы проверки и другие наши меры не были, как прежде, «сплошными». Не нужно, чтобы критерием оценки качества работы были только количественные показатели: число проверок, суммы штрафов, число наказанных должностных лиц, судебные иски и т.п.

На первом месте — безопасность человека и защита интересов прав потребителя. А если проверки касаются объектов, которые не несут в себе потенциальной опасности, то они во многом формальны.

Все объекты, которые подведомственны нам, разделены на шесть категорий. Это те, что несут в себе чрезвычайный риск, а также — высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск. В соответствии с этим нормируются показатели проверок — количество, периодичность.  

В Тульской области общее число «наших» объектов — около 26 тысяч единиц. Со степенью «чрезвычайно высокий риск» —
215 объектов. А самую последнюю — «низовую» категорию представляют более 20% таких объектов. Вот их теперь по плану проверять не будут.

— «Тульский Бизнес-журнал» внимательно следит за изменениями в законодательстве, касающимися малого и среднего бизнеса. Как новый подход к контрольно-надзорной деятельности отразится на их работе?

— А он уже отразился. В Тульской области более 80% от общего количества предприятий малого и среднего бизнеса — объекты «низкого риска». Число плановых проверок здесь — минимальное.

Если за точку отсчета брать 2008 год, сегодня общее количество плановых проверок предприятий бизнеса снизилось в пять раз, с четырех тысяч до 800 в год! Многие малые предприятия и ИП мы проверяем раз в три года.

Конечно, остались плановые проверки в других категориях субъектов. Но и здесь это число снижается. И лишь в случаях ЧП, жалоб и аналогичных ситуациях проводятся внеплановые проверки.

Есть и другие позитивные факты. Например, не только в Тульской области, но и в целом по стране в два раза сокращен перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации. И более чем втрое — с 30 до 8 суток — сроки проведения такой регистрации.

Помогать, обучать, разъяснять

— Многие мероприятия — совещания, встречи, проверки — ваше ведомство проводит совместно с другими контролирующими структурами, а также взаимодействует с органами исполнительной и законодательной власти,  общественными формированиями. Это дает эффект?

— Конечно. Позволяет устранять «параллелизм» в работе разных структур, делать проверки более эффективными, координировать нашу работу. У нас  хорошие контакты с прокуратурой, профильными подразделениями  исполнительных органов власти региона, городов и районов, судебными органами, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тульской области, Тульской торгово-промышленной палатой.

Кроме того, мы проводим совместные с коллегами встречи непосредственно с предпринимателями. Отвечаем на вопросы. В наш адрес, кстати, жалоб звучит немного. Больше — конкретных вопросов.

— У контрольных структур есть такое направление работы как просвещение представителей бизнеса и обычных граждан. Законах, своих правах, обязанностях и т. п.

— Это одно из главных направлений деятельности. Многие предприниматели не имеют собственных юристов, у них не хватает времени, чтобы изучать изменения в нормативных документах. Нужно им помогать.

К тому же подталкивает и статистика. Большинство жалоб по нашим направлениям от туляков — на субъекты малого бизнеса. Управляющие компании в сфере ЖКХ, магазины, объекты сервисного обслуживания и т. п.

В работе надзорных органов с малым бизнесом на первое место выходят два основных направления: непосредственно сам контроль и обучение предпринимателей в самом широком понимании этого слова. Причем «формула» успешной деятельности для нас звучит так: сначала — обучить, показать и подсказать, и лишь затем — спросить и потребовать. Уверен, что данный подход в работе с предпринимателями актуален и в будущем.

Роспотребнадзор к такому построению своей деятельности готов. У нас  отличный, многолетний опыт по обучению методам безопасной работы «низового» звена сотрудников малых компаний: поваров, продавцов, нянечек и представителей других профессий. И, конечно, постоянное обучение бизнесменов среднего и руководящего звена. В предприниматели идут новые люди, и мы должны помочь им овладеть всем спектром безопасных методов работы.

Для этого используем самые разные способы. От упомянутых встреч с предпринимателями «вживую», размещения на наших сайтах множества справочной и правовой информации, публикаций в СМИ и до выпуска специальных «образовательных» справочников. Не так давно, например, издали брошюру «Школа предпринимателей». Распространяем ее бесплатно. Там масса вопросов и ответов по типичным проблемам, с которыми сталкиваются представители бизнеса, их партнеры и клиенты.

— А как с правами потребителей? Туляки их знают?

— Наверное, не все. Но их число растет. Мы это чувствуем по количеству обращений, которые получаем от потребителей. Если 10 лет назад таких жалоб было 3–4 тысячи в год, то  сегодня — около 14 тысяч!

При этом количество нарушений прав потребителей не увеличивается, а понемногу снижается. Значит, люди знают свои права лучше. И понимают, куда следует обращаться, чтобы получить квалифицированную консультацию и поддержку. Органы Роспотребнадзора накопили огромный опыт работы.

— Какие нарушения прав потребителей сегодня встречаются чаще всего?

— Разные. Например, связанные с продажей некачественной или нелицензионной продукции. Чаще всего мобильных телефонов и другой электронной аппаратуры. Реализуют и дешевые подделки.

Есть нарушения со стороны микрофинансовых организаций по поводу порядка предоставления кредитов и их условий. Совет один — читайте текст договора внимательно!

Есть также факты продажи фальсифицированной продукции, в том числе в разделе продуктов питания. Мы применяем все меры воздействия, которые предусмотрены законом.

Не удержусь от одного наблюдения. По-моему, главная причина таких нарушений — алчность. Кто-то хочет заработать много и быстро. И вместо сливочного масла продает маргарин. А вместо «IPhone» — грубую подделку.

Да, нужно уличать и наказывать! Но почему молчат те, кого мы называем «бизнес-сообщество»? Где реакция честных бизнесменов? Почему тем, кто позорит это звание, нормальные предприниматели не объявят бойкот?..

Однако большинство тульских бизнесменов — люди честные, ответственные. И наша совместная с ними работа позволит повысить качество представления любых услуг потребителям и без нарушения их прав.