ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Прослушать новость

Андрей Москаленко

Роль транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в российской экономике весьма велика. По разным оценкам, эта отрасль в России занимает от 3,9 до 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией, и выше, чем, например, в Германии и США. Основная составляющая нашего транспортно-огистического рынка — грузоперевозки. Исторически здесь лидируют перевозки по железным дорогам. Однако в последние годы железнодорожникам все больше наступают на пятки автомобилисты.

«Бизнес-журнал» выяснил, что способствовало росту объема автотранспортного грузооборота, и с какими вызовами автоперевозчикам предстоит столкнуться.

До 2014 года ежегодный прирост сегмента ТЛУ в России варьировался от 15% до 30%. В 2015 году — после введения санкций против РФ и экономического спада — рост рынка замедляется, и по итогам года — впервые за много лет — показывает отрицательную динамику (–0,2%). Из-за разнородности этого сегмента и его непрозрачности единых, по крайней мере, официальных цифр в денежном выражении до сих пор не существует.

Наиболее репрезентативную и близкую к средней дает консалтинговое агентство Market Guide, которое оценило рынок ТЛУ в кризисный год в 8,1 трлн рублей. Однако уже в 2016 году показатели 2015-го как самого неблагоприятного остаются в прошлом, и рынок начинает выравниваться, демонстрируя пусть и небольшой, но рост — в 4,4%. В 2017-м он прибавил еще 8,8%, которые были обеспечены в основном ростом грузоперевозок (на 9,2%).

Не поле перейти

Структурно рынок ТЛУ состоит из четырех основных сегментов: грузоперевозок, экспедиторских услуг, хранения и управленческой логистики. При этом грузоперевозки составляют 88% от всего объема ТЛУ. На долю экспедиторских услуг, складирования и управленческой логистики приходится 9%, 2% и 1% соответственно. Из пяти существующих в России каналов транспортировки грузов наиболее емкими являются два: железные и автомобильные дороги (суммарная доля авиации, водных маршрутов и трубопроводов не превышает и 10% от общего объема рынка). Большая часть грузооборота (55%) все еще пока приходится на железнодорожный транспорт. И какое-то время РЖД еще будет доминировать на этом рынке, однако все говорит о том, что постепенно главной движущей силой развития рынка грузоперевозок будут становиться автомобили.

Согласно предварительным данным Росстата к декабрю 2017 года, грузооборот (в тонно-илометрах) транспорта в стране вырос на 5,9% к аналогичному периоду 2016 года. При этом если совокупный объем перевозки грузов всеми видами транспорта увеличился на 8,1%, то автомобильным — на все 10,3%. И с каждым последующим годом автоперевозчики будут все активнее теснить железнодорожников.

В качестве драйверов развития грузовых автоперевозок эксперты дружно указывают постепенное восстановление импортно-экспортных отношений, появление новых крупнейших логистических маршрутов через нашу страну, рост внутреннего грузопотока и укрупнение рынка.

Дополнительный толчок развития этого сегмента, по мнению аналитиков, даст интернет-торговля. Точнее, она уже это делает. Минувший год стал первым, когда автотранспортные компании, в том числе крупные, стали обслуживать e-commerce и практически монополизировали сектор LTL (загрузка ниже полного объема), за который железнодорожники, по экономическим соображениям, даже не возьмутся. Именно интернет-торговля и помогла автоперевозчикам улучшить прошлогодние показатели и смягчить «удар», нанесенный «Платоном».

К примеру, по  данным отчета агентства BusinesStat, в 2017 году стоимостной объем отечественного рынка коммерческих автомобильных перевозок увеличился на 14,6% и составил 733,2 млрд рублей, а грузооборот автотранспорта достиг 130,9 млрд тонно-км, что превысило уровень 2016 года на 6,4%. «Впервые за долгие годы российский рынок автоперевозок в результате наращивания объема операций, повышения дальности перевозок и средневзвешенного тарифа показал реальный, а не номинальный рост», — говорится в исследовании аналитиков из M.A.Research. По их данным, сейчас в структуре рынка по объему перевозимых грузов доминируют внутрироссийские перевозки (более 99%), однако сегмент международных перевозок дает свыше 20% доходов автомобильных компаний.

Наращивание объемов международных перевозок в импортно-экспортном сообщении и стало  важнейшим трендом работы автомобильного транспорта в последнее время. Причем наиболее высокий трафик наблюдается в сторону Китая. По сравнению с 2012 годом объем грузов, перевезенных по этому маршруту, увеличился на 59,2%, а его доля в международных автоперевозках российских грузов ВЭД выросла почти в два раза — с 4,7% до 8,3%.

В свою очередь, в компании Market Guide отмечают, что наиболее весомый вклад в рост автоперевозок дали сборные грузы, с которыми так не любит «возиться» железная дорога: именно поэтому часть клиентов отошли от железнодорожных перевозок и «пересели» в автомобили. Если в целом объем автогрузоперевозок вырос на 5,6%, то выручка в сегменте сборных грузов увеличилась на 16%. Такая динамика в этом сегменте обеспечивает рост загруженности грузовиков: доля таких перевозок сейчас составляет 73%. Как следствие, перевозка «воздуха» уходит в прошлое. Рост числа «сборок», в свою очередь, обусловлен уменьшением среднего размера отправляемых партий, увеличением консолидации грузов разных отправителей, агрессивной территориальной экспансией торговых сетей и опять-таки  непрерывно растущими объемами интернет-торговли. По прогнозам экспертов, рост объема электронной торговли между РФ и КНР в этом году может составить около 20%, причем значительную часть этого потока снова могут взять на себя автоперевозчики. В будущем, когда в действие будет введен международный транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай», их значение возрастет еще больше. Трасса общей протяженностью 8 445 км свяжет Европу, Россию, Казахстан и КНР.

Естественно, развиваться автомобильные перевозки будут не только за счет международных направлений. В агентстве MegaResearch считают, что возрастающий рост потребления со стороны населения вызывает дальнейшую региональную экспансию торговых сетей — ключевых заказчиков ТЛУ. Помимо этого, на внутренних маршрутах максимальный прирост автоперевозчикам по-прежнему будут обеспечивать строительные, генеральные и тарно-штучные грузы. Свою роль здесь уже сыграло, например, возведение крупных инфраструктурных и индустриальных проектов в стране (таких как Крымский мост и объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года).

К важным факторам роста эксперты относят и увеличение госинвестиций в российскую дорожную инфраструктуру в целом. Один только приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», к слову, предполагает выделение 640 трлн рублей на ремонт и строительство автодорог в 34 городских агломерациях, население которых превышает 500 тыс. человек в каждой. В результате чего должно не только сократиться время доставки грузов по автотрассам, но и вырасти максимальное плечо перевозки.

Готовность номер один

Говоря о перспективах, отраслевые аналитики предупреждают, что на рынке грузовых автоперевозок начинает формироваться достаточно выраженная конкурентная среда. Более того, прогнозируется ее дальнейший рост. «Усиление регулирования отрасли и административного давления (например, введение в конце 2015 года системы оплаты движения для большегрузного транспорта «Платон») уже дало дополнительный толчок к укрупнению отдельных автоперевозчиков и успешных логистических операторов за счет ухода с рынка нестабильных компаний и части перевозчиков, работавших по «серым» и «черным» схемам», — подчеркивается в отчете M.A.Research. И это, кстати, подтверждается официальной статистикой регистрации коммерческих автомобилей, причем не только попавших под надзор «Платона» 12-тонников, но и легких коммерческих: только за 2016 год число физических лиц и индивидуальных предпринимателей в первичной регистрации коммерческого автотранспорта снизилось на 36%.



Многие из ушедших с рынка частников и мелких компаний, по информации РБК.research, использовали автомобили с высокой степенью износа (65% эксплуатировалось свыше 15 лет).

Высвободившиеся «старички» к работе сегодня не возвращаются: расширяющие автопарк на фоне восстановления спроса более или менее крупные компании предпочитают приобретать новые машины. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2017 году продажи новых грузовых автомобилей выросли по сравнению с 2016-м на 50,4% — до 80,2 тыс. единиц.

Избавление от «балласта» и движение к консолидации аналитики рынка называют хорошим симптомом. Сейчас на долю пяти крупных автоперевозчиков («Деловые Линии», «ПЭК», «ЖелДорЭкспедиция», «Глобалтрак» и «Крафтер») приходится 12% рынка. И появление новых игроков на рынке крайне маловероятно. А значит, «выжившим» компаниям в борьбе за клиента придется разработать уникальные предложения, а возможно, снижать цены.
 
Резюмируя, эксперты в один голос говорят об изменении потребностей клиентов, которые все  больше обращают внимание не только на приемлемую стоимость услуг, но также надежность операторов. Сегодня важно и точно в срок доставить груз, и — предоставить потребителю дополнительный сервис, связанный со страхованием, отслеживанием грузов, разрешением спорных вопросов и так далее. Поэтому в безусловном выигрыше окажутся те компании, которые не пожалеют инвестиций в развитие IT-инфраструктуры и технологий, позволяющих анализировать движение транспорта, грузопотоки и многие другие факторы, способствующие максимальной оптимизации всех процессов.