ЛИЦО ИНДУСТРИИ

Прослушать новость

Александр Герасименко, генеральный директор
ООО «Инновационной Сервисной Компании «ПетроИнжиниринг»

Инновационные компании в какой-то мере сами формируют рынок, поэтому быть в авангарде для них — требование времени. Новые продукты невозможно создать старыми методами, но главное для разработчиков — найти источники финансирования и, конечно, постоянно совершенствоваться.

Факторы среды

За последние несколько лет России удалось заметно укрепить свои позиции в ведущих международных рейтингах инновационной активности. Так, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index страна поднялась с 63-й строчки в 2010 году до 38-й в 2017-м, а в рейтинге развития инноваций Global Innovation Index прибавила 19 позиций, заняв по итогам прошлого года 45-е место.

В то же время исследование Высшей школы экономики показало, что уровень инновационной активности в отечественной промышленности продолжает падать.
 
Зафиксированный показатель оказался минимальным с 1999 года, что продемонстрировало отставание России от ведущих индустриальных стран в 4–6 раз. Судите сами: в Швейцарии 60,2% компаний используют инновации, в Германии — 58,9%, во Франции — 46,5%, в Великобритании — 45,7%. Выше цифры и в странах Центральной и Восточной Европы: в Польше высокотехнологичны 18,6% предприятий, в Венгрии — 18,8%. У нас этот показатель остается на уровне 8–9%.

О том, что за 10 лет в РФ так и не смогли увеличить долю инновационных компаний, говорил на Петербургском международном экономическом форуме и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. При этом глава государства Владимир Путин обозначил новые стратегические цели повышения производительности труда, согласно которым к 2024 году доля компаний, переходящих на инновационные рельсы, должна достичь 50%, то есть вырасти в шесть раз.

Что же тормозит развитие инновационной среды?

На прошедшем недавно заседании комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию Правительства РФ премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что если не помогать российским технологическим компаниям, то они будут поглощены иностранными 36 конкурентами или просто исчезнут. Поэтому спрос на разработки должен обеспечить крупный бизнес, прежде всего компании с государственным участием.

Шаги для ускорения технологического развития страны, безусловно, предпринимаются. В арсенале инструментов поддержки инновационного бизнеса — открытие особых экономических зон, создание инновационных кластеров и экосистемы, пониженные ставки налогообложения, инвестиции и законодательные инициативы.

Однако государственная политика стимулирования инноваций остается несистемной, потому что проводится во многом независимо — разными ведомствами, через совершенно не связанные между собой программы.

Баланс для портфеля инструментов

Самая большая проблема для компаний, нацеленных на развитие, — отсутствие быстрого и доступного финансирования. Для получения денег зачастую нужно потратить годы. Требуются большие залоги, обеспечение, которые разработчики не могут себе позволить. В итоге фактическое финансирование новых разработок ведется за счет оборотных средств. А ценовой демпинг со стороны действующих компаний дает неправильный сигнал рынку.

Если говорить про высокотехнологичные инновации, то это, как правило, очень затратный бизнес. Многие игроки на рынке не видят смысла вкладывать средства.

Кроме того, большинство заказчиков не готовы испытывать «сырые продукты», а без этого прогресс невозможен. Любая новая разработка должна пройти обкатку, настройку, поэтому отказы на первых этапах неизбежны.

С одной стороны, мы видим, что о поддержке российских инновационных компаний начали активно говорить, организовываются форумы, конференции. Государство дает посыл госкомпаниям активно поддерживать отечественные разработки, и это, безусловно, позитивный момент.

Однако не проработаны механизмы вывода продукта на рынок. Правильным решением было бы закрепление гарантированных объемов работ для инновационных предприятий.

Ни одна компания не откажется от адекватных мер поддержки. Но проблема в том, что у государства и бизнеса не всегда совпадают понятия о поддержке. Хотелось видеть реальные проработанные механизмы внедрения новых разработок. Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда на федеральном уровне дают зеленый свет инновационным компаниям, но на местах, особенно в госкомпаниях, мы встречаем ощутимое сопротивление. Это еще раз говорит об отсутствии единой проработанной стратегии профильных министерств.

«Внедрение инноваций у нас, к сожалению, идет гораздо медленнее, чем нам хотелось бы, несмотря на то внимание, которое этому вопросу уделяется», — признал на заседании комиссии премьер. Он добавил, что одной лишь поддержкой разработчиков такую масштабную задачу не решить, а комплексное решение должно затрагивать все отрасли российской экономики, чтобы сформировать полноценный рынок инноваций.

Конкурентные условия

Увеличение доли инновационных компаний в структуре экономики напрямую связано с формированием конкурентных условий. Для нашей компании инновации — это постоянный вызов, желание совершенствоваться и достигать цели, предлагая самые прорывные решения.

Только так мы сможем оставаться конкурентоспособными на рынке. Тот, кто не уделяет внимания развитию, обречен на провал. Россия является частью глобальной экономики, без развития инноваций она не сможет конкурировать на внешних рынках и защищать внутренний.

В сфере нефтесервиса, где мы работаем, к примеру, я бы разделил инновационные проекты на две группы. Первая призвана снижать себестоимость, издержки компании, позволяя выдерживать ценовую конкуренцию. Вторая группа — это новые высокотехнологичные решения, повышающие эффективность добычи полезных ископаемых.

Такие решения не всегда являются бюджетными, однако позволяют получать результат на ранее бесперспективных месторождениях.



Что касается продвижения продуктов, то специалисты «ИСК «ПетроИнжинирнг» за последние два года разработали инновационные рецептуры буровых растворов, позволяющие увеличить нефтеотдачу, и они востребованы на рынке. Мы также активно занимаемся разработкой и производством собственного породоразрушающего инструмента с отечественным вооружением.

Вообще, для инновационной компании не существует неразрешимых задач. Она должна быть более гибкой и отзывчивой к изменениям запросов потребителей. В какой-то мере прорывной бизнес сам формирует рынок, поэтому инновационная компания в той или иной отрасли — это лицо индустрии. Даже в такой консервативной отрасли, как добыча нефти и газа, без инноваций мы потеряем свою долю рынка на мировой арене.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | ДЕКАБРЬ | #12 2018