«ЗАКОРМИТЬ» ДЕНЬГАМИ

Прослушать новость

По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были
исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд.
рублей. Это самый высокий показатель за последние 17 лет.

В прошлом году профицит консолидированных бюджетов был зафиксирован в 38 регионах. До 2018-го максимальное количество профицитных консолидированных бюджетов  достигнуто в 2006 году — 54 региона. Минимальное количество профицитных регионов было в 2013 году — только 6.

КТО ЛИДЕРЫ?

Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно.

Указанные регионы характеризует относительно низкий уровень самодостаточности: налоговые и неналоговые доходы, которые в основном поступают из региональной экономики, составляют 32,6% в Дагестане и 35,2% в Севастополе. Поэтому профицит
бюджетов данных регионов во многом обусловлен дотациями изт федерального бюджета.

У других регионов — лидеров по соотношению «профицит к ННД» — уровень самодостаточности существенно выше (например, у ХМАО-Югры достигает 94,8%).

Профицит бюджета в таких регионах достигнут во многом собственными силами — налогоплательщики, функционирующие на территории региона.



По абсолютному профициту консолидированного бюджета лидерами являются Москва (+61,5 млрд рублей, или 2,7% ННД) и регионы «тюменской матрешки», их суммарный профицит консолидированных бюджетов составил 123,8 млрд рублей (36,8, 41,3 и 45,8 млрд рублей у Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО соответственно).

Такой профицит консолидированного бюджета Тюменской области — заслуга программы
«Сотрудничество», по которой ХМАО-Югра и ЯНАО перечисляют 29,5% поступлений по налогу в бюджет Тюменской области. В 2018 году эти перечисления составили 84,0 млрд рублей. Второй год подряд со значительным профицитом исполняется консолидированный бюджет Кемеровской области: с 20,8 млрд рублей (или 14,6% ННД) в 2017 году профицит увеличился до 35,7 млрд рублей (или 20,8% ННД) по итогам 2018-го.

АНТИЛИДЕР

Максимальный уровень дефицита у консолидированного бюджета Республики Мордовия (-7 млрд рублей, или -24,5% ННД). Отметим, что по сравнению с прошлым годом такое исполнение бюджета можно назвать «улучшением ситуации» — в 2017-м дефицит консолидированного бюджета составил -37,0% (-10,1 млрд рублей). Изначально (по состоянию на 01.02.2018) консолидированный бюджет республики предусматривал дефицит на уровне 3,0 млрд рублей. Фактические ННД по итогам 2018 года оказались только на 2,4% меньше запланированных.

Таким образом, увеличение дефицита до 7,0 млрд рублей было обусловлено наращиванием расходов без соответствующего прироста собственных доходных источников.

КОМУ СПАСИБО?

Основные факторы рекордных профицитов — рост федеральных дотаций и прибыли в добывающем секторе, а также сдерживание бюджетных инвестиций.

В 2018 году доходы консолидированных бюджетов российских регионов увеличились на 1,6 трлн рублей (15,2%). Наибольший вклад в рост совокупных доходов внесли прирост поступлений по налогу на прибыль (+577 млрд рублей), НДФЛ (+402 млрд рублей) и федеральных дотаций всех видов (+276 млрд рублей).

Так как существенная часть федеральных дотаций направляется на выплату зарплат бюджетникам, то вклад дотаций в прирост доходов еще выше — они возвращаются в консолидированные бюджеты в виде НДФЛ с зарплат бюджетников.

Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль пока опубликована только по состоянию на 01.10.2018. Тем не менее информации за 9 месяцев достаточно для анализа отраслевой структуры приростов налоговых поступлений.



ОТКУДА ПРИБЫЛЬ

Основной прирост поступлений по налогу на прибыль сконцентрирован в секторе добычи нефти и газа.

Также значимый прирост обеспечили металлургические предприятия. Таким результатам способствовала достаточно благоприятная внешняя конъюнктура на соответствующих глобальных рынках, а также динамика валютного курса рубля (в том числе его ослабление в III квартале 2018 года). По итогам 2018 года суммарный объем дотаций всех видов, которые Федеральный бюджет перечислил регионам, впервые превысил 1 трлн рублей.

Особенность 2018 года: те или иные дотаций получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область. Причем Москва с объемом дотаций в 27,6 млрд рублей вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций.

ФЕДЕРАЦИЯ ПОМОЖЕТ

Начиная с 2019 года ожидается существенный рост бюджетных инвестиций, финансируемых через региональные бюджеты. Рост будет обусловлен реализацией новых майских указов. Во многом эти инвестиции будут фондироваться трансфертами из федерального бюджета, а требуемый уровень софинансирования со стороны региональных бюджетов будет небольшим (вплоть до 2%). В этой ситуации задача региональных властей будет заключаться в финансировании необходимой документации, а сами капитальные расходы будет финансировать федеральный центр.

В случае если такие пропорции софинансирования капрасходов будут соблюдены, увеличение бюджетных инвестиций в составе консолидированных бюджетов регионов не приведет к росту бюджетных дисбалансов и ухудшению кредитного качества субъектов РФ и муниципалитетов.

Александр Шураков, младший директор отдела корпоративных и суверенных рейтингов «Эксперт РА»

Бизнес-журнал | март | #3 2019