Как развивается Рунет в 2023 году: аудитория, тренды, цифры, динамика. Глобальные изменения, происходящие в экономической, политической, культурной сферах на международном и региональном уровнях, оказывают значительное воздействие на электронные коммуникации и тенденции, развивающиеся в них.

Последние несколько лет для Рунета — это время больших перемен: пандемия коронавируса, начало СВО, несколько пакетов экономических санкций, кризис мировой экономики – всё это существенно повлияло как на поведение игроков сегмента электронной коммерции, так и на обычных интернет-пользователей. Приводим обзор наиболее значимых тенденций, упомянутых в ежегодном (с 2011 года публикующемся) отчёте Российской ассоциации электронных коммуникаций «Экономика Рунета 2022/23».

Аудитория Рунета 2023: как меняется и чем занимается?

Главным ресурсом Рунета и электронной коммерции являются интернет-пользователи – именно они осуществляют покупки в интернет-магазинах и на маркетплейсах, пользуются онлайн-сервисами и смотрят рекламу, на размещении которой зарабатывают различные площадки.

Согласно рассматриваемому отчёту, авторы которого ссылаются на исследования Mediascope Cross Web и We are social, охватывающие население России старше 12 лет и от 16 до 64 лет, соответственно, доля интернет-пользователей в нашей стране составляет 81% населения. Причём 78% россиян выходят в глобальную Сеть ежедневно.

Зная особенности и недостатки проведения такого рода измерений, можно предполагать, что показатель проникновения интернета в российское общество несколько завышен, несмотря на активное развитие технологий, низкую стоимость интернет-доступа и постоянное расширение зон покрытия мобильным интернетом.

К сожалению, разбивка по регионам не приводится, поэтому нам приходится довольствоваться «средней температурой по больнице», держа в уме, что разница между активностью пользователей в мегаполисах и небольших городах – весьма существенна. И даже учитывая эти нюансы, можно отметить, что Россия не входит в десятку стран-лидеров по проникновению интернета в жизнь населения.



Соцсети и мессенджеры Рунета: стабилизация после передела сфер влияния

В список самых дорогих IT-компаний Рунета, связанных с электронной коммерцией, вошла VK – правопреемник Mail.Ru Group, владелец самой популярной русскоязычной социальной сети «ВКонтакте». Её стоимость в долларовом эквиваленте составила 1,6 млрд, а рост совокупной выручки – 19%.

Оценка средней суммарной суточной продолжительности использования Интернета – 3 часа 46 минут. Около трети времени, проведённого в Сети, российские пользователи тратят на общение (21% – присутствие в социальных сетях, 15% – в онлайн-мессенджерах). Это отражается и на рейтинге ежемесячных и ежесуточных охватов онлайн-сервисов:

ВКонтакте и WhatsApp (принадлежит Meta, бывшей FB, признанной в России экстремистской организацией) входят в ТОП-5 по этим показателям, причём WhatsApp опережает ВКонтакте. Мессенджер Telegram, несмотря на взрывной рост количества пользователей и их вовлечённости в 2022 году, пока в пятёрку самый популярных сервисов не входит.

При этом Телеграм лидирует по количеству сообщений и публикаций, создаваемых на русском языке, следовательно, его можно признать самым популярным русскоязычным мессенджером. Кроме того, Telegram в 6 раз обгоняет WhatsApp по темпам прироста новой аудитории в месяц, следовательно, лидерство этого мессенджера – вопрос времени.

Лидирующую позицию среди «классических» социальных сетей продолжает занимать ВКонтакте – в ней зарегистрированы более 84% российских интернет-пользователей, причём более, чем для половины она является основной социальной сетью для общения, публикации своего контента и получения информации. Отрыв от второй по популярности соцсети – Одноклассники – почти в полтора раза. Только 3,4% россиян, использующих интернет, не зарегистрированы ни в одной соцсети.



Со ссылкой на Brand Analytics авторы отчёта сообщают о сокращении числа активных контент-генераторов в социальных сетях – их количество снизилось на 6,2%. Можно предположить, что причинами этому стали:

• фактическое окончание пандемии, которое вернуло людей из онлайн-пространства в реальную жизнь;
• изменение российского законодательства, ужесточающего ответственность за публикацию недостоверных высказываний, заставило значительную часть блогеров, присутствующих в социальных сетях, пересмотреть свою активность и контент-политику;
• изменение глобальной информационной повестки привело к снижению интереса к «второстепенным» тематическим нишам, вследствие чего коммерческая деятельность в области тематического блогинга стала невыгодной или утратила привлекательность в репутационном плане.

Важной характеристикой российской интернет-аудитории является превалирование мобильного трафика над десктопным, причём глобальное: 90% времени, проводимого онлайн, приходится именно на мобильные устройства. При этом доля пользователей, пользующихся исключительно мобильным интернетом, составляет от 30 до 48% в различных возрастных группах.

Средняя продолжительность пребывания пользователей в онлайне со смартфонов и планшетов увеличилась на 9% и составила 5 часов в сутки.

Следовательно, компаниям, планирующим долгосрочное и масштабное присутствие в сфере электронной коммерции, критически важно иметь собственное онлайн-приложение или, как минимум, мобильную версию сайта.

Электронная коммерция Рунета: маркетплейсы доминируют на рынке e-commerce

Рост совокупного оборота коммерческих операций, выполненных с использованием онлайн-сервисов, составил 32%, за счёт чего, в первую очередь, увеличился и валовый рост вклада интернет-экономики в российскую экономику в целом. При этом наблюдается значительное сокращение финансового оборота сразу по двум смежным направлениям: маркетинговый рынок упал на 10%, а продажи цифрового контента сократились более, чем наполовину – на 52%. Но о них мы поговорим отдельно.

Общая тенденция роста электронного рынка на 30-40% в год сохраняется с 2019 года, до этого рост в абсолютных показателях не всегда коррелировал с увеличением доли оборота. Прогноз специалистов РАЭК на текущий год находится примерно на том же уровне – в абсолютном выражении они ожидают увеличение объёма рынка на 15,8 трлн рублей, в процентном – на 29%.

В десятке самых дорогих интернет-компаний второе и третье места занимают маркетплейсы Ozon и Wildberries, причём их суммарная стоимость чуть-чуть не дотягивает до 40% общей стоимости корпораций из ТОП-10. Это ярко подчёркивает тренд развития маркетплейсов и увеличение их капитализации, которое наблюдается в последние несколько лет.

Также среди самых дорогостоящих ожидаемо оказались интернет-гигант Яндекс (с двукратным отрывом от третьей позиции рейтинга и стоимостью активов $10,2 млрд и ростом выручки 46% относительно 2021 года), компании-разработчики ПО (в т.ч., в сферах электронного документооборота и информационной безопасности) и онлайн-сервисы, подразумевающие организации взаимодействия большого количества пользователей, имеющих коммерческие цели (купля-продажа товаров и услуг, решение кадровых вопросов).

Интересно, что темпы роста выручки российских интернет-лидеров значительно превышают аналогичные показатели иностранных компаний, которые демонстрируют рост всего на 8-10% (на примере Amazon, Apple и т.д.).

Форматы подачи цифровой информации: тенденции

Как уже упоминалось, динамика потребления платного цифрового контента – отрицательная, что может быть связано с рядом объективных причин:

• уход с российского рынка многих зарубежных платформ;
• отзыв лицензии на распространение фильмов, музыкальных треков и электронных книг зарубежными правообладателями;
• сокращение доходов населения в связи с изменением экономической и политической ситуации;
• перераспределения спроса в пользу пиратского контента (в первую очередь, иностранного – по принципу «параллельного импорта» и пр.).

Кроме устойчивых трендов прошлых лет, в частности, рост популярности видеоматериалов различного уровня и назначения, а также аудиоматериалов в формате подкастов, обращает на себя внимание увеличение интереса интернет-пользователей к мультисервисным подпискам, т.н. экосистемам. О них осведомлены 95% жителей крупных и средних российских городов, более того, 55% уже оплачивают регулярно одну или несколько таких подписок. Среди лидеров платных экосистем – сервисы, относящиеся к категориям ритейла, мобильной связи и услугам АЗС.



Государственное регулирование интернет-пространства в стране — тренды

Нельзя не упомянуть об одной важной тенденции, становящейся всё более структурированной и масштабной – это государственное регулирование интернет-пространства России, причём как в нормативно-правовом, так и в финансовом поле. Назовём основные тренды:

1. Рост численности россиян, зарегистрированных на портале Госуслуги – в настоящее время обслуживанием этой платформы охвачены 2/3 граждан нашей страны. Рост происходит, в том числе, за счёт расширения количества услуг, которые оказываются через сайт и соответствующее ему мобильное приложение, а также за счёт безальтернативности оформления некоторых видов документов, получения льгот и т.д. В связи с массовым охватом населения электронной формой оказания услуг федеральных, региональных и муниципальных органов власти и социального обеспечения, на одно из первых мест встаёт вопрос о безопасности хранения и передачи данных, защите от кибератак и утечек персональной информации.

2. Регулирование публикации, сбора, хранения, распространения и защиты персональных и публичных данных и материалов. В частности, внедрение изменений в «Закон о рекламе» (версия от 1 сентября 2022 года) оказало значительное влияние на рекламный сектор интернет-экономики. Кроме того, ограничения, касающиеся распространения информации по отдельным темам, существенно изменило пространство электронных СМИ и онлайн-медиа, привело к перераспределению этой сферы и частичному уходу с рынка её участников. Совокупный объём рекламно-маркетингового сегмента снизился в финансовом выражении на 10% — и это при том, что с рынка ушли несколько крупных зарубежных игроков, следовательно, рекламные бюджеты должны были перераспределиться в сторону оставшихся, отечественных. Такая динамика рынка была зафиксирована впервые за 10 лет. Однако в 2023 году специалисты прогнозируют хоть незначительный, но рост относительно прошлого года – в районе 5% (ближайшее по значению годовое изменение рынка было только в 2015 году).

3. Надзорная деятельность как в сфере соблюдения требований законодательства, касающихся достоверности распространяемой информации, так и в сфере налогообложения, становится более интенсивной и всепроникающей. В частности, об этом свидетельствует значительный рост числа административных и уголовных судопроизводств в отношении как популярных блогеров, так и рядовых интернет-пользователей. Влияние этого фактора отражается как на объёме, так и на тематической составляющей цифрового контента.

4. Финансовая и административная поддержка отечественных IT-компаний привела к взрывному росту их количества и менее интенсивному, но заметному росту налоговых отчислений в этой отрасли. Тем не менее, следует заметить, что внутренние потребности российского рынка до сих пор не полностью покрываются возможностями отечественных разработчиков ПО и «железа». Льготный налоговый режим, введение моратория на проведение проверок бизнеса, государственное финансирование наиболее значимых проектов повышают привлекательность ведения бизнеса в этой сфере как для стартаперов, так и для опытных предпринимателей.

5. Создание отечественных баз данных и проектов информационного характера, финансирование, в т.ч. за счёт государственных грантов, разработки аналогов международных онлайн-сервисов (Wikipedia, YouTube и т.д.). В настоящий момент, к сожалению, успешных проектов в этом направлении пока нет, но тенденция к их разработке существует.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *