5 лайфхаков от Lectera: как успешно запустить стартап в коронакризис

1 min


50 000 пользователей за первые три недели работы образовательной онлайн-платформы без рекламного сопровождения. Как запуститься в 30 странах во время пандемии и получить звание «будущего единорога» от топовых бизнес-медиа в самый разгар коронокризиса. Рассказывает CEO и основатель международной образовательной платформы Lectera.com Мила Семешкина. 

Предыстория

COVID-19 – типичный «черный лебедь», визита которого не ждал даже самый прожжённый аналитик. Наша образовательная платформа, основанная на принципе Money Education — «обучайся зарабатывать», должна была запуститься в мае сразу в более чем 50 странах на 4 языках. Над проектом не покладая рук работали 164 человека из 19 государств. Еще в марте ничего особо не предвещало беды, и даже тревожные заголовки в СМИ казались лишь кликбейтом.

Однако в апреле страны одна за другой стали вводить различные ограничения, причем не только на авиасообщение, но и на важные для бизнеса процессы. Например, в Дубае, который должен был стать нашим ключевым шлюзом, просто закрылись все банки и государственные институты, отрезав Lectera.com всякую возможность на открытие платежных инструментов и осуществление денежных переводов. Аналогичная ситуация произошла в Швейцарии. В итоге за полтора месяца до намеченного старта стало понятно, что единовременного запуска сразу во всех частях света у нас не получится.

Решение

У компаний, чей запуск пришелся аккурат на пандемию, есть два пути – отсрочить лонч до лучших дней или же перестроить стратегию под новую, не всегда дружественную, реальность. Мы решили, что второй вариант – меньшее из зол, так как оплату аренды четырех наших офисов в трех странах, зарплату для более, чем 160 сотрудникам, юристам, адвокатам и другие ежемесячные расходы никто не отменял, а, во-вторых, в кризис традиционно растет спрос на образование. Упускать возможность застолбить свою нишу не хотелось, поэтому пришлось обратиться к индивидуальному запуску для каждого рынка. В срочном порядке мы были вынуждены менять заготовленные ранее маркетинговые акции и рекламные кампании, которые мы готовили почти полгода, и параллельно вести несколько промо-кампаний на разной скорости.

Сегодня проект функционирует в более чем 30 странах (Россия, США, Канада, ОАЭ, Германия, Швейцария, Австрия, Индия, Казахстан, Украина, Мексика и другие), а курсы Lectera.com представлены на 4-х языках (русском, английском, немецком и испанском), на очереди 5-й – хинди. С момента запуска без активной рекламной кампании платформа привлекла более 50 000 пользователей, а американское бизнес-издание Entreprenur.com даже назвало Lectera.com «будущим единорогом». Легко ли нам было родиться и выжить? Отвечу твердое нет. Не верьте тем, кто будет рассказывать, что весна 2020 года прошла для них незаметно и гладко. Лихорадило абсолютно всех, однако есть несколько методов самолечения, которые позволили нам встать на ноги быстрее конкурентов.

Лайфхак №1
Действуйте оперативно

Давайте вспомним, что еще в начале года коронавирус всем казался каким-то экзотическим заболеванием, которое касается только небольшой части Китая. Первым значимым триггером стало массовое закрытие границ – сначала в Азии, а затем и по всему миру. Тогда я поняла, что business as usual больше не будет. Вообще, решения в тот момент принимались практически на ходу, бизнес перешел в режим микро-планирования. Мы отложили на несколько месяцев запуск платформы, перевели почти весь персонал на удаленную работу, заново выстроили внутренние бизнес-процессы. Только сейчас я могу точно сказать — это были верные решения.

Одно из основных преимуществ стартапов – это гибкость, и турбулентность на мировых рынках – отличный способ это доказать. Самым страшным в кризис является состояние покоя (не путать со спокойствием!), оно в равной степени разрушительно как для отдельного человека, так и для целой корпорации. Нужно смотреть по сторонам, быть в информационном потоке, не бояться экспериментировать и не жалеть удалять и переписывать годами наработанные планы.

С первых дней самоизоляции мы стали проводить короткие регулярные десятиминутные звонки со всей командой, чтобы обмениваться последними новостями и вместе осуждать дальнейшие шаги. Также в то время, когда многие работодатели заняли выжидательную позицию и остановили процесс найма новых сотрудников, мы продолжали активно нанимать людей. В наш штат были приняты более 30 человек из 4 стран. Данная стратегия позволила cобрать в Lectera наиболее талантливых и не боящихся перемен людей. Этот психотип всегда в дефиците на рынке труда.

Лайфхак №2
Не давайте сотрудникам впасть в депрессию

Негативное эмоциональное состояние – один из главных врагов производительности труда. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно из-за депрессии и стресса мировая экономика недополучает $1 трлн в год. Что-то мне подсказывает, что в 2020-м году по данному показателю будет установлен очередной антирекорд. HR-отдел нашей компании стал самым настоящим центром психологической поддержки сотрудников. И если до кризиса вокруг кадровиков бытовал стереотип, что они только делают записи в трудовых книжках и оформляют заявки на отпуск, то коронавирус всё расставил на свои места и доказал необходимость этого департамента.

Параллельно не стоит недооценивать и роль руководителя. Поскольку Россия была одной из немногих стран, в которых пандемия не повлияла на даты начала работы Lectera.com, я прибыла в Москву из Дубая практически последним рейсом. Запуск проекта – совершенно особенный и неповторимый момент, когда особенно важно быть вместе с основным костяком команды: разработчиками, маркетологами, дизайнерами – с теми людьми, которых я как лидер могу вдохновить. Удаленная работа, безусловно, удобна, но расстояния так или иначе имеют значение и не стоит пренебрегать возможностью их сократить. Да и сотрудникам психологически проще знать, что я рядом.

Лайфхак №3
Недополученная в кризис прибыль – это нормально

Не скрою, что запуск проекта в коронавирус – это дорогое «удовольствие». Помимо стресса и цейтнота, пандемия уже обошлась нам в 3-4 миллиона долларов, и точка в этой истории еще не поставлена. В связи с недавно введенным в США ограничениями на получение рабочих виз иностранцам старт рекламных кампаний и запуск Lectera.com там отсрочен аж до 2021 года, а это еще гораздо большие миллионные убытки. Но, как говорил Уоррен Баффет, вам не следует выходить на фондовый рынок до тех пор, пока вы не сможете наблюдать за падением своих акций на 50% без паники.

 

Лайфхак №4
Говорить о своих проблемах дешевле, чем их скрывать

Прятать голову в песок и не отвечать на звонок акционера – распространенная тактика. Часто такие действия продиктованы благородным желанием сначала все исправить и рапортовать только о хорошем. Однако на самом деле сокрытие информации зачастую ведет к утрате доверия между партнерами.

В платформу было инвестировано 3 миллиона долларов, поэтому когда стало понятно, что бизнес-план существенно изменился, мы предупредили инвесторов, что сроки выхода проекта на самоокупаемость сдвинулись и прибыль они начнут получать немного позже. Партнеры с понимаем отнеслись к ситуации. Думаю, здесь во многом сказалось то, что мы сыграли на опережение и предвкушая все вопросы представили обновленную пошаговую инструкцию дальнейшей работы Lectera.

 

Лайфхак №5
Проверка на прочность — правильно подбирайте людей в свою команду

Коронакризис стал своего рода лакмусовой бумажкой для проверки сотрудников на преданность общему делу и выпускаемому продукту. И не все смогли пройти это испытание. Например, на своем опыте мы убедились, что нельзя надеяться на подрядчиков. Мы подписали контракт с самым крупным performance-агентством в СНГ, который за целый месяц после запуска Lectera.com не смог привести ни одного лида на платформу. Мы не cмогли протестировать часть гипотез и проработать половину задуманных концепций. В итоге нам пришлось расстаться с этой компанией и начать вести лидогенерацию самостоятельно. Благодаря тому, что у нас сильные отделы маркетинга и пиара, мы смогли добиться очень мощных результатов.

Конечно, было очень непросто, но наши сотрудники смогли собраться и сплотиться ради общего дела, и этот вклад в развитие нашей платформы стал просто неоценимым. В то время как люди массово выбирали какой музей посетить онлайн или какой следующий фильм посмотреть на карантине, наши ребята работали днями и ночами, не поднимая головы. Мы, в свою очередь, старались поддерживать позитивный корпоративный дух команды и заботиться о каждом.

Во время пандемии, когда даже крупные компании урезали зарплату своему персоналу, мы ни разу не задерживали и не сокращали выплаты нашим сотрудникам. Наоборот, мы нанимали новых людей и растили таланты. Для нас это стало очень серьезным достижением. Если у вас получилось также стойко и сплоченно выстоять – это здорово, потому что общая рыночная статистика, к сожалению, обратная.

Период пандемии для нас, как для бизнеса, который только вышел на рынок, стал крайне непростым. Временами работать становилось элементарно неудобно, а иногда и вовсе казалось, что проект рассыпается, как карточный домик. Наша главная заслуга в том, что мы не поддались панике, но и чудес не ждали, принимая иногда не самые легкие решения. И даже сейчас Lectera продолжает жить в рамках микро-планирования, отдельного управления по каждому региону и, конечно, морально готовится к возможной второй волне эпидемии. Остается лишь надеяться, что второго черного лебедя COVID-19 нам не принесет, хотя мы и готовы к нему.


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция бизнес-журнала - B-MAG.ru Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях и технологиях. /Business life today – деловая жизнь сегодня/

Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals