Человек, продавший Берлинскую стену: как немецкий предприниматель построил бизнес на обломках «Железного занавеса»

1 min


1 комментарий


Фото Peter Turnley / Corbis / VCG via Getty Images

Уроженец Западного Берлина Фолькер Павловски уже почти 30 лет продает обломки Берлинской стены туристам. Он был не первым, кто придумал этот бизнес, но нашел способ обойти конкурентов: в какой-то момент он снабжал камнями из стены 90% сувенирных магазинов Берлина

От символа угнетения до символа конца эпохи: Берлинская стена по-прежнему тесно связана с историей германской столицы.

За 30 лет после ее падения, которое положило конец разделу между Западной Германией и находившейся под влиянием Советского Союза ГДР, Берлинская стена совершенно преобразилась. От тщательно охраняемого барьера длиной в 96 миль (155 км) и высотой почти 12 футов (3,6 м) остались, в основном, только покрытые граффити бетонные плиты, как в берлинской East Side Gallery, и миллионы крошечных покрашенных из баллончика обломков для продажи туристам, желающим иметь осязаемое напоминание о поездке.

Толпы людей, которые 9 ноября 1989 года забирались на стену, вооружившись молотками, не могли знать, что куски, которые они откалывали, однажды станут основой успешного бизнеса.

Человек, продавший стену

Пожалуй, нет ни одного продавца обломков Берлинской стены более известного, чем компания Фолькера Павловски, которая в 2014 году снабжала товаром около 90% сувенирных магазинов Берлина. Павловски продает обломки стены уже почти тридцать лет — с тех пор, как в 1992 году открыл компанию Pawlowski Souvenirs & Postcards.

Самому Павловски сейчас 62 года. Уроженец Западного Берлина уже частично отошел от повседневного управления бизнесом и больше не дает интервью. Сайт der-berlinshop.de теперь ведет Джулиан Саха, и ему же поручено рассказать историю его создания.

Павловски, как объясняет Джулиан, был не первым, кто начал продавать обломки стены — в действительности, так делали многие. Множество продавцов собирались у Бранденбургских ворот — площади, которая была недоступна, пока существовала стена, но после краха ГДР быстро вновь стала одной из самых динамичных в центре города — чтобы убедить туристов забрать домой кусочек истории Берлина.

Однако Павловски нашел способ выделиться на фоне конкурентов: он первым начал упаковывать обломки. «Так и появился бизнес. Он стал приклеивать обломки стены к акриловому стеклу», — говорит Саха и добавляет: «А еще он придумал небольшие пластиковые контейнеры: вы можете положить в них кусочек Берлинской стены и прикрепить их к открытке».

Сейчас в компании Павловски работает до десяти человек в зависимости от сезона: зимой, по словам Сахи, спрос на рынке сувениров меньше. В целом, спрос на обломки стены тоже снизился.

«Мы видим, что в последние 10 лет спрос понемногу сокращается. В 2009 году, на очередную годовщину, спрос был выше, чем сейчас», — отмечает он.

В последние годы компания расширилась и теперь предлагает и другие, более традиционные виды сувенирной продукции — от футболок до магнитов — местным сувенирным магазинам.

Компания Павловски столкнулась с ростом конкуренции и числа подделок. В 2009 году предприниматель рассказал в интервью для The Local, что может распознать настоящие фрагменты Берлинской стены, потому что бетон, который использовали при ее строительстве, имеет «уникальную структуру».

Пять лет спустя журналисты издания ExBerliner протестировали несколько обломков стены, выставленных на продажу в сувенирных магазинах Берлина, и обнаружили, что все представленные Павловски обломки, кроме одного, оказались подлинными. Единственная подделка была прикреплена к открытке, изготовление которых Павловски передал подрядчикам — так сам предприниматель объяснил появление фейка.

Большую часть обломков, упакованных и окрашенных в мастерской Павловски, бизнесмен получил в 1991 году благодаря другу, который владел строительной компанией и заключил контракт на вывоз обломков стены. Павловски тогда пришлось арендовать склад для их хранения.

«У него до сих пор есть два места, где мы храним обломки стены. Во дворе компании у нас есть еще около 30 фрагментов, а также множество обломков, уже раздробленных на маленькие кусочки», — говорит Саха.

Предложение ограничено, но появляются и новые обломки. «К нам по-прежнему иногда обращаются люди, у которых тоже есть обломки стены», — объясняет Саха. Он полагает, что нынешних запасов им хватит на 7-10 лет — достаточно, чтобы отпраздновать следующую значимую годовщину падения Берлинской стены.

Перевод Натальи Балабанцевой.

Источник


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

1 комментарий
B-MAG

Новые комментарии:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Вот это жесть креатик бизнес идея )) Можно сказать что они продают воздух ) Просто куски бетона… у меня это не укладывается в голове…
    Я более чем уверен что люди которые купили этот ненужный стройматериал потом забросили куда то в чулан и забыли про него.. )