Что будет с TikTok и WeChat: рост китайских технологических гигантов содержит подсказки

1 min


То, как китайские технологические компании-титаны ускоряют свой рост, показывает, как Bytedance и Tencent могут обойти запреты Трампа на приложения TikTok и WeChat. Указ администрации Белого дома заблокировать китайские TikTok и WeChat на рынке США вызвал судебные баталии и дебаты по поводу открытости Интернета.

Но как китайские материнские компании этих приложений, которые быстро росли за «огороженным садом Китая» в течение многих лет, будут обходить запреты теперь, когда правительство США вырывает их у китайских владельцев?

Я американец, живущий в Азии уже десять лет. Как венчурный капиталист из Сингапура, я узнал, что крупные технологические компании в этих двух странах преследуют общую цель — стремительный рост, — но они идут к ней с разных направлений, часто используя противоположные методы.

Эта тактика может помочь понять, как американские запреты могут повлиять на TikTok и WeChat и их материнские компании ByteDance и Tencent.

Чем отличаются китайские и американские технологические гиганты

В США многие крупные технологические онлайн-компании завоевали господство за последние 25 лет, вытеснив устаревших динозавров — Netflix против Blockbuster, Amazon против Borders и Barnes & Noble — или изобрели целые категории технологий, такие как Apple и Google.

В Китае, который был менее развитым рынком, крупнейшие технологические компании росли без необходимости вытеснять устоявшихся игроков. В Китае преимущество первопроходца было очень ценным, а за ним следовал тот, кто мог собрать больше всего денег, — таким образом было создано первое поколение китайских технологических титанов, таких как Baidu, Alibaba и Tencent.

Между тем, в США такие компании, как Netflix, Amazon, Google и Apple, выиграли благодаря разработке программного обеспечения и пользовательским интерфейсам мирового уровня, обогнав своих конкурентов.

Мы наблюдали дальнейшие различия в культурной ДНК, поскольку американские и китайские технологические компании конкурировали на других рынках. Uber и Amazon продвинулись в азиатские страны со штаб-квартирой в США.

Tencent и Alibaba вышли за пределы Китая и распространились по соседним частям Азии с помощью стратегии миноритарных инвестиций и полных поглощений, подобных захвату земли в сфере недвижимости.

AliPay от Alibaba известен под десятком разных имен по всей Азии, например, GCash на Филиппинах. Tencent, известная своими приложениями для чата, мобильных игр и платежей, инвестировала в гигантов Юго-Восточной Азии, таких как SEA Group и индонезийскую GoJek.

В отличие от американских крупных технологических компаний, китайские технологические титаны не стремятся продвигать свою продукцию (или свои бренды) на новые рынки. Кроме того, они более охотно, чем американские фирмы, выходят на зарубежные рынки через совместные предприятия. Есть десятки примеров того, как китайские технологические компании открывают совместные предприятия с брендами родной страны на рынках от Индонезии до Филиппин.

Но есть еще одна большая разница между темпами роста американских и китайских технологических компаний. Китай блокирует работу десятков глобальных сервисов в своих границах, включая Google, Facebook, YouTube, Instagram и Twitter. Даже Visa и Mastercard были заблокированы до недавнего времени, что привело к появлению AliPay и TenPay.

Наслаждаясь «огороженным садом в Китае», многие китайские приложения и сервисы выросли до размеров, в которых они теперь конкурируют на мировом уровне, что делает их в большей степени геополитической угрозой для американских экономических интересов.

В каком-то смысле угроза Трампа заблокировать китайские сайты, такие как TikTok и WeChat, не является новой позицией, а является продолжением его позиций в отношении торговли, иммиграции, рабочих мест и его недавней войны с Huawei. Приказы о запрете отчасти связаны с опасениями по поводу раскрытия личных данных в китайских сетях, а отчасти с опасениями по поводу экономической конкурентоспособности.

Однако текущие перспективы мировой экономики не безоблачны. В то время как многие технологические онлайн-фирмы процветали во время пандемии, рост политической напряженности сдерживает рост китайских титанов, как это было видно в прошлом месяце, когда Индия запретила TikTok, а теперь и в США с указом Трампа. Деловая напряженность между США и Китаем продолжит ухудшаться, прежде чем станет лучше.

Китайским интернет-гигантам необходимо подготовиться к будущему с более сложной геополитикой, чтобы работать в глобальном масштабе. И в этом контексте TikTok и WeChat представляют собой тестовые примеры.

Это первый случай, когда чрезвычайно популярные китайские потребительские товары — или, в случае TikTok, их американизированные версии — собираются не допустить на самый известный потребительский рынок мира.

Что будет? Как отреагируют материнские компании на запреты?

Это китайская инструкция и мудрость, — вы можете достичь проникновения на рынок и роста, сидя за другим игроком. Это именно то, что мы наблюдаем со слухами о продаже TikTok Microsoft с ее партнерами.

Материнская компания TikTok, ByteDance, может с радостью продавать бренд и продукт, но при этом все еще может владеть интеллектуальной собственностью и моделями монетизации. Или компания может просто стать миноритарным акционером с намерением выкупить продукт обратно в будущем.

Tencent немного сложнее избавиться от WeChat, поскольку это король всех суперприложений. Если WeChat заблокирован в США, мы можем увидеть, как Tencent заключит партнерство по развитию бизнеса с приложением чата второго уровня в США, таким как Line.

Это гипотетическое партнерство может позволить пользователю Line отправлять сообщения пользователю WeChat и наоборот, точно так же, как пользователь Hotmail может обмениваться электронными письмами с пользователем Gmail.

Кроме того, было бы неразумно представить, что Tencent запускает новое приложение для чата в качестве совместного предприятия (в котором он будет миноритарным акционером) с такой компанией, как Amazon.

В то время как большинство других технологических компаний с большой капитализацией, таких как Facebook, Google и Apple, имеют социальную составляющую или чат, Amazon — нет. Кроме того, у Amazon и Tencent есть общий враг: Alibaba. Все мы знакомы с азиатской пословицей: «Враг моего врага — мой друг».

Реальность такова, что у китайской компании есть много способов работать в США, которые позволили бы обойти любые краткосрочные блокировки — точно так же, как американские компании, не связанные с технологиями, работают в Китае, несмотря на ограничения на иностранное владение.

Многие глобальные корпорации обходят эти ограничения с помощью творческих коммерческих контрактов, которые по-прежнему позволяют разделение доходов и принятие решений за пределами Китая.

Технологические гиганты Соединенных Штатов и Китая разделяют одну основную ценность: рост любой ценой с целью доминирования на рынке. Просто у них разные взгляды на то, как туда добраться. С TikTok и WeChat мы скоро увидим, как философия бизнеса Китая встретится и, возможно, сольется с философией США. Это обещает стать танцем, который отразится на всей технологической индустрии и мировой экономике.


Автор: Винни Лаурия — предприниматель и инвестор из Кремниевой долины, управляющий партнер Golden Gate Ventures, венчурного фонда Сингапура.


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция бизнес-журнала - B-MAG.ru Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях и технологиях. /Business life today – деловая жизнь сегодня/

Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals