Корпоративный акселератор – действенный инструмент для привлечения инновационных компаний к сотрудничеству. В 2020 году важность цифровизации осознали даже самые консервативные отрасли, в том числе строительство.

О том, как корпорации могут с помощью акселератора совершить цифровую трансформации в своих отраслях, рассказала Екатерина Ульянова, директор по развитию акселератора в сфере недвижимости от Glorax Infotech.

— Как возникла идея запустить акселератор?

Екатерина Ульянова

Решение о запуске акселерационной программы готовилось постепенно. Всеобщая цифровая трансформация уже давно понемногу подталкивала отрасль строительства и недвижимости смотреть вперед, но именно после весеннего локдауна стало понятно: все бизнес-модели будут меняться, и меняться быстро.

Как крупный девелопер Glorax также нуждается в этой энергии новых технологий, решений, подходов. И сегодня спустя почти год работы акселератора и предварительной оценки его итогов можно говорить, что акселерационную программу мы запустили очень вовремя.

— Как вы оцениваете цифровизацию строительства в России? Что мешает?

Перемен особо нет, потому что всем руководит принцип: работает — не трогай. Российский рынок PropTech пока только в начальной стадии — в 2019 году инвестиции в профильные стартапы составили 700 млн руб., всего было заключено 10 сделок. Но мы понимаем, что подошли к критической точке. На строительство в первом квартале 2020 года пришлось 3,2% ВВП страны.

Так, аналитики нашего партнерского стартапа — сервиса “Бригадир” рассчитали на базе данных Росстата, что издержки на неоптимальных активностях на стройке составляют 35 млрд руб. в год. Только 4% из строительных проектов попадают в плановый бюджет и сроки. На крупных стройках превышение бюджета может достигать 600%. Каждый строитель тратит впустую в среднем 35% рабочего времени, или 14 часов в неделю. Эти удручающая статистика. При этом уровень цифровизации отрасли остается низким.

— Как обстоят дела со стартапами для строительного рынка?

Уверена, что цифровые перемены в строительстве придут не снизу, а сверху: сегодня все крупные игроки понимают, что в эффективной работе кроется значительный рост маржи и конкурентоспособности. Крупные девелоперы, как и Glorax, все больше пилотируют новые IT-решения и вкладывают деньги в digital. И мы понимаем, что без стартапов эти процесс невозможно нам не запустить.

Технологии — непрофильная область для девелоперов, для создания решений у нас нет отделов разработки, R&D подразделений, как, например, в финтехе или автопроме. Нам нужен внешний ресурс. Именно поэтому стартапам и бизнесу сейчас важно начать взаимодействовать. Благодаря этому стартапы смогут привязать инновации к реальным задачам рынка, а бизнес в их лице получит энергию изменений и инструменты для их реализации.

Я думаю, что PropTech в России еще очень далек от той стадии, на которой самостоятельно может появиться компания-единорог, рынок к этому не готов, а вот на стыке интересов бизнеса и стартапов будет много перспективных коллабораций. С этой целью мы запустили открытую площадку PropTech-стартапов, на которой потенциальные инвесторы могут изучить все материалы о проектах, выйти на контакт с командами, обсудить возможности для совместного развития.

— Можно ли назвать спецификой строительного рынка то, что внедрение любой инновации здесь – стратегическое, а не импульсное решение, требующее ресурсов, в том числе временных. Насколько это все усложняет?

Я не могу до конца согласиться с такой постановкой вопроса. Сейчас на рынке IT для строительства нет таких платформенных продуктов, которые бы охватили все стадии от проектирования до реализации. Скорее, наоборот, есть фрагментарная автоматизация и множество решений, которые решают точечные и острые задачи в моменте.

Чтобы отрасль перешла на цифровые рельсы, не нужно быть стратегом каждому девелоперу. Достаточно появления хороших рабочих IT-продуктов, которые будут автоматизировать отдельное звено строительной цепочки или отдельный блок процессов: например, работу с поставщиками материалов или контроль рабочего времени сотрудников.

Если эффект в деньгах от такого решения будет серьезным, оно быстро станет отраслевым стандартом. Бизнес мыслит финансовыми категориями, и если система дает хороший ROI, она всем нужна и тут нет никаких сантиментов. Другой вопрос, что мы еще и эту стадию не прошли, а появление платформенных продуктов — перспектива не ранее трех-пяти лет.

— На ваш взгляд, будет ли расти количество корпоративных акселераторов в России?

Я думаю, что будет расти обязательно, потому что в этом специфика российского венчура. И до настоящего времени с иностранными инвестициями было сложно: все-таки для западных и даже азиатских денег мы слишком рискованный и странный рынок. Теперь же, в условиях пандемии, задача привлечения иностранных инвесторов для российских технологий практически нерешаема. В России сложилась уникальная ситуация, когда главным инноватором остается государство, которое пытается стимулировать IT как может, но по факту питает большую часть IT-рынка через госзаказ.

Сегодня бизнесу стоит начать решать свои проблемы в том числе и самостоятельно за счет автоматизации, комплексной цифровой трансформации. Это уже работает в финансах, ритейле, телекоме, где российские компании тратят сотни миллионов рублей на акселерацию стартапов и поддержку решений, лучшие из которых тут же идут в дело. Для остальных отраслей — это тоже единственный путь в будущее.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *