Как избежать профессионального выгорания

5 главных причин по которым мы испытываем стресс на работе и действенные советы как с этим справиться 1 min


Восемь из десяти сотрудников регулярно сталкиваются со стрессом на рабочем месте. В длительной перспективе это неизбежно подрывает их здоровье и эффективность. Но чтобы избежать негативных последствий, в борьбе со стрессом должны участвовать и топ-менеджеры, и их подчиненные. О том, что может сделать каждый из них, рассказывает советник гендиректора по управлению персоналом ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». 

В ноябре некоммерческая организация Investors in People представила результаты опроса, согласно которым 79% британцев испытывают стресс на работе. Более того, 35% опрошенных признались, что решили уволиться из-за слишком высокого уровня стресса.

Очень похожие данные получил американский сервис CarreerCast в мае 2019 года: 78% респондентов оценили свой уровень трудового стресса на 7 баллов и выше по 10-балльной шкале.

Участники исследований не всегда называют вещи своими именами. Так, респонденты глобальных опросов Gallup реже говорят о стрессе, но часто упоминают другие негативные эмоции — сильное беспокойство, печаль и злость, которые служат постоянными спутниками стрессовых ситуаций.

Нельзя сказать, что стресс — абсолютное зло. По сути, это всего лишь состояние повышенного напряжения организма, которое сигнализирует о нехватке ресурса. В небольших дозах оно помогает встряхнуться и взбодриться. Но переходя в хроническую стадию, становится прямой угрозой и для здоровья сотрудника, и для благополучия команды.

Продолжительный трудовой стресс неизбежно ведет к эмоциональному выгоранию, которое Всемирная организация здравоохранения недавно официально признала диагнозом и включила в международный классификатор болезней. Основные симптомы — чувство истощения и изможденности, отстраненности от работы, цинизм в отношении рабочих задач и падение профессиональной эффективности. Хорошо работать в подобном состоянии невозможно, а пользы от такого сотрудника почти никакой.

Выстроить процессы так, чтобы сотрудники не подвергались неуправляемому хроническому стрессу — прямая обязанность руководства. Более того, эксперты уже задумываются о создании специальной позиции — stressless-менеджера, который должен отслеживать и контролировать уровень стресса в команде.
Пока же топ-менеджерам и обычным сотрудникам приходится бороться с проблемой самостоятельно, используя весь арсенал доступных средств. При этом набор конкретных рекомендаций для руководителей и их подчиненных зависит в первую очередь от причины, которая генерирует стресс в коллективе.

1. Перегрузки и горящие дедлайны

Ничто так не угнетает, как неподъемный объем задач и вечный цейтнот. Только вычеркнешь пару пунктов из списка дел, как в него добавляются новые. Через полгода работы в таком режиме неизбежно падает уровень концентрации, а следом и общая эффективность. Возможность разгрузить сотрудника есть не всегда, но порой помогают и менее кардинальные решения.

Прежде всего, необходимо устраивать регулярные перерывы в течение рабочего дня. Мозг человека, как правило, может фокусироваться на задачах не более 90-120 минут подряд. Поэтому раз в полтора-два часа желательно выйти на короткую прогулку или отвлечься на чашку чая. Постарайтесь спланировать дела с учетом таких перерывов даже в условиях горящего дедлайна. После 15-минутного отдыха вы будете работать более сосредоточенно и за счет этого сэкономите массу времени и сил.

2. Цифровой «поводок»

С включенным мобильным телефоном сотрудники остаются на связи в режиме 24/7, даже когда в этом нет производственной необходимости. Кто-то из коллег решил задать в рабочем чате не срочный и не очень важный вопрос, и вот уже вместо семейного ужина вы всем отделом участвуете в спонтанном совещании в WhatsApp.
Однако полностью отключаться от рабочей связи — не лучшее решение.

Исследователи из Университета Сассекса выяснили, что запрет на служебные звонки и использование рабочей почты в неурочное время только увеличивает тревожность сотрудников. Людям кажется, что они пропускают что-то важное, и это заставляет нервничать еще сильнее. Лучше установить менее жесткие, но понятные ограничения: после рабочего дня — никакого мусора в рабочих чатах, только очень важные и срочные вопросы. Если руководство не обозначило правила, постарайтесь донести до коллег, что после ухода с работы вы заняты личными делами, но готовы включиться в экстренной ситуации.

Кроме того, желательно создать буферную зону между пребыванием в офисе и личным временем. Идеально подойдет длительная прогулка в парке, поход в спортзал или хотя бы кафе. Это поможет прочувствовать, что рабочий день все же закончен и настало время отдыха.

3. Дефицит информации и неизвестность

Низкая информированность о том, что происходит в организации, генерирует стресс даже у самых профессиональных и психологически устойчивых сотрудников. Особенно — на фоне важных изменений, например, при смене курса, собственников или руководства компании. В таких ситуациях нет ничего хуже, чем гнетущее ожидание в неизвестности. Работники сбиваются стайками у кулера или в курилке и пугают друг друга страшилками, которые редко отражают реальное положение дел.

Оптимальное решение со стороны руководства — обеспечить правильную коммуникацию и из первых уст разъяснить, что случилось и чем это грозит команде. Если по каким-то вопросам решения еще нет, об этом тоже стоит сказать, обозначив ожидаемые сроки поступления информации.

Конечно, такая открытость приемлема не для всех организаций и топ-менеджеров, и многим коллективам придется мириться с неизвестностью. Но в любом случае постарайтесь не питаться случайными слухами и не поощрять паникеров, которые обязательно найдутся в любой команде.

4. Постоянный прессинг

Далеко не каждый способен привыкнуть к жесткому стилю руководства или требовательным клиентам. Многих сотрудников давление угнетает и через пять, и через десять лет работы, постепенно приводя выгоранию. Если вы попали в компанию, где коллектив держат «в ежовых рукавицах», постарайтесь решить для себя, ради чего и на какой срок вы остаетесь в этом коллективе. В противном случае вопрос об увольнении будет занимать мысли ежедневно, отвлекая внимание и забирая силы. Также попробуйте освоить йогу и техники правильного дыхания, которые выручат на фоне нервотрепки.

Топ-менеджерам, которые придерживаются жесткого стиля управления и не готовы меняться, стоит предупреждать об этом новичков при приеме на работу. И обязательно разъяснять, что вся критика и прессинг относятся к рабочим задачам и не адресованы сотруднику лично.

5. Нездоровые привычки

Как бы банально это ни прозвучало, но некачественное питание и дефицит движения подрывают ресурсы организма и провоцируют переход легкого стресса в хроническую форму. Современные работодатели хорошо это понимают. Исследование Benefits and Trends компании Aon plc показало, что в прошлом году инвестиции в корпоративные wellness-программы в Великобритании выросли с 36 до 42%, а количество компаний, которые используют корпоративные мобильные приложения для здоровья, увеличилось в два раза.
Но даже когда у компании нет полноценного бюджета на эти цели, можно принять некоторые меры. Например, обеспечить сотрудников здоровыми перекусами вместо традиционных булочек и печений, поощрять занятия спортом и выезды на природу.

В свою очередь, работникам стоит заменить бутерброды из автомата или ближайшего магазина на полноценные обеды с доставкой. Тем более, сейчас они стали максимально доступными. Также желательно увеличить потребление воды и снизить потребление кофе, который содержит главный стрессовый гормон — кортизол.
И, конечно, ни в коем случае нельзя жертвовать спортзалом или пробежкой, пытаясь сэкономить время для рабочих задач. Ведь в итоге такая экономия плохо скажется на скорости и эффективности работы.

Автор экспертной статьи:

 Алена Малиновская – советник ген. директора по управлению персоналом "Московский паркинг" правительства Москвы

Продолжительный трудовой стресс ВОЗ официально признала диагнозом и включила в международный классификатор болезней

Алёна Малиновская 

  •  советник гендиректора по управлению персоналом ГКУ "Московский паркинг".
  • Опыт управления персонаом - более 10 лет.
  • Окончила Российскую таможенную Академию по специальности "Экономист", экономика управления на предприятии. 
  • Защитила диссертацию по социальной психологии на тему "Совладающее поведение".
  • Создала систему обучения и развития персонала, провела более 40 мероприятий по развитию корпоративной культуры.
  • Победитель Саммита Лидеров отраслевой молодежи.
  • 2009 - стажировка в транснациональных корпорациях "ЕвразХолдинг", Deloitte.
  • 2014 - возглавляла Департамент управления персоналом в международной ритейлинговой компании Carlo Pazolini.
  • Основала школу для развития управленцев в Госкорпорации "Росатом", "Национальный чемпион".



Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

MalinovskayaA

Новые комментарии:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 11 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals