Как создать успешную сеть коворкингов в России, чек-лист от создателя

1 min


Как создать успешную сеть коворкингов

Коворкинги – самый быстрорастущий сектор офисной недвижимости в городах-миллионниках. В прошлом году в Москве он показал рост площадей более чем на 50%, а в 2020 году эксперты прогнозируют показатель роста до 70%. При этом 75% московских коворкингов приходится на счет сетевых операторов. Может ли сейчас новый игрок занять прочное положение в нише? Какие требования выдвигает отрасль для крупных сетей? Насколько сильна конкуренция в российском сегменте коворкингов?

Мы составили чек-лист – он поможет понять, есть ли у вас шанс оказаться среди лидеров сектора коворкингов и как построить премиальный проект в России.

Классификация и целевая аудитория

Владимир Дорофеев — исполнительный директор сети коворкингов «Практик»

Классификацию коворкингов можно сравнить с рейтингом гостиниц. Есть пятизвездочный отель со spa-зоной и шикарными завтраками, а есть комфортный, чистый и уютный хостел.

Есть премиальные коворкинги класса «А», а есть рабочие пространства, которые обеспечивают резидента мебелью и доступом к сети, но на этом весь комфорт заканчивается. Коворкинги среднего класса зачастую находятся в периферийных районах, их основными посетителями становятся фрилансеры.

Коворкинги европейского уровня строятся с учетом всех потребностей резидента – офисная мебель делается на заказ, во все зоны внедрены технологические решения, а в некоторых локациях есть залы для йоги, капсулы сна и лектории.

Целевая аудитория современной ультратехнологичной локации – подразделения корпораций, креативные отделы крупных компаний и перспективные стартапы. На этапе пресейла в каком коворкинге уже может быть выкуплено до 70% мест – за счет того, что в новую локацию «пересаживаются» целые команды.

Инвестиции и площадь

Для того, чтобы заинтересовать крупного заказчика, который будет готов переехать всей командой в новую локацию, коворкинг должен соответствовать определенным требованиям. Во-первых, в нем должно быть достаточно места. Именно поэтому сети никогда не рассматривают помещения менее 2 тысяч квадратных метров. Интересно, что на старте развития отрасли эта цифра была значительно ниже.

В большом помещении, которое находится на одном уровне коммуникации обходятся гораздо дешевле, чем в многоэтажном здании. В Москве и Петербурге в центре найти подобные локации достаточно сложно, поэтому каждый анонс открытия становится настоящим событием в индустрии.

Большая площадь – большие инвестиции. Европейский проект – огромные инвестиции. Если еще два года назад стоимость реализации квадратного метра коворкинга не превышала 25 тысяч рублей, то теперь эта цифра доходит до 50 тысяч. Если произвести несложные математические расчеты, становится понятным сегодняшний уровень инвестиций в проект.

Технологии и актуальность предложения

Высокая цена за квадратный метр обусловлена не только инфляцией. Наряду с ней растут запросы арендаторов. Самая современная офисная техника (а иногда и 3d–принтеры), климат контроль, круглосуточный доступ, юридическая поддержка и спортивный зал – еще несколько лет назад такие опции могли себе позволить единичные проекты, а сейчас это буквально становится мастхэвом.

Еще одна важная составляющая коворкинга – комьюнити. Если вернуться к теме классификации – на рабочем месте, как же как и в шикарном отеле, резидент хочет видеть людей своего круга, единомышленников. С которыми интересно и приятно провести вечер пятницы (да, в некоторых локациях каждую неделю проводят бесплатную вечеринку для всех работников). С которыми можно поделиться опытом и попросить совет (для коммуникации создается Telegram-чат, где обсуждаются важные вопросы). Одним словом, для того, чтобы соответствовать ожиданиям прогрессивных резидентов, необходимо постоянно совершенствоваться, внедрять новинки, следить за мировым рынком.

Как создать успешную сеть коворкингов

Масштабирование бизнеса

Ведущие сети коворкингов, представленные на российском рынке, в большинстве своем представлены в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Но можно сказать, что в ближайшее время премиальные проекты будут открываться в регионах. Причем география может быть самая неожиданная.

Самый первый российский коворкинг «Башки» открылся в 2008 году в Екатеринбурге – правда, он просуществовал не очень долго из-за низкого спроса. При этом летом 2019 года в городе Великие Луки Псковской области с населением 90 тысяч человек открылся премиальный коворкинг «Пратик» c инвестициями более 50 миллионов рублей.
Инвестором стал бизнесмен из Великих Лук, который захотел не только предоставить современное место работы своей IT-команде, но и открыть областной центр предпринимательства. По подобному пути будут двигаться и другие российские сети. В идеале стоит не заполнять потребительский вакуум в региональных центрах, а стремиться создавать продукт и комьюнити в регионах, строить дорогие и качественные проекты.

Конкуренция и прогнозы

Коворкинги – это удивительный сектор экономики, в который очень сложно зайти из-за колоссальных инвестиций, при этом в нем на данный момент практически отсутствует конкуренция. И по прогнозам экспертов рынка спрос на места в премиальных коворкингах будет превышать предложение вплоть до 2025 года. А вот после этого за клиента придется побороться.

Можно сказать, что востребованными останутся проекты, которые готовы меняться, расти и инвестировать соразмерно с возрастающими запросами аудитории. Также можно предположить, что со временем условия для клиентов будут становиться все более гибкими. Но, если учесть, что современные коворкинги сами растят резидента, который будет выбирать локацию в 2025 году, хочется надеяться, что он поставит на качественный продукт, а на не демпинговые условия.


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция бизнес-журнала - B-MAG.ru Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях и технологиях. /Business life today – деловая жизнь сегодня/

Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − один =

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals