Одиноким Валентинам посвящается

1 min


Статистика подтверждает: 14 февраля — праздник далеко не безобидный и даже опасный для жизни.

Плюшевые медведи и валентинки, розовые витрины магазинов и экзальтированные девицы с букетами в Instagram… В День святого Валентина накал страстей становится поистине шекспировским, что нравится далеко не всем. 

Что, если ты — один? Что, если одиночество тебя не напрягает? А что если — о, ересь! — быть одиночкой нравится не только тебе, а многим?

Почему в мире столько одиноких людей, и как окружающие дискриминируют их, считая только семейную ячейку залогом здорового развития общества? 

Хождения по мукам

День святого Валентина — праздник далеко не безобидный. Это стало понятно еще в 2005 году, когда в США с трудом предотвратили попытку массового самоубийства 31 одинокой женщины аккурат 14 февраля. Проанализировав статистику летальных исходов в этот день, ученые из университета Северной Каролины в Чапел-Хилл обнаружили, что в День влюбленных риск суицида повышается вдвое. 

«Вреда от Дня влюбленных больше, чем пользы, — считает психолог-консультант Илья Шабшин. — Для огромного количества одиноких людей это едва ли не самая тяжело переживаемая дата в году. 14 февраля все делают акцент на конфетно-букетном периоде отношений, что усугубляет депрессивное состояние у одиночек. В результате возникают навязчивые мысли о своей неполноценности и жизненном фиаско». 

По мнению психолога, с точки зрения здравого смысла непонятно, почему в этот день нужно возносить на пьедестал именно романтические отношения, игнорируя множество других прекрасных типов коммуникаций между людьми.

Продажная любовь

Впрочем, это как раз понятно: День святого Валентина — праздник коммерческий, а что, как не страстная, всепоглощающая любовь, продается лучше всего. Образ безумно влюбленных давно стал ключевым в массовой культуре. Так, без него обходится редкий фильм, роман или рекламный ролик. 

Цветы, сладости, открытки и сувениры: по коммерциализации 14 февраля — второй праздник в мире после Рождества, и каждый год производители и продавцы получают сверхприбыли. По данным американских аналитических компаний, одних только валентинок продается больше миллиарда. 

«Вся эта конфетно-букетная тема гипертрофируется коммерческими структурами для стимулирования спроса. В маркетинг вкладываются огромные бюджеты, чтобы люди шли на поводу у яркой картинки и искали себе пару», — уверена психолог Жанна Радова

Одинокий хозяин

В праздничном ажиотаже бизнес совершенно не учитывает интересы одиноких людей, которых с каждым годом в мире все больше. 

Так, по данным Eurostat, в 2016 году в странах Евросоюза насчитывалось 220 млн домашних хозяйств, и треть из них были единоличными. Из одного человека состоит 47,4% датских домохозяйств, 52% — шведских, 20,8% — на Кипре, 20% — в Португалии. В США в браке не вступает почти половина взрослых людей.  

Тенденция жить в одиночестве добралась даже до традиционных стран: в Эмиратах в 1995 году незамужними были лишь 20% женщин старше 30 лет, а к 2012-му показатель вырос до 60%. 

Тенденция не обошла и Россию: браки стали заключать реже, о чем свидетельствуют данные журнала «Демоскоп». Для сравнения, в 1950 году при населении РСФСР 102 млн и послевоенном дефиците мужчин было заключено 1,2 млн браков. В 2016 году число россиян превысило 140 млн, а количество браков сократилось до 986 тысяч.  

Почему одиночек все больше?

Доктор философии Нью-Йоркского университета и автор книги «Жизнь соло. Новая социальная реальность» Эрик Кляйненберг обращает внимание на то, что XX век радикально изменил условия жизни. 

Урбанизация, рост продолжительности и качества жизни, эмансипация женщин и развитие средств коммуникации — все это позволяет человеку обходиться одному без постоянного спутника жизни-тире-помощника. 

Статус одиночки сегодня не обрекает ни на нищету, ни на сексуальное воздержание. Кляйненберг провел серию интервью и убедился, что одиночки ведут намного более насыщенную социальную, культурную и сексуальную жизнь, чем «женатики». 

Российский социолог Анастасия Смирнова среди причин осознанного социального одиночества называет обезличенность отношений в больших городах. А еще живое общение сегодня заменяют коммуникации в соцсетях — там меньше места отводится эмоциям, способным подтолкнуть к близким отношениям. 

Огромную роль играет и общее ускорение темпа жизни, чреватое постоянной нехваткой времени — люди меньше общаются, встречаются, сближаются, порой времени хватает только на лайк или комментарий в соцсетях. 

Но больше всего на сознательный выбор одиночества влияет желание оставаться конкурентным, делать карьеру и отдавать все свои ресурсы работе. Индивидуалистские ценности также набирают обороты — творчество, комфорт, саморазвитие и самовыражение для некоторых людей сегодня важнее, чем семья, дети и набившие оскомину размышления о продолжении рода и «стакане воды» на смертном одре. 

Типичный синглтон 

Недавно актриса Эмма Уотсон на вопрос журналистов о свой личной жизни заявила, что в отношениях с самой собой. Вероятно, она — синглтон, человек, сознательно отказывающийся от брака и образующий семью из самого себя. 

В России синглтонов тоже становится все больше. Доля россиян, считающих, что одиночество предпочтительнее вступления в брак, за последние 25 лет выросла в три раза — с 4% в 1989 году до 12% к началу 2015 года. Об этом свидетельствует опубликованный опрос ВЦИОМ. 

«Увы, одиночество в нашем обществе заклеймено: нет пары, значит, что-то с тобой не так. Хотя чувствовать себя одиноко в отношениях гораздо хуже, чем быть одному», — уверена семейный психолог Олеся Шувалова. 

Так или иначе, уничижительные эпитеты «холостяк», «старая дева», «разведенка», «сильная независимая женщина с семью кошками» пока остаются суровой реальностью. Все стереотипы вокруг одиночек можно описать одним термином — синглизм.

Впервые его использовала профессор социальной психологии Белла ДеПауло в 2006 году, имея в виду стигматизацию одиноких людей. Зацикленность общества на том, что человек обязательно должен быть в каких-то отношениях, социолог считает дискриминацией.  

Белла ДеПауло провела исследование, в котором участвовали 950 студентов. Половину из них попросили рассказать первое, что приходит в голову при мысли о холостых, а других — какие ассоциации связаны с женатыми людьми. Почти 50% опрошенных, описывая «женатиков», отозвались о них как о добрых, заботливых, щедрых, счастливых, преданных и надежных.  

Одиночек же считали менее счастливыми и защищенными, незрелыми, эгоистичными и завистливыми. Но в то же время их чаще описывали как независимых и ориентированных на карьеру. 

Социум против одиночек 

Одиноких людей наказывают не только общественным порицанием, но и рублем. Так, холостых чаще дискриминируют на работе — их нерабочее время порой ценится меньше, чем время женатых: мол, к кому торопишься? В результате сверхурочная работа на одиночек валится в куда больших объемах. 

Более ощутимые уколы касаются социальных льгот, страхования и зарплат. По данным ДеПауло, женатые мужчины в среднем зарабатывают на 26% больше, чем холостые, занимая эквивалентные позиции. В некоторых сферах холостым быть невыгодно — избиратель, к примеру, скорее доверится политику, который в браке и воспитывает детей. 

С дискриминацией можно столкнуться при поиске жилья: охотнее квартиру сдадут паре. Похожая ситуация со скидочными системами в магазинах — бизнесу выгодно периодические устраивать «парные акции». Так, например, поступают фитнес-центры.  

Не жалуют одиночек и на уровне законодательства — что логично, учитывая, как пристально государство следит за демографическими показателями и стабильным воспроизводством рабочей силы. Семьи же повсеместно пользуются самыми разными привилегиями.

Так, в России семейные люди не платят 13%-й налог на дарение даже очень дорогого имущества и являются наследниками первой очереди. А если у одного из двух супругов пенсия была больше, после его смерти партнер может получать ее, оформив потерю кормильца. Льготы ветеранам после их смерти переходят супругам. А жены военных располагают целым рядом привилегий, например, им продлевают отпуск по личным причинам, связанным с уходом за ребенком до 14 лет и обустройством жилья.

Много в нашей стране и программ по поддержке деторождения и льгот для молодых семей. И всех этих «плюшек» сознательные одиночки, разумеется, лишены. 

И снова 14 февраля 

Что делать, если День святого Валентина все равно бесит? Как вариант — подать в суд на производителя кокосовых конфет, в рекламе которого снялась очередная приторная парочка. Но, как показывает практика, пока нет прецедентов, надеяться на успех не стоит. Пожалуй, верной стратегией будет расслабиться, реагировать на внешние раздражители без агрессии и лишний раз проявить любовь к себе. 

«Сводите себя в интересное место: на выставку, концерт, в музей, на интересный фильм, в оранжерею или на каток, — советует психолог Олеся Шувалова. — Можно побаловать себя иначе — сходить в СПА-салон, на массаж или в баню. Вспомните о заброшенных увлечениях и хобби или съешьте что-нибудь вкусненькое. Купите себе подарок, наконец!»

Главное — остаться в гармонии с самим собой, быть верным себе, слушать свои желания и ценить. Ведь как ни крути, вы — это единственное, что у вас есть вне зависимости от обстоятельств и общественных норм. 

Анжела Новосельцева

 

Источник


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция Бизнес-журнала b-mag.ru. Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях, технологиях и инновациях. Business life today – деловая жизнь сегодня.

Новые комментарии:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 8 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals