Предприниматели 2020: почему предпринимательская культура сегодня важна на всех уровнях компании

1 min


Предпринимательство в Европе

Проблема повышения эффективности сотрудников — вечная для предпринимателей. Любой владелец компании сталкивается с ситуацией, когда реализация его амбициозных идей тормозилась из-за того, что сотрудники не были его единомышленниками, не отдавались работе на все сто.

Основателю и руководителю чешской девелоперской компании GETBERG Егору Хлебникову случалось в один день увольнять сразу по 20 сотрудников, которые были не готовы выкладываться ради развития компании. Егор начал свою карьеру с работы агента по недвижимости, через три года решил стать предпринимателем и создал риелтерское агентство, которое позже переросло в инвестиционно-девелоперский холдинг.

О том, какие кадровые перипетии прошел GETBERG, Егор Хлебников рассказал в интервью B-MAG.

Егор, ваша компания существует не первый год. Было ли так, что вы понимали: люди попросту отсиживают рабочее время, они не эффективны?

Егор Хлебников

— Конечно, через это проходит любой руководитель. Чтобы эту проблему решить, нужно разобраться, в чем причина. Например, бывает, что человек просто не понимает, что и зачем он делает. Значит нужно это дополнительно и регулярно проговаривать, письменно зафиксировать задачи.

Другое дело — как сделать так, чтобы люди стали не просто подчиненными, а партнерами, заточенными на результат. Это проблема номер один.

И она осложняется тем, что задачи, стоящие перед компанией, со временем меняются, а собственник и топ-менеджмент не всегда синхронно со сменой приоритетов рассказывают об этом коллективу. Например, сегодня для вас главная цель — заработать как можно больше денег. А через полгода вы решили: мы научились зарабатывать деньги, а теперь хотим еще и помогать людям — спонсировать столовые для бедных. И вы должны открыто рассказать это своим сотрудникам.

Вот тут важный нюанс: не все люди разделят ваши новые цели. А значит, придется расставаться с теми, с кем вам не по пути. Мы в GETBERG неоднократно такое проходили – мы динамично развиваемся.

То есть у вас время от времени меняется кадровый состав?

— За время существования компании он поменялся, думаю, на 95%: из тех, с кем мы начинали, осталось только два человека. На начальном этапе существования любой компании она состоит из нескольких человек, у которых довольно простые цели: они продают продукт, чтобы заработать деньги. Со временем у них появляются дополнительные цели — например, продавать свой продукт не только в своем городе, но и по всему миру. Приходится набирать новых сотрудников.

Причем, когда у тебя нет опыта, ты берешь в свою компанию людей, которым доверяешь, которых знаешь — друзей, например. Это одна из самых распространенных ошибок. Человек может быть надежным, но он не обладает нужными тебе компетенциями и не разделяет твои идеи. Или он не готов выходить из зоны комфорта, а это неизбежно, когда компания начинает ставить перед собой новые цели. Когда все идет по накатанной, все спокойно работают, занимаются привычной рутиной. И тут вы решили выйти на внешние рынки — значит, вы должны работать по-другому, покинуть зону комфорта. А ваш друг на это не рассчитывал, хотя и хороший, надежный человек.

Нужно брать не друзей, а тех, кто готов вместе с вами идти к новым целям?

— Не просто идти, но нацелен на то, чтобы расти. Таких сотрудников должно быть большинство в компании, если она хочет развиваться. Увольнений не нужно бояться. Это тоже определенный стимул для людей: они понимают, что компания расстается с теми, кто не готов развиваться, кто просто сидит на месте.

Вы начинали с риелторского бизнеса, а потом занялись девелопментом. Это серьезное изменение, нужны люди с другими компетенциями, с другим опытом. Как вы прошли этот этап изменений?

— Это было очень непросто. Люди не любят изменений, перемены — это страшно. И я не исключение. Но если я понимал, что хочу заниматься другой, новой для себя деятельностью, то сотрудники компании по большей части не понимали, что происходит, почему все изменилось и куда мы идем. Многие просто не были готовы к этому. Бывали дни, когда сразу мы увольняли по 20 человек. Не было, по сути, никакого планирования, мы шли наощупь каждый день.

Если бы эти перемены происходили сейчас, когда я уже имею большой менеджерский опыт, то я многое сделал бы не так. В частности, по-другому объяснял бы людям новые цели и задачи, по-другому подходил к найму новых сотрудников. Но тогда для меня все было в первый раз, я не всегда знал, как сделать лучше. GETBERG тогда был похож на гиперактивного ребенка, который набивает много шишек.

Сейчас мы уже не спешим с набором людей, с постановкой новых целей. Мы формируем корпоративную культуру. Мы очень много внимания уделяем тому, как наши люди себя ощущают в компании. Потому что если человек себя чувствует бессмысленной пешкой, от которой ничего не зависит, то он и работать будет так же — трудно от него ждать прорывных результатов.

Означает ли это, что в компании должны быть сотрудники, которые сами рассуждают как бизнесмены, предприниматели?

— Предприниматель — это тот, кто генерирует идеи и умеет их донести до исполнителей. На этом, по большому счету, задача предпринимателя заканчивается. Не зря всегда все говорят: предприниматель должен выходить из оперативного управления, иначе он не сможет оставаться предпринимателем — он погрязнет в текучке. Нужно делегировать полномочия.

Вот у нас есть Джеральд, который пробовал самостоятельно заниматься бизнесом, но у него это не получилось. Он осознал, что это не его путь. Зато он умеет учить людей продавать, умеет строить командный дух. Рассуждает ли он так, как бизнесмен? Наверное, отчасти да. Но он не берет на себя риски, не принимает стратегические решения, как это делает предприниматель, владелец компании.

С другой стороны, компании нужно какое-то — очень небольшое — количество людей, которые готовы и умеют принимать решения, могут брать на себя ответственность за риски. Такой человек у нас тоже есть — это Камиль. Он сейчас директор по девелопменту, но в перспективе я его вижу директором по бизнес-девелопменту, потому что он много вещей привносит в компанию не только в рамках девелопмента, но и в части развития компании. Вообще, я различаю эти понятия — предприниматель и бизнесмен. Первый — это, условно говоря, тот, кто создал франшизу. А второй — тот, кто взял ее и реализовал.

Уже даже по тем именам, которые вы называете, понятно, что у вас интернациональная команда. Это случайно так получилось?

— Нет, это был такой принцип: раз мы хотим выходить на международные рынки, значит, нам нужны люди разных национальностей. GETBERG создавалась как компания, которая продает свой продукт иностранцам, поэтому нам нужны люди, которые знают рынки разных стран.

Берете ли вы уже опытных, маститых сотрудников или сами учите их с азов?

— Ни то, ни другое. Сначала мы ориентировались на то, что будем брать топов. Но многие из них сидят в своих компаниях на хороших местах и к нам идти не хотят. Если такие, кого мы не хотим брать — потому что у них уже ДНК неправильная. Совсем нулевых мы тоже не берем — у нас нет возможности растить их с самого начала. Наш ориентир — те, кто уже кое-что умеет, имеет хороший потенциал, но пока им не хватает опыта.

Это можно проиллюстрировать примером из спорта. Вот скажем, в петербургском футбольном клубе СКА есть некие игроки, которые пока не могут играть в первом составе, мастерства не хватает. Но их не задвигают куда-то на задворки, а отдают в аренду на пару лет в какую-нибудь команду суперлиги, которая в рейтинге значится в числе последних, но все равно играет в суперлиге. И эти игроки начинают там практиковаться, наигрывать опыт. И получив его, эти игроки отлично входят в первый состав родного СКА.

Вот мы на данном этапе действуем похожим образом. Только не отдаем игроков в стороннюю команду, а даем им возможность наигрывать опыт внутри GETBERG. И в итоге получаем классных профессионалов.


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция бизнес-журнала - B-MAG.ru Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях и технологиях. /Business life today – деловая жизнь сегодня/

Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 20 =

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals