Секреты экспертного интервью: как расширить аудиторию?

1 min


Контент –  король интернета. Он важен не только для газет
и журналов, но и для компаний, работающих онлайн. Контент вызывает интерес у читателей,
повышает узнаваемость, формирует имидж. Как следствие, вы увеличиваете продажи.
Для решения этих задач особенно значимо интервью. Читателей привлечет беседа со
знатоком, мнение известного человека о проекте или разговор с героями событий.
В этом материале мы поговорим о том, каким должно быть беспроигрышное интервью.

Почему сотня постов проиграет одному интервью

Что такое интервью? По сути, это общение с партнером, от
которого вы хотите получить информацию. Интервью проводится с определенной
целью. Нас интересует, что происходит в жизни человека, мы хотим решить
собственный вопрос или мечтаем о плодотворном сотрудничестве. Для этого нужно
узнать больше о собеседнике.

Разумеется, мы привыкли называть словом «интервью»
журналистский жанр, беседу на какую-то тему со знаменитым человеком или
экспертом. На самом же деле, умение брать интервью – одна из важнейших
жизненных навыков, который часто несправедливо игнорируется.

Мы говорим: «Мне не интересны люди», «я боюсь показаться
глупым», «не знаю, о чем говорить с этим человеком» либо признаемся «меня
смущают неловкие паузы». Разочаровавшись в собственном умении брать интервью,
мы говорим: «Нам просто не о чем пообщаться».

В результате, на сайте компании появляются безликие тексты
об автоматизированном производстве с вкраплениями биографии автора. Такие
материалы могут понравиться узкой аудитории, которая заинтересована в решении
технической задачи либо характеристиках предмета. Например, людям нужно знать
функционал гаджета, разобраться в средствах виртуальной защиты и узнать, что такое VPN. Безусловно, подобные
статьи нужны. Но без интервью невозможно расширить аудиторию.

Отсылка к авторитету и оживленные факты

Говоря о регалиях интервьюируемого, вы подтверждаете
собственные слова. Высказывание на какую-то тему выглядит более обстоятельным.
Например, когда я готовила материал о Стиве Джобсе, я обратилась к известному
бизнесмену, инвестору и основателю интерактивного телевидения DIVAN.TV Андрею Колодюку. И
получила подробный комментарий о
том, что такое бизнес-экосистема и почему империя Стива Джобса использовала
именно эту модель. Интервью позволило поднять тему, которую без эксперта
раскрыть невозможно.

Зачем нужно интервью? Во-первых, для подтверждения цифр и сухих данных.

Британскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли приписывают
следующую фразу: «Существует три виды лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
Приводя лишь цифры и факты, рискуем попасть в ловушку. Материал прочитают, но
не запомнят. Не будет резонанса. В свою очередь, интервью – оживленный разговор
с обсуждением вопросов на злобу дня – сводит на нет все подозрения аудитории в
том, что ее обманывают. И, конечно, вызывает последующие дискуссии.

Во-вторых, в интервью тема
освещается более объективно
. Вы говорите не только о теории, но ссылаетесь
на личный опыт собеседника. Более того, если речь идет о спорной ситуации, вы
можете привести два мнения и позволить аудитории выбрать, кому она верит
больше. Например, в материале о новой детской тенденции, создании виртуального «друга» под названием тульпа,
я обращалась к психологу за комментарием. Эксперт объясняет появлением тренда
тем, что дети разучились общаться друг с другом. Чтобы не подавать информацию
сугубо под негативным соусом, я беру интервью у нескольких детей и задаю
вопрос, почему они решили создать воображаемого «друга». Их ответы более
позитивны. В репортаже появляются две точки зрения, и читатель волен выбрать
сам, что ему ближе.

Каждый раз, когда мы обращаемся к другому с вопросом,
требуем информацию или просто узнаем, как дела, мы проводим мини-интервью.
Данные без человеческого фактора покажутся сухими. Поэтому интервью лежит в
основе любого материала.

Согласитесь, статистика важна, но без историй о людях будет
выглядеть сухо. Репортаж, в котором нет людей, отправится в топку. Аналитика,
где приводятся только цифры, похожа на выдержку из учебника, но никак не
интересный материал. Например, в процессе подготовки материала о современной литературе я участвовала в открытом форуме Оксаны Забужко, и ее
комментарии сделали материал более живым.

О чем говорить в интервью?

Люди делятся на два типа. Одни заходят в комнату и будто
говорят: «Здравствуйте, это я». Их цель – самопрезентация. Этим грешат многие
посты в социальных сетях. Хотя их авторы – интересные личности, люди все равно
захотят почитать о себе. Тут на арене появляется второй тип – представьте, что
при знакомстве такой человек протягивает вам руку и говорит: «Здравствуйте, это
вы?» Видите разницу?

В первом случае – само-пиар, во втором – элементарное
внимание к собеседнику. Именно оно лежит в основе интервью. Вы спросите, каким
образом?

Вспоминается история,
рассказанная Матвеем Ганапольским. Молодая журналистка попросила его об
интервью. В ту пору он издал книгу и справедливо полагал, что это – достойный
инфоповод для разговора. Но она решила проявить креативность и сделать
оригинальное интервью. В течение получаса она задавала вопросы а-ля «Каким
животным вы бы хотели быть?» В итоге, Матвей Ганапольский не выдержал и
попросил позвать кого-то более опытного. Пришел другой журналист, поздоровался
и за пятнадцать минут узнал, о чем книга, кому она будет интересна, какие акции
пройдут в ее поддержку. Когда разговор закончился, Ганапольский пожал ему руку
и поблагодарил за профессионализм.

Интервью – это, в первую очередь, внимание к собеседнику. О
чем он хотел бы поговорить? Что происходит сейчас в его жизни? Чем он
занимается? В какой области является экспертом? Какие события мог бы
прокомментировать? Все это очень важно.

Затем, интервью – это уважение к потребностям читателя. Если
ваш блог посвящен благотворительным инициативам, и у вас появилась возможность
пообщаться со знаменитостью, узнайте, делает ли она добро. Возможно, у нее есть
благотворительный фонд? Направьте беседу в это русло, но заранее оговорите этот
момент с ее PR-поддержкой.

Такое интервью придаст вашему блогу авторитетности. Более
того, почитатели таланта «звезды», конечно, будут делиться этим интервью друг с
другом, и ваши просмотры увеличатся. Например, в интервью с известной актрисой
Чулпан Хаматовой журналисты издания «Русский Репортер» говорили о проекте
помощи детям, больным раком. Такой материал привлечет не только почитателей «звезды», но и всех, кому не безразлична судьба
нашего поколенияю

Еще одно важное правило – говорите о том, что актуально для
вашей читательской аудитории. Будьте искренними, беседуйте о том, что волнует
вас на самом деле. Такие интервью получаются особенно острыми. Пример из жизни.
Перед интервью с Ирвином Яломом, знаменитым писателем, а также психологом-экзистенциалистом,
я потеряла близкого человека. Собраться с мыслями перед беседой было очень
трудно. Я перечитывала его интервью для зарубежных изданий, но вопросы
получались немного корявыми. Тогда я подумала: в конце концов, Ирвин Ялом
работает в рамках экзистенциализма, занимается темой восприятия смерти, потери,
одиночества и свободы. Об этом и стоит говорить. В интервью я затрагивала те
темы, которые волновали меня в тот период, но совпадали со сферой его
деятельности. Разговор получился очень насыщенный и интересный. Я получила
ответы на вопросы, которые меня по-настоящему мучали, а аудитория –
проникновенное, искреннее интервью с любимым автором.

Секреты проведения интервью

Существует три типа проведения интервью.

Исследовательское
интервью
– не подразумевает открытую симпатию к собеседнику. Таким может
быть экспертное интервью, ведь журналист задает нейтральные вопросы по теме и
получает ответы.

Агрессивное интервью применяется, когда вы хотите раскрыть отрицательные качества собеседника. Самым
популярным представителем этого жанра была Ориана Фаллачи (журналист из
Италии). Например, она открыто заявила Р. Хомейни: «В
Иране нет свободы, революция не принесла свободы… Сегодня в Иране многие
называют Вас диктатором. Вам это нравится или оставляет безразличным?» Интервью
было построено так, что лидеру приходилось оправдываться. В открытый конфликт с
журналисткой он так и не вступил.

В гармоничном
интервью
цели эксперта и журналиста совпадают. Вопросы формулируются таким
образом, чтобы интервьюируемый мог выразить любые мысли.

Итак, как общаться, чтобы расположить к себе
интервьюируемого?

  • Будьте предельно вежливы;
  • Обращайтесь к собеседнику по имени;
  • Покажите, что знакомы с интересными моментами его биографии;
  • Если удалось найти какой-то неизвестный факт, уточните, что встречали подобную информацию в издании, и задайте вопрос, правда ли это;
  • Приводите цитаты собеседника из других интервью;
  • Создайте атмосферу психологического комфорта: если тема позволяет, можно немного пошутить;
  • Используйте прием «положительной репрезентации»: если общаетесь с представителями компании, отметьте, что результаты сотрудников на уровне, если разговариваете с деятелем культуры, подчеркните, насколько успешным был последний альбом (фильм, презентация, выступление);
  • Объясните, почему мнение эксперта важно для вашей читательской аудитории, расскажите о проблемах, которые возникают, и о том, почему они остаются без ответа. Подчеркните, что обратились к экспертному мнению безусловного профессионала в своем деле;
  • Будьте гибкими. Если собеседник уходит от ответа, смените тему, а потом осторожно вернитесь к ней;

Наконец, не забывайте задавать уточняющие вопросы. Если
интервьюируемый говорит об абстрактных вещах, таких как свобода, процветание,
благополучие, всесторонней поддержке граждан, спросите, что конкретно он имеет
в виду. Помните: цель интервью – конкретные истории и факты.

Источник


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Новые комментарии:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + шесть =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.