У китайского рынка электронной коммерции и онлайн-доставки продуктов, выросшего в пять раз за 5 лет, сложное время конкуренции и перенасыщения. E-commerce рынок Китая на перепутье, так как сталкивается с изнурительной ценовой войной и нехваткой рабочей силы. Недавнее падение e-commerce стартапа Missfresh, пионера онлайн-доставки продуктов в Китае, показывает, насколько конкурентным стал рынок.

Спрос на онлайн-доставку продуктов в Китае быстро вырос с 2020 года, когда рестораны закрылись, а люди остались дома из-за распространения коронавируса. Толпы стартапов и существующих ритейлеров устремились в растущую e-commerce область. Согласно базе данных компаний QCC.com, ежегодно с 2015 по 2021 год открывалось от 1000 до 4000 новых продуктовых онлайн-компаний. Считалось, что по состоянию на начало августа в эксплуатации находилось более 14 000 человек.

По данным iiMedia Research, в 2021 году e-commerce рынок Китая увеличился на 18% до 311,7 млрд юаней ($63,3 млрд).

В этом месяце Пекинская ассоциация потребителей приказала e-commerce-компании Missfresh надлежащим образом рассматривать жалобы пользователей и объявить о плане возврата средств своим клиентам. Стартап, который когда-то оценивался в $3 млрд, недавно подвергся критике за то, что не смог вернуть сборы, взимаемые через свое мобильное приложение.

Компания Missfresh, основанная в 2014 году, быстро расширилась за счет создания разветвленной сети складов, обеспечивающих быструю доставку. С 2015 года стартап привлек несколько раундов инвестиций от Tencent Holdings, а в 2021 году разместил американские депозитарные акции на Nasdaq. По состоянию на сентябрь e-commerce стартап обслуживал 17 городов Китая.

Но не смотря на инвестиции и свои масштабы, стартап-компания не смогла добиться прибыльности. Несмотря на увеличение выручки на 24% за год до 5,5 млрд юаней ($813 млн) за первые девять месяцев 2021 года, ее чистый убыток увеличился более чем вдвое до 3,3 млрд юаней ($485 млн). Расходы на рекламу, включая скидки для привлечения новых клиентов, увеличились примерно на 80%.

Компания Missfresh никогда не публиковала свои финансовые результаты за 2021 год. Но в конце июля она объявила, что прекратит предлагать доставку в тот же день. Этот сервис был одним из самых больших преимуществ компании, в итоге отказ от быстрой доставки привел к тому, что многие ее клиенты потребовали возмещения.

E-commerce стартап Missfresh далеко не одинок в своей борьбе на перенасыщенном рынке Китая. В 2020 году приложение для доставки еды Meituan расширилось до продуктовых магазинов, приняв модель групповых покупок, когда соседи объединяются для размещения оптовых заказов. Ожидалось, что такой подход будет более рентабельным, чем индивидуальные поставки.

Но Meituan зафиксировала операционный убыток в размере 38,3 млрд юаней ($5,6 млрд) по своим новым операциям, включая групповые закупки, в 2021 году, что свело на нет прибыль в размере примерно 20 млрд юаней ($2,9 млрд), полученную от основного бизнеса по доставке еды.

В 2022 году растущая конкуренция e-commerce вынудила многих игроков снизить цены, чтобы завоевать долю рынка, даже несмотря на то, что затраты на рабочую силу резко возросли из-за нехватки водителей. По сообщениям китайских СМИ, около 90% онлайн-сервисов доставки продуктов работают в убыток. В прошлом году число новичков начало падать.

Подразделение Alibaba Freshippo, известное по-китайски как Hema, стало одним из немногих победителей в этой области. Физические магазины сети супермаркетов также служат центрами доставки, и это позволяет покупателям лично проверять качество продуктов. Это также помогает повысить узнаваемость бренда.

С момента открытия своего первого магазина в Шанхае в 2016 году Freshippo расширила свою сеть в основном в крупных городах. По состоянию на конец марта у него было более 270 магазинов. По данным QCC.com, у него 19,05 млн пользователей приложений, что примерно на 20% больше, чем у следующего по величине игрока.

Freshippo также работает над укреплением своих цепочек поставок. В июле было подписано соглашение о закупке органических продуктов, таких как шпинат и салат, на ферме в Юньнани на сумму 300 миллионов юаней ($44 млн), сообщают местные СМИ. К 2025 году компания планирует установить партнерские отношения с 1000 таких точек, чтобы предлагать уникальные и высококачественные продукты. Компания еще не превратилась в крупный источник дохода для Alibaba, тем не менее, клиенты высоко оценивают его.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *