12.02.2023
Сегодня Dehancer — успешный IT-бизнес с 500 000+ установок по всему миру, но его история началась с пленочной лаборатории SREDA Film Lab, основанной в 2014 году Павлом Косенко и Наилей Сафаровой.
Команда работала над проявкой и сканированием пленки, стремясь добиться максимально точной передачи цвета, что впоследствии привело к созданию цифровых инструментов для имитации пленочного изображения.
- Павел Косенко — основатель, CEO
- Наиля Сафарова -сооснователь, руководитель научно-исследовательской лаборатории Dehancer
В интервью Павел и Наиля рассказали, как пленочная лаборатория превратилась в международный IT-продукт, какие вызовы они преодолели и какие перспективы у пленочного рынка сегодня.
- Как родилась идея создания фотолаборатории СРЕДА? Почему решили запустить её именно в 2014 году, когда рынок плёнки казался на грани исчезновения?
Наиля: Мы оба изначально фотографы и познакомились на базе этого увлечения. Павел к 2014 году был уже достаточно известным профессионалом с 35-летним стажем за плечами. Я тоже много лет увлекалась фотографией и закончила фотожурналистику в Московском государственном университете дизайна и технологии. Мы оба снимали и на цифровые и на пленочные камеры, а позже стали вместе проявлять и сканировать пленки. Изначально для себя лично, потом к нам за помощью стали обращаться друзья.
Павел: Рынок плёнки в тот момент действительно находился на грани исчезновения. Именно поэтому мы и начали проявлять сами. Пленочных лабораторий тогда уже почти не осталось, а те кто еще продолжал работать, исполняли заказы очень медленно, довольно дорого и, по нашим требованиям, не достаточно качественно.
Наиля: В тот момент у Павла и его друга (тоже увлеченного фотографа) Дмитрия Кузнецова была собственная фотошкола «СРЕДА». Постепенно мы пришли к идее создать на ее базе пленочную лабораторию с базовыми (на старте) процессами проявки и сканирования, Мы начали этот процесс в конце 2014 года, а летом 2015 переехали в новое помещение.
- Какое место занимала пленочная фотография в России в тот момент? Какую «пустоту» вы хотели заполнить?
Наиля: Мы никогда не изучали рынок. Если бы мы попытались это сделать и написать бизнес-план, то мы бы никогда не открыли лабораторию, потому что не было никаких предпосылок к тому, что этот проект может стать коммерчески успешным. Пленочная фотография в те годы была уделом продвинутых любителей, причем в основном старшего поколения. Моды на пленку среди молодежи еще не было и никто не мог себе представить, что это может произойти.

«Пустотой», которую мы хотели заполнить, была наша собственная потребность в постоянной, качественной и быстрой проявке. Мы были готовы заниматься любимым делом, даже если оно не станет прибыльным – по крайней мере, до тех пор, пока хватит собственных накоплений.
- Кто был вашей целевой аудиторией на старте? Насколько сложно было собрать первых клиентов?
Наиля: Сложно рассуждать в бизнес-терминах о процессах, которые стали бизнесом лишь через несколько лет. Тогда мы просто делали то, что нравится и рассказывали об этом друзьям и знакомым. Постепенно они стали приносить нам свои пленки.
Кроме этого, будучи блогером и автором книги о цвете, Павел писал о наших лабораторных процессах в соцсетях. Это стимулировало некоторых его подписчиков на собственные эксперименты. Они начали покупать на Авито старые пленочные камеры, пленку в редких фотомагазинах, где она продавалась, снимать и приносить нам на проявку.
Павел: Сначала это было 5 пленок в неделю, потом 5 пленок в день. Это было все еще мало для получения прибыли, но мы начали обрастать клиентской базой, которая постепенно увеличивалась.

- Как вы выбирали оборудование и процессы для лаборатории? Были ли трудности с поиском техники или химии?
Павел: Первые ч/б пленки мы проявляли в старых советских бачках. Для проявки цветных в больших тазах создавали ванны с контролем температуры. Это было трудоемко и не очень стабильно в плане качества. Но позволяло нам проявлять до 20 пленок в день.
Наиля: В какой-то момент мы поняли, что не можем двигаться дальше без машинной проявки. В одной закрывающейся лаборатории нам удалось найти б/у машину AGFA для проявки по процессу С-41. Мы купили и восстановили ее своими руками. Буквально через пару месяцев наш объем проявки составлял уже не 20, а 50 фотопленок в день! Параллельно мы искали и покупали полуавтоматические машины Jobo для проявки ч/б пленок и слайдов.
Вскоре нам удалось приобрести достаточно серьезное оборудование у Фотохроники ИТАР-ТАСС, которая тогда закрыла свою химическую лабораторию. Это были большие фотоувеличители Durst для оптической печати, объективы, рамки, кюветы и т.д. Это позволило нам построить собственный полноценный даркрум и начать печатать фотографии традиционным оптическим способом.
- Вы отвечали за сканирование пленки в лаборатории. Какие задачи были для вас самыми сложными в поиске идеального результата?
Павел: Несмотря на то, что проявляли и сканировали мы вместе, за все лабораторные процессы изначально отвечала Наиля. По первому образованию она инженер-метролог, специальность – метрология, стандартизация, управление качеством. Эти знания сразу же пригодились в лаборатории, в которой все процессы сопровождаются точными измерениями. Кроме этого, довольно быстро у нас начали появляться сотрудники, чью работу необходимо выстраивать и руководить ею, а управленческие навыки тоже являются сильной стороной Наили.

Наиля: Самое сложное было заставить работать довольно старое оборудование. Сложно было искать запчасти для него, ремонтировать. Найти мастеров для тех задач, с которыми нам трудно было справиться самостоятельно. Качество проявки определяется в первую очередь точным соблюдением всех технологических нюансов – скорость вращения всех элементов в машине, стабильность температуры рабочих растворов и т.д. Для этого все машины должны работать как часы.
Лаборанты и приглашенные специалисты возились с оборудованием, а я выполняла роль технолога, тщательно замеряя все параметры и контрольные стрипы. Шаг за шагом, многооперационные коррекции на всех этапах позволяли достигать уровня качества, когда это же оборудование было новым.
- Какие уникальные подходы вы внедрили в процессы проявки, печати и сканирования? Что позволило СРЕДЕ выделиться на фоне других лабораторий?
Наиля: Мы были первыми, кто ввел в Москве проявку ECN-2. Это довольно сложный процесс, так как требует смыва сажевого слоя, который используется в кинопленках (его нет на фотопленках). В обычной машине проявлять такие пленки нельзя.
Фотографов всегда привлекала идея использовать кинопленку, но раньше им приходилось делать это самостоятельно, что доступно только узкому кругу технически продвинутых людей.
Мы начали закупать бобины кинопленки, нарезать их по 36 кадров, упаковывать в катушки, продавать и – самое главное — проявлять такие пленки. Это значительно повлияло на рынок пленки в России: за несколько лет в Москве открылось уже 10 новых лабораторий, во многих тоже появилась такая услуга, но на старте мы были единственными, кто ее предложил.
Кроме этого, СРЕДА была и до сих пор остается единственной лабораторией, которая имеет собственный цветной даркрум и качественную цветную оптическую печать вплоть до формата 60х90 см. Печатать ч/б фотографии умеют многие, это несложно сделать даже в домашних условиях. А вот цветная оптическая печать – явление редкое.
- Были ли моменты, когда хотелось всё бросить, потому что плёночный бизнес казался бесперспективным?
Наиля: Бросить не хотелось никогда, потому что наша деятельность приносила огромное удовольствие и мы бурно развивались. Но первые 3 года мы были убыточны. Постоянно вкладывали деньги в новое оборудование, новые помещения и в новых сотрудников.
К 2017 году у нас было уже более 1000 кв.м. и 40 человек, но все еще не было прибыли. За это время мы вложили в лабораторию более 300 тыс $ личных денег и, честно говоря, это были все наши накопления на тот момент. Мы взяли небольшой кредит в банке. Это помогло продержаться еще несколько месяцев, за которые мы преодолели точку безубыточности. С тех пор мы стали получать прибыль, которая постоянно увеличивалась.
Думаю, в нашем случае момента отчаяния мы не достигли, хотя и были близки к нему. Но все же нам удалось его преодолеть.
- Когда и как пришло понимание, что накопленный опыт в работе с плёнкой и цветом можно перенести в IT-сферу?
Наиля: Как ни странно, с самого начала, с момента создания лаборатории. В 2013 году Павел издал свою книгу «Живая цифра», посвященную цвету, а в 2014 году он придумал экшен для Фотошопа под шуточным названием «Ухудшайзер 1.0» Его задачей было «ухудшение» цифровых фотографий – снижения насыщенности, искажению цветов, потере деталей в тенях. То есть примерно то, что характерно для пленки. Идея была в том, чтобы создать инструмент, который позволит превратить «хорошую» (насыщенную, детализированную, чистую) цифру в «плохую» пленку.
Павел: Наиля поддержала эту идею и предложила искать методы не абстрактного, а конкретного «ухудшения». То есть не просто снижать насыщенность, повышать контраст и искажать цвета, а придавать цифровым изображениям инструментально измеренные характеристики конкретных фотоплёнок.
Мы начали проводить исследования в лаборатории, параллельно с проявкой и сканированием для себя и наших клиентов. Так как сами мы не программисты, к решению этой задачи мы привлекли нашего друга, инженера, математика и разработчика Дениса Свинарчука. С этого момента у лаборатории появилась еще одна функция – научно-исследовательская, которую возглавила Наиля.
- Какой был первый шаг от лаборатории к созданию Dehancer? Что стало спусковым крючком для этого перехода?
Наиля: Наша лаборатория всегда была одновременно коммерческой и научно-исследовательской организацией, потому что она изначально была создана как «игрушка» для себя. Как самостоятельный проект Dehancer отделился от лаборатории после шести лет исследований, в 2020 году, когда у нас появились первый программный продукт.
С его выходом нам потребовался отдельный бренд, ориентированный на международный рынок. Оставалось только зарегистрировать компанию, торговую марку и начать продажи во всем мире. Этим занялся наш партнер Дима Кузнецов, который отвечает за организацию глобальных бизнес-процессов и юридические вопросы. А мы продолжили создавать новые пленочные профили и развивать плагины для DaVinci Resolve, Photoshop и других хостов.
- Как опыт работы с плёнкой, сканерами и печатью повлиял на разработку цифровых инструментов?
Павел: Под началом Наили мы провели огромное количество инструментальных замеров базовых характеристик фотопленок с помощью спектрофотометра и другого точного оборудования. Для этого мы снимали цветовые мишени в специальных условиях, проявляли пленки и оптическим методом печатали их на светочувствительных фотобумагах.

Мы засемплировали характеристики не только пленок и бумаг, но и самих аналоговых процессов. Например, измерили функцию аналоговой экспозиции, которую затем реализовали в наших плагинах. Если вы делаете изображение темнее или светлее в Dehancer, то оно ведёт себя точно также, как и в процессе ручной оптической печати. Это существенно отличается от принятого «прямолинейного» цифрового подхода. Такой инструмент позволяет управлять изображением естественным образом и даже обычная виньетка придает изображению в Dehancer более естественный вид, благодаря реализации ее нелинейной функции.
Наиля: Также нам удалось воспроизвести в цифровом виде аналоговый инструмент Color Head, который полностью повторяет цветокоррекцию при оптической печати.
- Есть мнение, что идеальная «цифровая пленка» невозможна. Как вы нашли баланс между аутентичностью пленки и удобством цифрового формата?
Наиля: Пленка существует в аналоговом мире и ведет себя по аналоговым законам, которые естественным образом согласуются с восприятием человека. Сложность цифрового изображения в том, что оно изначально неестественное, а компании, создающие камеры и софт, не уделяют должного внимания его эстетике. Точно воссоздать пленки в цифровом виде вряд ли возможно в силу различий между цифровыми и аналоговыми технологиями. Мы видим своей задачей восполнять это разрыв между возможностями современных технологий и их эстетическим несовершенством.
Наш баланс между аутентичностью пленки и удобством цифрового формата заключается в качестве метода семплирования, который является нашим ноу-хау. Именно он позволяет ”превратить” цифровые инструменты в «аналоговые». Благодаря этому испортить изображение в Dehancer довольно непросто, так как в широких диапазонах регулировок всех параметров оно все равно выглядит естественно и соответствует одному из возможных состояний эмулируемой пленки.
- Как изменилось ваше отношение к пленке и цвету за годы работы – от первых рулонов до разработки сложных алгоритмов в Dehancer?
Павел: Нам часто приходится слышать от друзей, знакомых, подписчиков в соцсетях, клиентов лаборатории и пользователей Dehancer два противоположных мнения:
• Зачем использовать Dehancer, если можно снять на пленку и проявить в лаборатории?
• Зачем снимать на пленку, если можно снять на цифру и обработать в Dehancer?
Может показаться, что деятельность аналоговой лаборатории и проекта Dehancer разнонаправленная. На самом деле, ровно наоборот. Человек, любящий снимать на пленку, с удовольствием использует Dehancer для своих цифровых фотографий или видео, не переставая при этом снимать на пленку. А люди, по достоинству оценивший обработку цифрового изображения в Dehancer, часто испытывают непреодолимое желание купить старый фотоаппарат и поснимать на пленку.
- Как вы ощущаете разницу между физическим процессом в лаборатории и работой над цифровым продуктом?
Наиля: Визуальная разница в поведении изображения при обработке минимальна. Разница в основном тактильная. На самом деле, оба процесса прекрасно дополняют друг друга. После долгого сидения за компьютером хочется похимичить в темной комнате. Но это довольно сложный и длительный процесс, а фотографии и видео мы снимаем каждый день – здесь выручает Dehancer.
- Есть ли у вас ощущение, что вы помогаете сохранить культуру плёнки, но уже через IT-инструменты?
Павел: Безусловно. И не просто сохранить, но и привить тем, кто с ней не знаком. Мы выпускаем статьи и лекции про пленку и цифру, методы аналоговой и цифровой обработки, почему плёнка — это красиво, как устроен и работает Dehancer.
Кроме этого, мы помогаем различным специалистам из мира кино и фотографии (операторам, колористам и т.д.) доносить наши знания и наш опыт до широкой аудитории. Мы пишем для них специальные статьи и подробные руководства пользователей, отвечаем на вопросы, приводим дополнительные исследовательские данные.
- Фотолаборатория была скорее локальной историей, а Dehancer стал международным продуктом. Как изменилось ваше восприятие бизнеса с этим переходом?
Наиля: Еще за несколько лет до появления первого коммерческого продукта, мы понимали, что Dehancer имеет шансы стать международным бизнесом. И стремились к этому. Нам было интересно не только выйти на иные (относительно локальных) финансовые результаты, но и получить опыт работы на международном рынке с его собственными законами и правилами. С точки зрения бизнеса на сегодняшний день именно это направление увлекает нас больше всего и является основным.
- Как вы оцениваете перспективы пленочного рынка сегодня? Видите ли вы новые возможности для роста, или это ниша для энтузиастов?
Павел: Современный пленочный рынок испытывает трудности. Но они связаны не с недостатком энтузиастов, а с производством пленки. Компания Fuji полностью его закрыла, после чего Kodak стал монополистом. Но он переживает не лучшие свои времена, не справляется с производством пленки в нужных объемах и с маркетингом. В итоге пленки на рынке мало, ее сложно купить и она стоит дорого.
Наиля: В свое время, именно по этой причине мы добавили в ассортимент намотки как свежих кинопленок Kodak (50D, 200T, 250D, 500T ), так и некоторое количество просроченных кино и фотопленок.
Чтоб увеличить и разнообразить для фотографов выбор цветной пленки и всячески поддерживать интерес в условиях недостаточного количества заводских экземпляров. Кроме этого, уже сейчас ходят слухи о цветных экспериментах от производителей ч/б фотопленок. Поэтому мы все таки смотрим на рынок пленки с надеждой.
- Что бы вы посоветовали тем, кто сегодня хочет запустить проект на, казалось бы, «умирающем» рынке?
Павел: Неважно, что делать, главное — искренне любить свое дело и отдаваться ему полностью. Рано или поздно обязательно получится, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Рынка фотопленки ведь в 2014 году тоже не было. Поэтому нам пришлось создать его с нуля. Мы увлекли съемкой на пленку более 60 тысяч человек, которые ранее на пленку не снимали. Пусть наш пример послужит примером, извините за каламбур.
- Если бы вы могли вернуться в 2014 год и дать себе один совет перед открытием СРЕДЫ, что бы вы сказали?
Наиля: Наверное, с высоты прожитого опыта, мы могли бы дать себе чисто практические советы. Например, закупать как можно больше оборудования и как можно больше пленки, несмотря ни на что. Впоследствии это окажется ключевыми ресурсами для развития. Но вряд ли это что-то бы изменило принципиально.
Гораздо важнее было не отказаться от своих желаний. Поэтому, если вернуться на десяток лет назад, мы бы, пожалуй, сказали самим себе – все правильно делаете!
Новые комментарии: