Онлайн-марафоны за последние 10 лет стали одной из самых прибыльных ниш интернет-бизнеса. Рынок онлайн-марафонов в России оценивается в миллиарды рублей. Беспрецедентный рост популярности онлайн-марафонов пришелся на пандемию, когда в игру кроме обычных блогеров вступили популярные инфлюенсеры и компании, потерявшие заказчиков в офлайне.

Первые российские онлайн-марафоны

В Рунете марафоны начали проводить еще до того, как это стало мейнстримом. К примеру, онлайн-марафон Зои Чернаковой «Сделаем из тушки фигурку» запустили в далеком 2004 году. Монетизировали программу просто: можно было заплатить за участие в платной группе, можно было приобрести книгу с изложением принципов «позитивного похудения» и коллекцией историй успеха.

Точно такую же схему использовала создательница «Системы минус 60» Екатерина Мириманова. Обе программы пользуются популярностью до сих пор — авторы проводят платные марафоны онлайн и издают книги.

Второе самое востребованное у россиян направление — саморазвитие. В эту категорию попадает все — от тайм-менеджмента, «увеличения денежного потока» и «биохакинга» до эзотерических практик, «расхламления» и «исполнения желаний». Первые онлайн-марафоны в этой нише зародились и развивались точно так же, как и диетические программы — платные консультации на форумах и публикация книг офлайн.

Вокруг некоторых основоположников марафонов по саморазвитию образовались культовые движения и многочисленные офлайновые тренинговые центры — к примеру, «Разумный путь» Свияша и «Трансерфинг реальности» Зеланда. Прибыльность направлений, связанных с диетой/фитнесом и деньгами/саморазвитием, не осталась без внимания блогеров и начинающих инфобизнесменов.

Обновленный формат онлайн-марафонов

Новые гуру вместо форумов и книг сделали ставку на соцсети, интерактивность, геймификацию, элементы реалити-шоу. В онлайн-марафонах появились серьезные денежные и материальные призы, а соревновательный дух программ начал привлекать миллионы участников — вместо прежних тысяч.

Первым по-настоящему прибыльным проектом нового формата стал марафон «Бешеная сушка», впервые проведенный в 2015 году. Размер денежного вознаграждения в программе доходил до 12 млн рублей, в качестве призов раздавали джипы, а прибыль организаторов исчислялась десятками миллионов рублей за каждый 5-недельный сезон.

Онлайн-марафоны сегодня — прибыльная ниша интернет-бизнеса

Популярность марафонов в период локдауна

Сервисы Yandex Wordstat и Google Trends зарегистрировали взрывной рост поисковых запросов в апреле 2020 года: пользователи искали информацию по ключевым словам «онлайн-марафон» в 4 раза чаще, чем до объявления локдауна. Спрос безусловно связан с ограничениями из за пандемии, удаленной работой и безвылазным сидением людей дома.

Онлайн-марафоны теперь чаще всего проводят в закрытых группах соцсетей, мессенджерах, иногда — на площадках для онлайн-курсов (к примеру, GetCourse). Некоторые программы бесплатны, за участие в большинстве марафонов пользователи платят — от нескольких сотен до десятков тысяч рублей.

В Instagram особенно часто проводят бесплатные марафоны с призами, цель таких программ — раскрутка аккаунтов, набор лояльной аудитории.

Типичная программа онлайн-марафона состоит из заранее подготовленных материалов (статьи, электронные книги, презентации, аудио и видео лекции, задания, тесты и инструкции), и дополняется личными консультациями, видеоконференциями, групповыми интерактивными стримами.

Обязательные составляющие марафона в Инстаграм

• интересные задания;
• развитие навыков и укрепление полезных привычек;
• посты о марафоне на страницах участников;
• ценные призы.

Для привлечения участников создатели марафонов заранее заботятся о наполнении своего ресурса полезным бесплатным контентом, и (обязательно!) обеспечивают наличие положительных отзывов в тематических пабликах соцсетей, у инфлюенсеров, на популярных площадках «Отзовик» и Irecommend. Отзывы и истории успеха дополняются фото- и видео-доказательствами эффективности программы — «до и после».

Стоимость рекламной кампании онлайн-марафона в Instagram складывается из:

• привлечения подписчиков — примерно 6 рублей за аккаунт;
• рекламы у блогеров — от 2000 рублей за пост у микроинфлюенсера;
• упоминаний в тематических пабликах — от 1000 рублей за пост;
• таргетированной рекламы — 6-10 рублей за подписчика;
• гостевых постов — бесплатно.

Бюджет рекламы онлайн-марафона может быть «резиновым». По мере поступления денег от марафона реклама продолжается с целью набрать максимальную прибыль от проекта (пока не упадет спрос).

Процесс проведения онлайн-марафона

Самые успешные проекты онлайн-марафонов

Феноменальный успех «Бешеной сушки» породил массу подражателей: сначала появились «ПроСушка», «Сушка на бургерах», а затем и проекты на другие темы — от фейслифтинга до исполнения желаний онлайн. Появилась даже платформа для марафонов под названием marafonator.

Основатель фитнес-игры «Бешеная сушка» незадолго до пандемии сменил формат с марафонского на «долгосрочный». Однако другие представители ниши продолжили работу в привычном режиме — и не прогадали.

Успех «Марафона желаний»

Гиперпопулярный проект Елены Блиновской в 2020 году стал основой одноименного фильма. Марафон действует с 2015 года; число подписчиков на Инстаграме — 2,6 млн человек, почти все наполнение аккаунта — восторженные отзывы. По оценке агентства Didenok Team, прибыль автора «Марафона желаний» превышает 200 млн рублей.

Помимо исполнения желаний, авторы предлагают тренинги финансового благополучия, курсы поиска своего предназначения и программу улучшения отношений. Основательница платформы онлайн-консультаций Alter Ольга Китаина считает методы «Марафона желаний» типовыми, неперсонализированными — что может быть и неэффективно, и даже опасно.

Однако эксперт отмечает, что грандиозный успех марафона — склонность людей к поиску максимально простых решений, вместо долгой работы с профессиональным психологом.

Physical Transformation или «Сушка на бургерах»

Проект действует с 2017 года. Первоначальные вложения в Physical Transformation составили около 1 млн рублей — деньги были потрачены на онлайн-рекламу. Уже спустя полтора года марафон приносил 200-300 тысяч рублей выручки ежемесячно. В программе марафона — план питания, инструкции для тренировок в домашних условиях и в зале. Большая часть участников (свыше 75%) женщины, до финиша доходят 70-75% пользователей.

Нутрициолог Мария Кадракова полагает, что марафон не учитывает индивидуальных особенностей и может повредить людям с расстройствами пищевого поведения. Однако «Сушка» очень успешна и в действующем формате: по сведениям Forbes, выручка авторов программы за кризисный 2020 год составила около 140 млн рублей.

Авторская растяжка SMSTRETCHING

Под девизом «все растяжимо» студия гимнастического стрейчинга успешно (с выручкой до 22 млн рублей) работала с 2016 года. Однако как и все фитнес-клубы, студии SMSTRETCHING остались без клиентов весной 2020 года. Было принято решение разработать онлайн-курсы по растяжке и начать продвижение марафона в интернете.

Аудитория на карантине встретила видео уроки с энтузиазмом. К инструкциям по растяжке добавили уроки йоги, пилатеса, медитации, консультации диетолога. По данным агентства Didenok Team, выручка онлайн-марафона SMSTRETCHING за 2020 год — 57 млн рублей, прибыль — около 34 млн рублей.

Агентство PR Partner приходит в марафоны

Коммуникационное агентство перешло в онлайн режим из-за пандемии. Среди онлайн-марафонов PR Partner — программы по продвижению в Инстаграм, пиару и копирайтингу. Четыре потока принесли компании 1 млн рублей выручки и более 3000 участников. Чек-лист подготовки любого марафона, по мнению авторов, должен включать:

• концепцию;
• анонс запуска в соцсетях;
• разработку черновой версии программы и поиск спикеров;
• подключение биллинга;
• активное продвижение и продажи;
• доработку программы.

На собственном опыте эксперты PR Partner убедились, что окончательную стоимость за участие в марафонах надо устанавливать после проведения первых тренингов с фокус-группой: часто оказывается, что люди готовы платить больше, особенно за дополнительные услуги — проверку заданий и обратную связь.

Перспективность бизнеса на онлайн-марафонах

Очевидно, спрос на онлайн-программы в обозримом будущем будет только расти. Жесткая конкуренция среди организаторов способствует совершенствованию и усложнению программ.

Тренды на внешнее и внутреннее преобразование личности, развитие навыков и повышение физической привлекательности (в сочетании с острой нехваткой времени) оказывают непосредственное влияние на рост спроса: современный пользователь предпочитает заплатить для получения быстрого результата, который предлагают авторы онлайн-марафонов.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Ничего плохого в марафонах не вижу! Это вполне работает, если прилагать самому усилия. Как часто не хватает мотивации, или сил что-то делать. Часто не хватает просто системы, которую на марафонах дают.

    Про марафон желаний есть что рассказать) лично у меня многое сбылось, что хотела. Возможно тут работает все в совокупности: и мое искреннее намерение, и прилагаемые усилия, и помощь от вселенной)
    А то, что кто-то на этом делает деньги, я только рада. Молодец. Значит и я смогу.

  2. Раньше я думала, что это сплошное надувательство, с целью заработать на глупых людях. Сейчас я понимаю, что это такой же бизнес, как и многие другие. Люди нашли то, чем они могут зарабатывать себе на жизнь, при этом принося пользу обществу.

    Не понаслышке знаю что такое «марафон желаний», как и многие женщины в СНГ. Не могу сказать, что это какая-то магия, но это действительно работает. Дело в том, что всем нам иногда нужна вера, всем нам иногда нужна помощь или пинок.

    Суть большинства марафонов заключается в самых элементарных вещах, на которые способен любой человек, просто он еще не знает о своем потенциале. Для этого то и существуют такие предприимчивые и умные люди.

    Поэтому считаю, совершенно естественным то, что в наше время так популярны всевозможные марафоны, а их создатели зарабатывают на своём труде и помощи людям, которым эта помощь действительно нужна.

  3. Вот многие любят называть любые продажи в социальных сетях инфоцыганством. По сути за деньги человек получает не что-то физическое, как мы привыкли (хлеб, одежду), а только знания, которых и так повсюду слишком много.
    Некоторые марафоны и курсы я, наверное, отнесу к инфоцыганству.

    Но есть и такие, у которых действительно ценность превышает цену! Для самого блогера, который делает что-то реально полезное, это самый правильный путь, потому что можно обучить сразу большое количество людей с минимальными усилиями.

    Сама недавно проходила марафон по осанке, фигуре и уходу за лицом. Ну я в полном восторге) Вся информация дается готовой, все разжевано, всегда на связи эксперт, а в чате марафонцы поддерживают друг друга!)

  4. Время от времени захожу в Instagram не за красивыми снимками, а за полезными знаниями для заботы о себе. Привлекают бесплатные (такие есть!) онлайн-марафоны, за которыми стоят профессионалы. Мотивируют посты участников — особенно тех, кто добивается успеха (худеет, правильно питается, занимается спортом).

  5. Главный секрет популярности онлайн марафонов , в их доступности. Плюс такое разнообразие позволяет подобрать практически любому человеку интересное для себя направление.

    Да, согласен, некоторые моменты должны быть персонализированы, но это уже личное дело каждого конкретного участника.

    Если он чувствует, что ему все хорошо заходит, то все нормально, а если есть дискомфорт или какая-то другая неудовлетворенность, то лучше прекратить участие или проконсультироваться у специалиста. Я лично обеими руками за онлайн марафоны.

  6. Принимала участие во многих марафонах, на интересующие меня темы. Оплатив марафон, организаторы присылают ссылку, по которой можно пройти в общий чат. Я очень удивилась, когда увидела там 800 человек-участников, в тот момент я поняла, насколько это прибыльное дело, но и соотнесла разницу в количествах отзывов и участников, отзывов гораздо меньше… Минус в том, что большое количество инфоцыган развелось на площадках, и продают все что вздумается, главное преподнести, а там клиент «съест». С другой стороны, я прошла много марафонов, и узнала много нового для себя, если тщательно подойти к выбору, все сложится благополучно.

  7. Онлайн марафон — это удобный формат обучения чему-либо. Я не первый раз приобретаю подписку на марафон от одного известного блогера. Она проводит прямые эфиры, где, собственно, проводит обучение.

    Марафон длится две недели в закрытом аккаунте в инстаграме, после даётся еще две недели, чтобы сохранить себе эфиры и пользоваться в дальнейшем. Также для участников имеется чат в телеграме.

    Организатор иногда тоже там появляется и отвечает на вопросы. Считаю, что это неплохая альтернатива офлайн-курсам, так как у многих желающих из-за расстояния физически не было бы возможности присутствовать.
    В этом деле важно выбрать качественный курс, чтобы не нарваться на надувательство в виде «авторского контента», переписанного из интернета.

  8. Пожалуй, не соглашусь, что там непременно предлагается быстрый результат. Марафон по взаимоотношениям с деньгами, в котором я участвовал, длился 1 месяц. Или, точнее, он делился на «кусочки» продолжительностью в 1 месяц, но если кто-то чувствовал, что недоработал, то мог проходить его снова, снова и снова. Причем цену организатор выставил весьма умеренную, точную цифру не помню, но точно менее 1.000 руб (больше я бы не потянул).

  9. Эти все онлайн-марафоны, вебинары стали прям отдельной нишей бизнеса. Я лично знаю человека, который миллионы в год зарабатывает на своем марафоне. При чем, человек сам придумал идею и разработал структуру данного марафона. И, стоит отметить, что эта вещь достаточно востребована, люди записываются каждый месяц, платят деньги и потом сильно восторгаются.

    Думаю, в этой сфере есть дельные идеи, многие марафоны, действительно, помогают людям, главное, старание. Даже сейчас, когда, казалось бы, эта ниша плотно заполнилась, в ней ещё есть место для новых идей и, соответственно, новых денег.

  10. Онлайн-марафоны это по сути сетевой маркетинг, то есть вовлечение как можно больше людей в своеобразный клуб с целью продать им потом что-то. Ну и конечно это вид инфо-бизнеса.
    Как бизнес — это не очень чистое направление, точнее так — есть действительно полезные марафоны, но их 10% — 15% а мошенических, инфоциганских марафонов 90%