Налог на профессиональный доход – специальный налоговый режим для самозанятых граждан, действующий с 2019 года, выходит на новый уровень популярности. Если сначала самозанятость была уделом разнообразных фрилансеров, то теперь предпринимателями с таким статусом заинтересовались маркетплейсы: с третьего квартала нынешнего года Ozon, Wildberries и другие маркетплейсы открыли им доступ к торговым платформам. О том, какие возможности это открывает перед самозанятыми, рассказывает Денис Бурлаков, CEO финтех-компании RBK.money и фаундер IT-компании Osnova.

По подсчетам Минтруда, число самозанятых в России уже превысило 3 млн человек, и это явно не предел. Бурный рост количества самозанятых граждан в пилотных регионах проекта не случаен: налог на профессиональный доход (НПД) дает людям возможность работать легально, платить налоги, и с точки зрения регулирования он заметно проще, чем ООО. Самозанятые в обязательном порядке платят только налог по льготной ставке — 4% или 6%, при сделке с физическим или юридическим лицом, соответственно. Уплата страховых взносов в ПФР для самозанятых – дело добровольное.

Такая решительная налоговая оптимизация сделала сотрудничество с людьми, перешедшими на НПД, очень привлекательным. Только за десять месяцев 2021 года продажи у самозанятых в сфере строительства и проектирования выросли в 57 раз по сравнению с прошлым годом. В 18 раз выросли продажи у людей, специализирующихся на создании и продаже программного обеспечения. Практически с нуля набирает обороты активность самозанятых в сфере найма и аренды помещений – их количество выросло в 29 раз. И вот теперь, на фоне сезонного повышения спроса на доставку заказов и оттока мигрантов, нешуточный интерес к самозанятым проявляют онлайн-ритейлеры. Пока наиболее востребованными становятся автокурьеры. На очереди всплеск интереса к селлерам.

Плюсы и нюансы

Маркетплейсам давно интересны самозанятые: с ними онлайн-магазины получают возможность увеличивать свою прибыль за счет расширения пула магазинов и ассортимента, а также комиссий — для самозанятых они в среднем выше, чем у крупных производителей. Но самозанятым онлайн-маркеты интересны, на мой взгляд, еще больше, потому что предоставляют им возможность выйти на глобальный сетевой рынок во всех регионах присутствия магазина.

Во-первых, маркетплейс – это онлайн-витрина с уже готовым набором инструментов для продаж в интернете. Чтобы выйти в онлайн-торговлю самостоятельно, нужно создавать лендинг, страницы в соцсетях, тратиться на продвижение, прямую рекламу и т.д. Маркетплейсы все это уже имеют и предоставляют своим продавцам, а стоимость продвижения внутри площадки заметно ниже, чем в «открытом интернете» или Instagram. Плюс у многих сетевых ритейлеров есть вебинары для начинающих бизнесменов, которые знакомят с площадкой и ее особенностями, учат пользоваться инструментами продвижения внутри нее.

Второй момент – готовая клиентская база. У крупных маркетплейсов уже есть сильный бренд и большой поток лояльных клиентов, к которым самозанятый получает прямой доступ. Ретейлеры постоянно работают над увеличением клиентской базы и продвижением площадки, что для предпринимателя тоже плюс.

Третий важный фактор интереса – выстроенная логистика: собственные склады, система доставки товаров, пункты выдачи, курьеры, контакт-центр и т.д. Чтобы выйти за рамки своего города и региона, локальному бренду нужно работать со службами доставки, а это дополнительные издержки, и в масштабах маленького бизнеса довольно заметные. Платить цену с учетом доставки готовы не все покупатели, потому что у товаров собственного производства и ручной работы она чаще всего и без этого выше, чем у аналогичных вещей фабричного массового производства. При работе с маркетплейсами предприниматель получает и доступ к логистической инфраструктуре, за счет чего становится ближе и удобнее для своих клиентов.

Но, безусловно, есть в работе с онлайн-ритейлерами и свои нюансы. Например, довольно жесткая конкуренция, особенно если товар массовый, а не уникальная ручная работа. Здесь нужно будет подключать инструменты продвижения, быть готовым делать скидки и так далее. Словом, бороться за клиента.

Кроме того, доступ к логистике вовсе не бесплатный – его стоимость маркетплейс зашивает в свою комиссию или берет ее с продавца отдельно. В некоторых крупных магазинах предпринимателю нужно дополнительно оплачивать хранение товаров на складе, если они не продались за определенное время, так же, как и возврат, который оформил покупатель.

Еще один момент – нужно быть готовым оперативно осваивать новые инструменты, подстраиваться под меняющийся рынок, тестировать гипотезы, тратить на это деньги и не всегда компенсировать их за счет прибыли от новых сделок. Маркетплейсы дают инструментарий, но чтобы использовать его возможности по максимуму, нужно учиться с ним работать и вкладываться в это, в том числе с точки зрения своего времени и денег.

Учиться и еще раз учиться

Современный рынок заставляет людей постоянно совершенствоваться. Этот тезис в полной мере относится и к самозанятым. По сути, происходящие в настоящий момент изменения готовят их к переходу в другую весовую категорию. Напомню, что налоговый режим, о котором мы сейчас рассуждаем, имеет временные ограничения – десять лет с 2018 го. Что же дальше? Либо отказываться от предпринимательства, либо переходить в разряд индивидуальных предпринимателей – или еще дальше, в предприятие МСБ. Но это в будущем.

А пока самозанятым предстоит в полной мере освоить возможности НПД. Маркетплейсы с технологической точки зрения готовы к практически неограниченному количеству продавцов. На рынке уже есть примеры Яндекс.Маркета, Ozon, Lamoda, Wildberries. На этих площадках огромное количество продавцов, крупные обороты, эффективная IT-инфраструктура. Плюс у маркетплейсов есть возможность регулирования ассортимента. Конечно, в процессе работы с самозанятыми могут возникнуть какие-то сложности, но эти компании в состоянии своевременно на них отреагировать. И такие примеры уже есть, правда, пока в риэлторской среде.

Наиболее заметные онлайн-площадки по работе с недвижимостью уже позволяют самозанятым стать профессиональными участниками рынка недвижимости. Правда, при выполнении ряда условий. Во-первых, им предстоит пройти обучение, а во-вторых, перейти в разряд ИП, но с сохранением НПД. Эта процедура открывает перед участником рынка недвижимости возможность использовать для совершения сделок специализированный банковский счет и другие сопутствующие возможности, например, доступ к льготной ипотеке и страхованию сделок. Аналогичным путем идут и маркетплейсы.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *