С приходом пандемии и кризиса почти каждый специалист задумывался о том, чтобы освоить новую удаленную профессию. Но из огромного количества разнообразных сфер, очень сложно выбрать прибыльную и востребованную. Какие диджитал-профессии уже не актуальны, рассказывает продюсер блогеров и основательница школы удалённых профессий «LiRu», Лилия Покатаева.

Теперь не актуальны: онлайн-профессии, которые уходят с рынка
Лилия Покатаева

С каждым годом мир становится все более изменчивым. Новые технологии резко врываются в нашу жизнь, а гибкость и адаптивность становятся ключевыми компетенциями сотрудников. «Мир изменчив» – эту фразу Лилия Покатаева повторяла и когда только начинала вести свой блог, и когда создавала онлайн-школу диджитал-профессий, и когда стала продюсером крупных медиа-личностей. Лилия уверена, что в будущем эту фразу будут повторять гораздо чаще.

Когда твой бизнес связан с онлайн-миром, ты быстро считываешь ситуацию, понимаешь, что стоит твоего внимания, а на что лучше не тратить время. Ты уже интуитивно различаешь сферы-однодневки и какие-то фундаментальные вещи. «Мне повезло – в онлайн я «окунулась» давно, наделала кучу ошибок и набралась огромного опыта еще до момента, когда мир поверил в то, что Интернет может приносить деньги» – рассказывает Лилия Покатаева.

С приходом пандемии в эту сферу пришло много людей, в ней стало больше денег. Но также увеличилось и количество неопытных ребят, которым «дарили билеты в счастливое будущее». Только их не научили, что у билета есть свой срок годности, не научили адаптироваться, быть гибкими, постоянно прокачивать навыки. Как итог – сейчас на рынке много узких малоопытных специалистов без работы. Их глаза когда-то горели ярко, они хотели делать много, хотели пробовать и работать «здесь и сейчас», но остались без обещанных золотых гор и без будущего, о котором им рассказывали.

Своих учеников Лилия изначально готовит к тому, что никаких гарантий нет, все может измениться в любую минуту, но, если у вас есть несколько сильных базовых навыков в каких-то основных сферах, вы точно не пропадете. Ситуации бывают разными: что-то затягивается на годы, а какие-то профессии быстро становятся ненужными и исчезают навсегда. В данной статье Лилия Покатаева рассказывает о тех онлайн-профессиях, которые когда-то были очень популярными на рынке СНГ, но быстро утратили свою значимость.

Почему они больше неактуальны? На то есть несколько причин:

• санкции и другие ограничения
• количество специалистов превысило спрос на них
• сильные специалисты полностью покрывают спрос, и новичкам не остается места
• платформы усовершенствовались, и услуги людей больше не нужны
• специалисты растут качественно и быстро, один человек может спокойно заменить несколько других

Итак, на кого сегодня лучше пока не учиться?

1. Таргетолог
Таргетинг – это востребованная профессия в сфере диджитал. Однако сейчас из-за блокировок соц. сетей и уменьшения количества площадок, быть востребованным таргетологом можно не везде. Таргетологи все еще нужны в «Вконтакте», поэтому сейчас самое время адаптироваться к новой платформе.

2. Создание масок
Это входит в разряд профессий, которые появляются совместно с новыми «фишками» соц. сетей. 3 года назад маски стали трендом: блогеры, коммерция и даже простые пользователи – все хотели себе фирменную индивидуальную маску. С появлением тренда возникли и обучающие курсы. Сначала люди продвигали свои страницы, после зарабатывали на создании сложных масок, вводили геймификацию. Работали не только дизайнеры и «айтишники», но даже дети. Тем не менее, этот тренд прошел, и вопрос о его замене все еще висит в воздухе. Ждем новых «фишек» и новых профессий.

3. Дизайнеры креативов для рекламы
Данные специалисты работали с менеджерами по рекламе и с таргетологами. Их задачей было привлечь макетом внимание людей за 15 секунд. Они все еще нужны за рубежом, поэтому им можно сотрудничать с иностранными компаниями. Другие варианты – работать с дизайном «покрупнее». Если расширяться не хочется, тогда можно уйти на маркетплейсы. Задача та же – через обложки и карточки зацепить внимание людей, чтобы в будущем они совершили покупку.

4. Е-mail маркетолог
Это одна из тех ниш, где уже присутствует много сильных специалистов, а новым пока нет места. Почтовые рассылки все еще работают, но люди проводят больше времени в соц. сетях, в связи с чем бизнес переводит работу туда. Кем быть вместо e-mail маркетолога: простым маркетологом, копирайтером, SMM-специалистом – ваши навыки здесь точно пригодятся.

5. Администратор аккаунта (паблика)
Сейчас многие стараются оптимизировать ресурсы – вместо администратора, отвечающего на сообщения и вовремя выкладывающего посты, выгоднее нанять «SMM-щика», который сможет сделать больше: и проработать стратегию, и создать контент, и повлиять на продажи.

6. Рерайтер
И бизнесу, и блогам нужны оригинальные тексты, живые, искренние. В настоящий момент простое переписывание источников другими словами не так востребовано.

7. Модератор чатов
Это человек, фильтрующий сообщения, необходимость в котором исчезает. Настройка цензуры хорошо работает почти на всех платформах, а живые диалоги и обсуждения в комментариях у брендов и селебрити только приветствуются. В крайнем случае комментарии всегда лучше закрыть, чем удалять написанное.

8. Менеджер блогера (здесь не про рекламу)
Когда-то было популярно нанимать человека, который будет отвечать на комментарии или выполнять мелкие поручения по блогу. Сейчас блогеры предпочитают сами общаться с подписчиками, сами генерировать контент и работать над ним.

9. Транскрибатор
Транскрибатор оформляет аудиоинформацию в текстовом виде. Такой специалист бывает нужен крайне редко – на крупных проектах или при работе с большим количеством аудио. В других случаях он легко заменяется ботами по распознаванию текста.

10. Специалист по визуалу
Сейчас в моде «живой» контент. Некоторые «креативщики», конечно, нужны брендам, но опять же дизайнеры и опытные профи закрывают эту нишу, а новый поток людей может остаться без работы.

Нельзя сказать, что перечисленные специалисты сейчас не нужны от слова «совсем». Конечно, до сих пор есть работающие стратегии и сферы, но в каждой из них уже есть свои профессионалы. Если вы желаете освоить онлайн-профессию, то пробуйте что-то новое, изучайте те области, где есть еще много возможностей для роста, практики и заработка. Не ограничивайте свои навыки только трендовыми и узкими сферами, мыслите шире. «Помните – онлайн-мир быстро меняется, а нам важно уметь меняться вместе с ним» – советует Лилия Покатаева.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. На мой взгляд несколько неверный прогноз у автора по профессиям. К пример — таргетологи точно востребованы (соц сетей масса и люди умеют пользоваться впн). Маркетологи точно всегда будут на ура — ибо маркетинг движущая чать любого бизнеса.

    Единственное, что сейчас стоит опасаться — это ИИ, так как искусственный интелект сейчас бурно развивается. Шумиха вокруг ChatGPT, и вот этот ИИ реально может заменить многие профессии — журналистов, дизайнеров, программистов, аналитиков, бухгалтеров и др.
    Например при будущем совершенствовании ChatGPT — он сможет писать тексты не хуже а то и лучше журналистов и копирайтеров (так как может писать быстро по сложным темам. ИИ уже сейчас создает супер цифровые изображения, над подобными цифровым художникам и дизайнерам нужно работать несколько дней, а ИИ создаст цифровую картину за пару часов или быстрее.

    ChatGPT уже довольно здорово кодит, народ его тестировал на создание кода — получается что он кодит быстрее и лучше программиста (включая что тестирует код и исправляет ошибки).
    Так что вот над чем нужно задуматься. ИИ реально представляет угрозу для многих профессий. Сейчас впаривают онлайн-обучение, но это уже поздно — вас хотят научить тем профессиям которые пропадут, их просто заменит ИИ.
    Сейчас нужно подстраиваться под новые условия цифрового мира…