Непростые времена, в которых оказался бизнес сегодня, требуют не только пересмотра стратегий развития и оптимизации расходов. Главный ресурс компаний – люди, и задача руководителей – адаптировать к сегодняшним реалиям подход к повышению квалификации и обучению новым навыкам своих сотрудников. Лариса Зорина, основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации “Step2Futurе”и коуч спикеров конференции TEDх, рассказала об опыте своей компании и главных трендах корпоративного обучения в 2022/2023 годах.
Кризис – это не повод сокращать расходы на обучение персонала. Скорее наоборот – в турбулентные периоды корпоративные тренинги мотивируют, повышают производительность, способствуют сплочению команды и формируют общие цели. И, напротив, если не уделять должное внимание развитию сотрудников, они чаще склоняются к мыслям о смене компании-работодателя.
Приведу в пример цифры:
· По данным Google Trends и Яндекс Wordstat показатели по повышенным запросам на тему «обучение сотрудников» приходятся на кризисные периоды: 2008, 2014 и весну 2022 года.
· В компаниях с развитой культурой обучения коэффициент удержания сотрудников на 30-50% выше, чем у конкурентов.
· 70% сотрудников готовы перейти в компанию, где руководство инвестирует в корпоративное обучение.
· 76% сотрудников уверены, что профессиональное развитие на рабочем месте – одна из важнейших причин оставаться в компании.
Учитывая текущие обстоятельства в виде закрытия бизнесов, миграций, мобилизации и найма удаленных сотрудников, существующим компаниям еще важнее укреплять статус «хорошего» работодателя, который заботится о развитии сотрудников. Есть тенденция, что кадровый рынок перевернулся «с ног на голову» и теперь не компании выбирают сотрудников, а сами соискатели определяют с кем хотят работать. Кроме так называемых гигиенических факторов (территориальное расположение офиса, зарплата, соцпакет), современные специалисты смотрят на факторы мотивации, в том числе ищут возможность для развития и обучения в рамках корпорации. Соответственно, ценные кадры с высокой квалификацией отдают предпочтение компаниям, где корпоративное обучение – среди главных преимуществ.
Впрочем, очевидно, что сегодня многие компании сокращают или замораживают бюджеты на обучения. Так, у моей компании в 2021 году было 38 договоров на корпоративные тренинги, в том числе 30% — иностранные компании. В 2022 году у нас был заключен 21 договор на обучение, из них 20% — иностранные компании. Многие наши клиенты заморозили бюджеты на учебу в 2022 году и перенесли обучающие мероприятия на 2023 год. В то же время заметно увеличилась доля IT-специалистов — для них стали актуальны публичные выступления, так как сфера набрала обороты за последние несколько лет, и айтишники хотят быть на виду.
Итак, какие тренды в корпоративном обучении я могу выделить:
1. Bite Size Learning – метод обучения «маленькими» порциями, когда учеба разбита на короткие модули по 5-8 минут. Они содержат максимально емкую и «выжатую» информацию по одной теме. Это позволяет не рассеивать внимание на «лирику», а сразу сосредоточиться на главном. Из явных плюсов – быстрее и легче усваивается материал.
2. Тренинги внутри компании: свои тренеры, корпоративные игры. Такие тренинги и семинары проводятся в рамках рабочих процессов, иногда даже без отрыва от прямых трудовых задач. Чаще всего это интенсивные спланированные занятия, которые проводятся в группах или корпоративные игры, которые приобретаются специально под задачи компании. Опытные сотрудники могут проводить тренинги для новичков, чтобы оперативно вовлекать их в рабочие процессы, ускорять адаптацию, знакомить с внутренними правилами и корпоративной этикой. Суть – вырастить собственных тренеров и развивать внутрикорпоративное обучение.
3. Офлайн обучение. Конференции с полезным контентом, воркшопы с приглашенным мотивационным спикером. Темы – актуальное состояние экономики, нестабильность, пути развития. Популярны мини-тренинги с разделением на небольшие группы для отработки полученной информации. Кроме того, сегодня сотрудники ищут безопасные пространства для развития soft-skills и общения на любые темы. За время пандемии люди устали от онлайн-коммуникаций и хотят «живого» общения. Компании, которые избегают организации формальных или неформальных встреч, инициируя только антикризисные программы, рискуют выгоранием команды и снижением эффективности работы.
4. Синхронное обучение – быстрорастущий сегмент. Информация между участниками передается в режиме реального времени. Можно сразу задать вопрос лектору, попросить комментарий или уточнить спорный момент. Плюсы: быстрая обратная связь, мотивирующая задавать вопросы; обучение в группах, где можно обсуждать с другими студентами актуальные моменты; повышенная концентрация внимания. И минимальная цена при тиражировании. Из основных ограничений – учащиеся должны быть на связи в определенное время, кто-то может не успевать обработать материал и получить обратную связь, так как в группах обычно бывают отстающие. Популярные форматы синхронного обучения — вебинар, прямой эфир, онлайн-лекция и онлайн-презентация.
Даже в условиях сокращения бюджетов на развитие и обучение персонала и существующих неровностей рынка, очевидно выигрывают компании, которые не забывают о ключевом ресурсе – своих сотрудниках.
Людям важно чувствовать свою ценность и значимость для компании, на которую они работают. Корпоративное обучение в 2023 году должно быть максимально эффективным, концентрированным и удобным по формату. Особенно в цене будут офлайн-тренинги и конференции с мотивационными спикерами, а также усиление внутренних команд тренеров и практики наставничества.
Новые комментарии: