Онлайн-преподавание сегодня: как стать экспертом и с чего начать бизнес онлайн-обучения. Для встречи людей, компаний и необходимых им экспертов создаются нетворки, специальные сервисы для шеринга экспертизы. Одним из ведущих трендов 2020 года становится expert economy — объем этого сектора экономики с каждым днем только возрастает.

В прошлом году число пользователей образовательных онлайн платформ увеличилось беспрецедентно. Что еще лучше, тенденция сохраняется. По оценкам аналитиков, сегмент онлайн курсов вырастет до $300 млрд к 2025 году. Если у вас есть экспертные знания или практические навыки в какой-либо сфере, запуск собственного учебного онлайн-курса – отличный способ монетизации талантов.

Стать экспертом, делиться своими теоретическими знаниями, практическим опытом, создавать собственные курсы и уроки — не только интересная, но и прибыльная бизнес-идея. Но, как и в каждом деле, сложнее всего здесь — начать.

Кто такой эксперт

Единого определения эксперта в среде онлайн-преподавания пока что не выработано. Однако можно выделить несколько ключевых характеристик профессионала:

1. Имеет не только теоретический, но лично наработанный опыт.

2. Обладает широким кругозором: не только глубокими знаниями в определенной предметной области, но и познаниями из множества смежных сфер.

3. Непрерывно занимается самообразованием, постоянно учится, анализирует свои знания и умения, пробует себя в различных «профессиональных челленджах».

4. Как преподаватель, имеет достаточно времени, сил, воображения и харизмы, чтобы создавать качественные курсы, уроки и успешно их проводить.

Кому этот бизнес подходит

Как и любая другая, эта сфера подходит далеко не всем. Если вы обладаете интересными уникальными знаниями либо любите и умеете преподавать — этого мало.

Эксперт в онлайн-преподавании:

1. Способен быстро осваивать новые навыки.
2. Всегда готов к расширению нетворка.
3. Нацелен на работу по увеличению своего дохода.
4. Может быстро переключаться с одного рода деятельности на другой, быстро решать нестандартные задачи.
5. Стремится к признанию в профессиональном сообществе.

Каким должен быть современный онлайн-преподаватель

Онлайн-преподавание — современная сфера, а значит, что и эксперт должен идти в ногу со временем, чтобы быть интересным потребителям своих продуктов, выгодно выделятся на фоне конкурентов.

Выделим семь основных качеств современного преподавателя:

1. На «ты» с современными технологиями. Переустановка ОС, использование мобильных приложений, обращение к облачным хранилищам для него — привычное дело. Широко используя современные технологии в жизни, он гармонично внедряет их в свои занятия.

2. Постоянно развивает смежные навыки. Эксперт учится контролировать эмоции, выступать перед публикой, работать в команде, развивать лидерские качества. Только всеобъемлющий опыт коммуникаций сделает его взаимодействие с потребителями услуги особенным, запоминающимся.

3. Финансово грамотен. Прежде чем откликнуться на привлекательное предложение, просчитывает все риски, трезво оценивает свои знания и услуги.

4. Знает свои права и уважает чужие. Перед тем, как посвятить себя онлайн-преподаванию, уделяет время юридической стороне деятельности. Привыкает критически мыслить и всегда подвергать сомнениям даже самые авторитетные высказывания. Он знает, где и как получить профессиональную юридическую помощь, внимательно составляет и изучает документацию, способен защитить свои права.

5. Умеет зарабатывать. Онлайн-преподавание — лишь одна из стезей деятельности идеального эксперта. Ему по силу организовать конференцию, развить собственный блог, заняться написанием статей, проведением офлайн-лекций и даже открыть собственный научно-популярный кружок.

6. Грамотно распределяет работу и отдых. Эксперт не трудится из последних сил: вымотанный или невыспавшийся человек просто не сможет провести интересную и яркую лекцию. Он помнит, что хроническая усталость рано или поздно перерастает в депрессию, выгорание, поэтому любит и умеет полноценно отдыхать.

7. Имеет массу увлечений и хобби. Потребителей экспертных услуг, в первую очередь, интересует личность преподавателя, его личный опыт и достижения. Когда ему нечего больше о себе рассказать, помимо работы, это вызывает непонимание и даже недоверие. Эксперт — разносторонний человек, который не позволяет любимому делу превратиться в рутину.

Как создать и продвигать личный бренд

Эксперт в онлайн-образовании начинает с создания личного бренда. Первым делом будущий преподаватель должен определить, что его выгодно отличает от конкурента:

1. Какие ваши самые сильные образы? Они касаются не только знаний в предметной области, но и умения эти знания применять, преподносить.

2. В каком визуальном образе вы предстанете в глазах покупателей курса? Прическа, стиль одежды, манера поведения, доля юмора и иронии — это все важно продумать.

3. Каким будет стиль вашего преподавания? Эмоциональные лекции или лаконичные конспекты, обращение к жизненным примерам или статистическим данным? Эта самая сложная составляющая — ваши продукты одновременно должны быть взаимосвязаны и уникальны. А ваш стиль — узнаваться с полуслова.

Как только вы сформируете личный бренд, сразу же приступайте к его продвижению:

1. Канал в «Телеграме».
2. Текстовый блог на Medium.
3. Видеоканал на YouTube.
4. Короткие обзоры личной и профессиональной жизни в Instagram.
5. «Сарафанное радио»: расскажите знакомым в реальной жизни и соцсетях, что готовы выступить с лекцией или собственным курсом.

Сегодня площадок для самореализации экспертов масса:

• воркшопы;
• профессиональные конференции;
• колледжи и вузы;
• онлайн-школы;
• проекты дополнительного образования;
• площадки для проведения вебинаров.

Как превратить свои знания в продукт

Пожалуй, самый сложный шаг — это трансформировать свои знания, свой опыт в определенный обучающий продукт, который должен быть одновременно и полезным, и интересным.

Уже состоявшиеся эксперты рекомендуют действовать по плану:

1. Получите у организаторов, кураторов образовательного мероприятия всю информацию об общей программе и вашей лекции в частности. Пообщайтесь с другими приглашенными экспертами — важно, чтобы ваш продукт органично вписывался в общую канву.

2. Задайте себе четкие вопросы и дайте на них конкретные ответы: что узнают мои ученики? Чему они научатся? Какую информацию я хочу до них донести? Какие впечатления останутся после моей лекции? Это поможет вам в дальнейшем создать тематические блоки для лекции.

3. Познакомьтесь со своей будущей аудиторией, исследуйте ее. Какой уровень знаний у этих людей? Почему им интересен ваш курс? Что они хотят получить на вашем занятии? Представьте себя на их месте. Как бы хотели, чтобы вам преподнесли знания? Как формат коммуникации с преподавателем был бы комфортен?

Как создать продаваемый урок

Дав ответы на все вопросы, вы придете к представлению тематических блоков своей будущей лекции. Продукт может быть интересным и продаваемым даже с самой простой структурой — введением, основной частью и заключением.

Представим примерную инструкцию, которой одинаково хороша и для онлайн, и для офлайн-продуктов.

Введение

В начале занятия вам нужно провести три важные вещи:

1. «Разогреть» аудиторию. Познакомьтесь с ней — на этом этапе помогает техника «айсбрейкера» (приемы для выстаивания позитивных взаимоотношений с преподавателем, между членами группы).
2. Представьте тему вашей лекции. Обратитесь к самым ярким, эмоциональным, жизненным примерам из своего опыта.
3. Кратко очертите план, формат, продолжительность занятия.

Основная часть

В главной части лекции можно опираться на советы опытных экспертов:

• Держите курс на активное обучение: ваши слушатели не пассивно воспринимают информацию, а дискутируют между собой, выполняют практические задания. Это плюс и для преподавателя: пока студенты заняты командной работой, он может передохнуть, повторить материал.

• Задействуйте опыт своих слушателей. Главный принцип преподавания у взрослых: помогать уже на уроке «примеривать» полученные знания на свой прошлый, будущий жизненный опыт.

• Чередуйте различные формы коммуникации, чтобы не потерять внимание аудитории. Разделите занятие на условные 15-минутные блоки. Между ними можно задавать вопросы слушателям, подводить промежуточные итоги.

• Не забывайте об обратной связи. Спрашивайте, что осталось непонятным, какие были сложности при выполнении заданий.

Заключение

В завершении урока важны два момента:

1. Итоги. Повторите самые важные мысли и тезисы лекции.

2. Порассуждайте вместе. Что аудитории понравилось, а что нет? Какая информация запомнилась?
Какими из полученных знаний они будут пользоваться? Какую бы лекцию им хотелось бы послушать еще?

Ответы на эти вопросы прежде всего важны для эксперта: вы будете знать, на какую тему подготовить следующую лекцию, как отредактировать структуру будущего занятия, какие моменты более других интересны вашей потенциальной аудитории.

Три важные вещи, о которых нельзя забывать

После того, как вы составили структуру лекции, подготовили весь необходимый контент, не забудьте про три важные вещи:

1. Составьте сценарий своего выступления с поминутным таймингом. Обязательно оставьте лишние 15 % времени на непредвиденные обстоятельства.

2. Оформите презентацию, вспомогательные материалы в собственном узнаваемом стиле.

3. Продумайте все технические вопросы заранее, чтобы они не сорвали занятие: от предварительной регистрации участников до расстановки столов в аудитории.

И самый главный совет для начинающего эксперта: не бойтесь совершать ошибки. Неудачный опыт — это тоже двигатель вашего развития. Он позволяет сделать важные выводы и успешно справиться со следующей попыткой.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. 2020 год показал, что онлайн-образование – это очень востребовано. Сколько курсов было запущено в период пандемии, сколько новых спикеров появилось. Но не все проекты выжили и нашли свою аудиторию. Почему? Мне кажется, из-за личности преподавателя. Иногда видно, что человек в теме разбирается, но очень скучно рассказывает, что слушать невозможно!

    Иногда хорошо рассказывает, но стесняется камеры, отвлекается на нее. И от этого тяжело воспринимать информацию. Так что я согласна с тезисом статьи, что идея заняться онлайн-преподаванием выгорит далеко не у всех. А так – бизнес хороший, перспективный и полезный для общества. Из статьи подчерпнула много классных идей, которые пригодятся для любого публичного выступления.

  2. Из-за пандемии всерьез задумалась о переходе на онлайн-преподавание. Это действительно намного удобнее и, за это время, стало намного более востребовано, чем обычный офлайн формат. Но да, тут важно, чтобы преподаватель разбирался в современных технологиях, папа мой тоже преподаватель и, я уверена, он едва ли уже сможет разобраться, только если я буду за него организацией заниматься. Поэтому вариант вести бизнес, связанный с преподаванием в сети, невероятно актуально сейчас, только далеко не каждый сможет в этом разобраться и соответствовать уровню, конкуренция ведь уже не маленькая.

  3. Действительно 2020 год показал всем, что онлайн-обучение является удобной альтернативой стандартному формату.  И если раньше многие видели больше минусов в этом, то сейчас мнение в обществе в корне поменялось.
    Мой сын занимается английским онлайн, я вижу одни плюсы в таком обучении.
    К хорошим преподавателям выстраивается целая очередь желающих к ним записаться. На различных курсах для взрослой аудитории, думаю, ситуация аналогичная. Поэтому при грамотном подходе на этом можно зарабатывать хорошие деньги.

  4. С учетом плавного перехода с оффлайн на онлайн-обучение, повышается и спрос на хороших квалифицированных специалистов. Но как по мне, без инвестиций в медиа раскрутку своих услуг, сложно протиснуться в эту нишу , конкуренция которая растет с каждым днем.

    Сейчас этого недостаточно, чтобы специалист обладал знаниями и хорошей методикой изложения материала. Чтобы привлечь потенциального клиента — нужно вызвать интерес, сфокусировать его внимание на тех потребностях и информации, которые заставят человека обратить внимание на ту проблему, которую он хочет решить и стать потенциальным клиентом. А это осуществить без аккаунта Ютуб, соц.сетей и тизерной рекламы невозможно.

    В добавок, онлайн-эксперта теперь сложно представить без организаторских способностей и харизматичности. Поэтому, если кому-то захочется попробовать себя в онлайн-сфере коучинга, то нужно проработать помимо своих профессиональных качеств — еще и личностные для дальнейшего достижения успеха.

  5. Дистанционное преподавание в последнее время набирает популярность. Большинство специалистов охотно перешли на такую форму обучения. Однако старшему поколению сложно осваивать такие технологии.

    Прежде всего, удобно проводить занятия практически из любого места, где есть интернет. И возможность заявить о себе на таких платформах как YouTube, ВКонтакте, ЯндексДзен, Инстаграм, лишь увеличит спрос на такие услуги. Можно самому устанавливать график работы, а не ходить ежедневно на работу от звонка до звонка.

  6. Дистанционное преподавание в последнее время набирает популярность. Большинство специалистов охотно перешли на такую форму обучения. Однако старшему поколению сложно осваивать такие технологии. Прежде всего, удобно проводить занятия практически из любого места, где есть интернет. И возможность заявить о себе на таких платформах как YouTube, ВКонтакте, ЯндексДзен, Инстаграм, лишь увеличит спрос на такие услуги. Можно самому устанавливать график работы, а не ходить ежедневно на работу от звонка до звонка. Я считаю, что это направление перспективно!

  7. Как бывший преподаватель английского могу сказать, что это неблагодарное дело. Заработать в реале можно больше и быстрее. К онлайн уроку, к сожалению, как и написано в статье, следует долго готовиться, иногда осваивая другие профессии вроде юриста или бухгалтера.

    Но тратить на подготовку больше времени чем на сам урок нерентабельно. К тому же, качество образования очень сильно страдает в онлайне. Особенно с детьми. Со взрослыми проще.

  8. К сожалению, благодаря пандемии все сферы вышли в онлайн, в том числе и онлайн учеба стала быстро развиваться. Но качество оставляет желать лучшего.

    Как преподаватель английского, могу сказать, что с детьми очень сложно организовать хороший урок онлайн. Со взрослыми другое дело, они уже знают что и зачем они делают. С детьми дистанционно есть смысл заниматься индивидуально, но не в группе.

  9. Онлайн образование хоть и востребованное в нынешних современных условиях ,но чтобы стать востребованным коучем, необходимо разрабатывать свою уникальную систему методики преподавания ,плюс обязательно нужно потратить средства на маркетинг для массового привлечения своей аудитории. Сейчас — это самое хорошее время для переориентации своей деятельности.

  10. Автор верно пишет, мало быть экспертом и уметь преподавать. Кроме этого, чтобы заработать на онлайн образовании, важно действительно освоить огромную кучу всего необходимого: платформы, продвижение, официально все оформить, понять платежные системы. Старшее поколение этим уже не захочет заниматься, например, учителя на пенсии. Хотя среди них есть потрясающие специалисты, которые могут действительно научить. При такой популярности онлайн образования, этим пользуются более находчивые люди, вовсе не специалисты, которые делают одно: собирают, анализируют и «упаковывают» в «уникальный» курс бесплатную информацию с интернета.

  11. Мне очень понравилась статья! Это действительно подробное руководство к действию, ничего лишнего, ничего не упущено. Даже пошаговая инструкция. Действительно, в век информационных технологий онлайн-курсы востребованы.

    Эксперт в какой-либо области может с успехом работать из дома. Однако это тоже требует сил, знаний, подготовки, не так-то это просто. Но онлайн-формат работы может подойти особенно людям с ограниченными возможностями здоровья, мамам в декрете с неустойчивым финансовым положением (матери-одиночки), пожилым людям.

  12. У меня свой онлайн-клуб йоги. Открыла его в день, когда начался карантин. Мне повезло ,что подписались клиенты из моего офлайн-клуба. Пока я не научилась массово привлекать незнакомых клиентов из интернета. Потому что я преподаватель, а не маркетолог.

  13. Статья является настоящим мини-руководством к действию. Читала и мысленно примеряла к себе, как к преподавателю: что смогу, а что не по плечу. Самое сложное, не работать до изнеможения, создавать свой личный бренд. И все-таки начинать такое масштабное дело в одиночку не стоит. Первые шаги лучше сделать в партнерстве. Или подать заявку на работу в онлайн-школу, чтобы наработать необходимый практический опыт в онлайн-преподавании. Одних технических навыков будет недостаточно. А уж потом можно и свой отдельный курс анонсировать.

  14. Большое спасибо за интересную и познавательную статью. У меня есть свой офлайн-бизнес. Уже давно мечтаю выйти в онлайн. Но у меня много страхов и сомнений, не знала с чего начать, что делать. А здесь все расписано пошагово, все четко и подробно, понятно в каком направлении двигаться. Я для себя составила четкий план дальнейших действий. И уже внедрила новые знания. Благодарю за такую классную и интересную статью. Очень рада, что нашла этот сайт.

  15. Лично моё мнение такое: настоящий эксперт не может быть преподавателем. Преподавателем может быть только тот человек, который внимательно следит за экспертом и, учится у него.
    Преподаватель может быть хорошим, либо плохим учеником эксперта. Он просто передает знания. Конечно, если у него есть практический опыт, это большой плюс в его работе.
    К сожалению, в наше время, многие «эксперты» нахватаются поверхностных знаний и, лезут всё туда же, заработать на своём «опыте». Таких шарлатанов большинство.
    Хотя есть и немало хороших учителей. Хотя это субъективное мнение, но в первую очередь обращаю внимание на возраст. У молодого специалиста изначально не может быть опыта. Но это не главное. У настоящего эксперта слово никогда не расходится с делом.

  16. Вот, честно, прочитала бы данную статью раньше – значительно упростила бы себе «творческий путь». Сама стала заниматься онлайн-обучением уже с полгода. Просто поняла, что ничем не хуже тех, которые вещают и пытаются донести до меня важную информацию по определенной теме. Скажу сразу на собственном опыте: сначала все дается непросто.

    К тому же, когда нет практики общения в Zoom. Но со временем «вливаешься». Сейчас даже представить себе не могу, как я жила без подобной работы.

    Однако, (тоже на собственном опыте!) могу сказать, что прежде, чем развивать свой бренд и начать преподавать, следует все же хорошо изучить свой предмет и продумать про «изюминки» своих занятий, которые позволят выгоднее продать курс, удержать аудиторию и постоянно пополнять списки занимающихся.

    Причем этими заветными «вкусными изюминками» должны быть не только скидочки на курс: надо творчески подходит к созданию собственной учебной методики. Поэтому, в целом, согласна, что эксперт МОЖЕТ стать преподавателем, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНО должен им становиться.

  17. С одной стороны, преподавание с помощью интернет-технологий – это новый шаг в развитии образования. Можно больше не переживать, что опоздаешь в аудиторию. Просто взял, открыл ноутбук, дождался определенного времени и спокойно обучаешься дома, в парке, да в любом месте.

    Но я, как преподаватель, вижу еще и другую сторону такого обучения, так как столкнулась с этим в своей практике. Это отвлекающий фактор. Дома масса вещей, людей, на которых всегда можно отвлечься и пропустить нужную часть лекции.

    Ну и еще такой важный фактор как недостоверность результатов по контрольным работам. Ученикам, как никогда, во время онлайн-обучения доступен шанс «скатать» ответы, переписать информацию с различных сайтов. Такая работа уже не будет нести никакой ценности ни для ученика, ни для учителя.

  18. Прекрасная статья, прямо пошаговое руководство. До 2020 года я скептически относилась ко всякого рода онлайн обучению. Сейчас уже я думаю иначе. Кроме того, уже сама успела пройти онлайн курсы (надо отметить, профессионализм спикеров не вызвал у меня никаких сомнений). Всегда удивляет, что в интернете какие только курсы/марафоны/гайды не продают. Почему я так не могу? Экспертность в интересном направлении у меня есть (я преподаватель китайского языка). Почему бы не уйти в онлайн? После прочтения статьи стало понятно, что нужно прокачать и другие свои компетенции, помимо только непосредственного знания языка. Спасибо!

  19. Примерно год назад писал на научную статью и подавал заявку на конкурс проектов на тему «Система дистанционного обучения на базе Moodle». Вот так совпадение, — прямо перед началом карантина длиной а полтора года. Я полностью согласен с основным тезисом. От себя могу добавить только то, что бизнес-проект системы дистанционного обучения и вообще работа дистанционным преподавателем перспективна и вполне реализуема.

  20. Очень актуальная тема статьи в наше время, карантин конечно усложнил многим жизнь за эти года, но он смог дать нам новые возможности. Одной из них можно считать онлайн преподавание. Большинству людей этот формат пришел по душе. И это не удивительно, вы не тратите свое время на дороги, не тратите деньги оренду помещений и тому подобного. И самим учащимся людям это облегчает процесс учения.

    Онлайн преподавание сейчас выходит в приоритет у многих, это не только удобно, но и, как оказалось, прибыльно. Эксперты, которые разбираются в той или иной сфере, могут проводить различные занятия не выходя из дома. Те же курсы на различные темы. Если человек не имеет возможности куда либо выехать, он может купить и пройти с наставником его онлайн.

  21. Считаю, что это отличная идея дополнительного или даже основного заработка. Полученные профильные знания и практический опыт должны приносить отдачу в финансовом плане. Также это реальный способ самореализации в формате онлайн уроков. Сейчас это направление действительно перспективное и доходное. Ниша хоть и высоко конкурентная, но на каждого продавца услуги всегда найдется свой покупатель, как говорится)

  22. На мой взгляд качественное онлайн преподавание подразумевает работу не одного человека, а целой команды. Не может один человек разбираться во всем. Если ты классный эксперт и хороший преподаватель, то и развиваться нужно в этом направлении. А технической, юридической и бухгалтерской поддержкой тоже должны заниматься профессионалы. Если распыляться на все, то однозначно, обучение не даст ожидаемого результата и соответственно, не принесет прибыли.