Как построить стартап-единорог: 5 принципов создания стартапа стоимостью $1 млрд


Как построить стартап-единорог: 5 принципов создания стартапа стоимостью $1 млрд

В мае 2021 года в мире было зарегистрировано более 600 стартапов-единорогов. Общая стоимость этих стартап-компаний превышает $2 трлн. По данным CB Insights, шанс любого стартапа стать единорогом не превышает 1,28%. Однако при анализе факторов, способствующих быстрому росту новых компаний, эксперты выделили 5 ключевых принципов стартапа на миллиард долларов.

1. Сильный, уникальный продукт

При запуске стартапа, особенно в онлайн-сегменте, в большинстве случаев трудно заранее предсказать сроки окупаемости. Проект может начать приносить ощутимый доход через три месяца, или через два года, или никогда.

Единственная гарантия получения прибыли в обозримом будущем – это уникальный, продуманный, и самое главное – востребованный платежеспособной аудиторией продукт. Создателям такого продукта (или услуги) обычно не составляет труда ответить на вопросы:

1. В чем заключается главная цель основателей стартапа?
2. Какие сложные, дорогостоящие, важные проблемы целевой аудитории решает продукт?
3. Насколько прибыльным будет проект с точки зрения юнит-экономики?
4. Какого рода ценности, концепция, философия лежат в основе проекта – что нового он может предложить потребителям?
5. Как будет реализовано развитие и масштабирование проекта?

2. Правильные инвесторы

Когда продукт и стратегия его продвижения готовы к запуску, наступает пора поиска инвесторов. «Правильный» инвестор не просто предоставляет проекту финансирование – он разделяет видение, ценности, стратегию основателей стартапа.

Помимо денег, такой инвестор вкладывает в проект свой собственный опыт, деловые связи, энтузиазм, репутацию и дружескую поддержку.

По статистике, основатели стартапов-единорогов обычно встречаются с более чем 100 венчурных инвесторов до заключения сделки. Многие создатели стартапов сравнивают первый раунд финансирования со вступлением в брак – инвестор надолго становится одним из партнеров компании и будет оказывать решающее влияние на вектор развития проекта.

Даже если влиятельный венчурный инвестор не принимает непосредственного участия в операционном управлении стартапом, его репутация во многих случаях способствует быстрому продвижению проекта. Например, сингапурский коливинг-стартап Hmlet, по признанию одного из основателей, обязан своим успехом безупречной деловой репутации инвестора – крупнейшего в регионе девелопера.

3. Культивирование ценностей

Общая культура объединяет и мотивирует сотрудников, повышает лояльность и помогает избежать конфликтов. В стремительно растущей компании бывает очень сложно сохранить общность культуры. Каждый новый сотрудник приносит с собой новые взгляды, методы, ценности, философию, рабочую этику.

Иногда эти ценности и методы могут противоречить культуре компании, созданной на основе этики и философии основателей.

Внутренняя культура компании – это ее ДНК. Адаптация к ценностям компании – первая задача новых сотрудников. Создатели стартапов-единорогов сходятся во мнении о том, что основные принципы корпоративной культуры должны быть установлены с самого начала работы стартапа, и эти ценности надо сразу же озвучивать всем новым сотрудникам.

4. Компетентные сотрудники

Основатели стартапов-единорогов подчеркивают важность стандартизированного собеседования при найме. Кандидаты, которые на интервью кажутся соответствующими всем ценностям стартапа, могут не иметь навыков и способностей для конкретной должности. Поэтому важно сразу разработать список вопросов и тестов для каждой должности. Такая система найма описана в книге «Кто» Джеффа Смарта и Рэнди Стрита.

Большинство стартапов на первом этапе развития нанимают тех специалистов, которых могут себе позволить. Часто такие сотрудники становятся основой компании – поскольку ими движут энтузиазм, личные амбиции и вера в проект.

Однако по мере расширения компании владельцам в первую очередь следует руководствоваться компетентностью и опытом кандидатов. Даже если они запрашивают высокую зарплату – это следует расценивать как важную инвестицию в проект.

5. Быстрое тестирование гипотез

По признанию основателей многих «единорогов», немалую роль в успехе стартапа играет удача. Часто судьбу стартапа определяет шанс, который помогает оказаться в нужное время в нужном месте, заметить перспективную идею, найти опытного и поддерживающего проект инвестора.

Однако есть способ повысить вероятность получения такого шанса. Максимально быстрое тестирование гипотез – один из главных методов, используемых серийными предпринимателями. Проверка гипотез помогает искать новые идеи, быстро оценивать жизнеспособность продуктов, находить оригинальные подходы к целевой аудитории.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Советы безусловно дельные — но все эти везунчики создавшие стартапы на миллиард и более просто оказались в нужное время в нужном месте. Если посмотреть — то многие из этих стартап-компаний достаточно обычные, ничего там такого супер-пупер нет.

    Был тренд, они поймали тренд и выстрелили первыми вот в чем секрет. Ловите тренд — разрабатывайте идею и продукт.

  2. Я уже давно мечтаю сделать из своего магазина сеть, но из-за пандемии это желание пошатнулось, вдруг опять всё станут закрывать, ограничивать… Теперь есть огромное желание перевести всё в онлайн, на время сохранив оффлайн магазин. При этом, появилось и новое желание — создать что-то новое, возможно, даже не одно. Благодарю за эту статью, она подтолкнула меня ещё больше к осущевлению задуманного и дала несколько подсказок как осуществить желаемое!

  3. Статья, конечно, информативная и воспринимается для понимания весьма легко. Очевидно, что процесс создания стартапа-единорога значительно отличается от процесса создания обычной компании. Хочется из опыта добавить, что, по сути, есть только два требования, которые отличают единорога:

    1. С одной стороны, ваш продукт оказывает значительное влияние на жизнь клиента. Он меняет поведение клиентов и может улучшить их образ жизни. Сервисы доставки еды и товаров «до дверей» -отличный пример такого продукта.

    2. С другой стороны, ваш продукт с самого начала имеет модель, генерирующую доход. Соответственно, это должно снизить затраты и создать достаточную ценность. Наприvер, в случае с Uber — экономия времени для водителя, уже имеющего свой автомобиль, позволяя при этом сразу же зарабатывать деньги.

  4. Все эти 5 принципов имеют место быть для реализации стартапов. От себя хотел бы добавить, что важно не только создание уникального продукта, важно и то, чтобы этот продукт удовлетворял современные потребности пользователя, чтобы его функции были востребованы среди большого количества юзеров. Также немаловажную роль играет и подбор сотрудников.

    Этот творческий процесс не приемлет лишь мысли о зарабатывании денег, работники должны быть пропитаны идеей, важностью своей работы, только на таком энтузиазме можно задать действительно высокую планку.

  5. Естественно зайдя на этот сайт, меня изначально заинтересовало слово «единорог»(думаю как и многих) ахаха. Думаю , для тех, кто заинтересован в создании своего собственного бизнеса будут очень интересны пункты про правильных инвесторов, потому как, не мало важно понимать , что именно инвесторы это те люди, которые могут направить, помочь , курировать и как написано в данном пункте оказывать поддержку . Также, лично для себя, я приметила пункт компетентные сотрудники , потому что навыки способности и умения их поможет в дальнейшем развитию новых бизнес проектов и тд. Спасибо большое за оказанную информацию. Отличная статья!

  6. Действительно полезные советы. многие люди сегодня собираются открыть свой бизнес, и не все из них знают, что нужно делать, как поступить… Из-за проблем большинство закрывают своё дело. Думаю, все ознакомившиеся со статьёй в разы уменьшают свои риски.