В Москве в качестве эксперимента стартует проект «народного каршеринга». Власти Москвы в ближайшее время запустят каршеринг в формате Р2Р. Столичные автомобилисты смогут заработать в сервисе, однако народный каршеринг будет лишен преимуществ, уже привычных пользователям.

Каршеринг по модели Р2Р

Главное новшество столичного проекта – сдавать автомобили в краткострочную аренду будут не специализированные каршеринговые компании, а физлица-собственники транспортных средств. Таким образом, владельцы автомобилей смогут заработать на сдаче своих машин в аренду на то время, когда сами ими не пользуются, – к примеру, если находятся в зарубежной поездке или деловой командировке.

При подобной схеме совместного использования срок сдачи в аренду окажется продолжительнее, чем в обычном каршеринге: дни и недели вместо часов. По этой причине стоимость аренды будет ниже, что в итоге и должно привлечь потенциальных пользователей.

Московские власти считают проект выгодным с точки зрения снижения транспортной нагрузки: по данным мэрии, личные автомобили простаивают 90% времени. Если владельцы будут сдавать машины в аренду вместо простаивания на парковке – это поможет снизить общий объем городского автопарка.

Особенности Р2Р аренды авто

Руководитель транспортного департамента Москвы Максим Ликсутов сообщил, что на платформе «Народный каршеринг» собственник автомобиля сам сможет определять, кому разрешается брать машину напрокат и когда ее вернуть.

В отличие от традиционного сервиса, в каршеринге «от физлица к физлицу» участвуют два пользователя: владелец, который хочет заработать на своей машине, и арендатор, которому она нужна. По мнению главы YouDrive Алексея Сергеева такой формат будет востребован в России так же, как и на Западе, однако модель требует серьезной проработки всех телематических нюансов, пользовательских регламентов, страховых и юридических вопросов.

Точки зрения о продуманном подходе к запуску народного каршеринга придерживается и руководитель Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Он отметил, что стоимость страховки в P2P каршеринге будет значительно выше, чем в обычном. Кроме того, в случае аварии, при превышении лимита ОСАГО, пострадавшие могут предъявить претензии как к владельцу автомобиля, так и к водителю-арендатору.

На данном этапе у народного каршеринга есть и другие отличия от обычного сервиса – к примеру, отсутствие бесплатной парковки, в то время как существование традиционного каршерингового бизнеса основано на наличии парковочных разрешений.

Очевидно, пользователям новой платформы также придется взять на себя обязанности по мойке и заправке автомобилей. Пока остается неясным, как будет проходить тестирование автомобилей для установки соответствующего телематического оборудования.

Опыт народного каршеринга

Проект столичной мэрии – не первая в России попытка запуска народной платформы. В октябре 2020 года запустили частную каршеринговую компанию Getarent – сервис работает по модели Р2Р, самостоятельно устанавливает телематические устройства на машины арендодателей, оплачивает штрафы и компенсирует убытки пользователей.

Getarent оценивает заработок арендодателей в 24 тысячи рублей ежемесячно. Пока что сервис работает без прибыли – по состоянию на конец 2020 года убыток составил 345 тысяч рублей.

Кроме Getarent, есть и другой пример работы с физлицами: сервис YouDrive принимает в аренду автомобили, соответствующие требованиям платформы. Кроме того, участник программы может внести сумму, равную стоимости транспортного средства.

Рынок каршеринга в России

По данным ТИАР-Центра, объем рынка краткосрочной аренды за 2020 год вырос на 9% и составил 22,4 млрд рублей – несмотря на общее снижение числа поездок на фоне пандемии.

При этом объем заказов на долгосрочную аренду машин в каршеринге вырос на 30-40% – на этом показателе отразился рост интереса россиян к внутреннему автомобильному туризму. Об увеличении спроса на долгосрочную аренду сообщили представители «Делимобиль», YouDrive, BelkaCar и «Яндекс.Драйв».

Главный тренд сегмента – объединение небольших компании в более крупные: сейчас на рынке осталось 6 ведущих представителей. Крупные сервисы не интересуются продвижением в регионах – конкурентная борьба сосредоточена на Москве и Санкт-Петербурге.

Перспективы

Представители специализированных сервисов уже высказали предположения, что столичные власти перед запуском муниципального проекта могут отменить льготные расценки на парковку для каршеринговых компаний.

В этом случае сервисы будут вынуждены поднять стоимость минуты аренды до 15-16 рублей. Если же власти примут решение о предоставлении бесплатных парковок автомобилям народного каршеринга – пользователи предпочтут новый сервис, так как он окажется гораздо экономичнее.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. У такой идеи, несомненно, есть много плюсов. Для собственника — возможность заработать на своём автомобиле. Если транспорт не используется владельцем, он сможет приносить ему прибыль. Для арендатора это выгодно тем, что он сможет обсудить стоимость напрямую с владельцем. Правда, есть немало рисков: недобросовестный собственник может предоставить неисправную машину, арендатор — сломать автомобиль. Известны случаи привлечения владельца к уголовной ответственности из-за того, что автомобиль использовался в противозаконных целях.

  2. Идея хорошая, и уже успешно работает не один год во многих странах. Но у нас пока с этим очень сложно. В первую очередь это связано с множеством юридических моментов, которые до сих пор не урегулированы. Во-вторых, это присутствие недобросовестных владельцев транспортных средств и арендаторов, которые стараются заработать любыми способами, и зачастую не всегда честными. Именно поэтому просто скопировать зарубежную схему работы сервиса и взаимодействия между всеми участниками, у нас не получится.

  3. Идея хорошая. Любые такие нововведения повышают конкуренцию, а от этого выигрывает потребитель. Коммерческие организации, предоставляющие каршеринг, будут вынуждены снижать цены.

    Только вот как за законодательном уровне это все работать будет? Ведь это же может быть теневой рынок. Владельцы своих авто должны быть защищены от рисков. Должны быть грамотная регуляция прав и обязанностей между арендатором и арендодателем.

  4. Честно говоря, я бы свой автомобиль не сдала никому, сколько вижу каршеринговых машин, почти каждая поцарапана или помята. Но для людей, которым, действительно, нужен дополнительный доход, идея хорошая. Возможно, кстати, те, кто берет машину в наём у физлица, а не компании, будут аккуратнее водить, так как, всё же, больше ответственности ляжет на плечи, когда берешь что-то у конкретного человека. Наверное, будет неплохо, если купить себе новую машину, а старую сдавать. Но тут другой вопрос встает, какие будут критерии для характеристик машин, которые будут сдаваться. Будут ли какие-либо ограничения по количеству лет в эксплуатации, пробегу и прочему. В целом, идею поддерживаю, но надо, конечно всё это ещё хорошо и удобно организовать.

  5. Идея звучит очень заманчиво для автовладельцев. Но… в каршеринге я уверена, что арендованная машина вовремя прошла ТО, у нее все исправно, залит нужный бензин и тд. Есть, кому предъявить претензии в случае чего. Здесь же фактически получается свободная договоренность двух свободных людей. А если на этой машине ограбят банк, к примеру? Владелец потом будет доказывать, что он не верблюд, лет пять. А сговор между владельцем и арендатором? Угон, страховка, невозможность оставить в машине свои вещи, пятна кетчупа (в лучшем случае) и тд. Наверняка все это можно решить, но с точки зрения автовладельца не каждый готов пустить внутрь незнакомца.