В нашей практике мы довольно часто сталкиваемся с заблуждением о том, что патент – это разрешение патентообладателю на использование своего технического решения. Данное заблуждение имеет исторические корни и связано с тем, что в Российской Империи выдавали так называемые привилегии на различные производства и мануфактуры.

Так, одна из привилегий была пожалована Михаилу Васильевичу Ломоносову на «делание разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей». Согласно «Закону о привилегиях» 1812 г. в России впервые было установлено, что владелец изобретения имеет исключительное право использовать изобретение сам и передавать право использования другим лицам.

В современной практике под патентом подразумевается некий договор между обществом и государством, которое в обмен на раскрытие информации о изобретении предоставляет автору изобретения монополию с определенным сроком, территорией и объемом охраны.

Таким образом, патент представляет собой не разрешение патентообладателю использовать свое изобретение, а инструмент патентообладателя запрещать или ограничивать использование своего изобретения другими лицами.

Если со сроком действия и территорией действия патента все достаточно просто ( например, если заявка подана в Российской Федерации, то выданный по ней патент будет действовать только на территории Российской Федерации и иметь срок действия 20 лет), то с объемом охраны все гораздо сложнее.

В подтверждение того, что патент не является разрешением, возможна, например, ситуация, когда получен патент на созданное техническое решение, но это не дает права на его использование, так как могут нарушаться права других патентообладателей, например, более ранних патентных документов, поскольку созданное техническое решение, хоть и частично, но «подпадает» под их объем охраны.

К сожалению, зачастую, потенциальные российские патентообладатели пытаются решить какие-либо свои локальные задачи, получив патент «хоть на что-то», например, для того, чтобы соответствовать условиям тендера или для представления отчетности. Такой патент, безусловно, не будет являться рыночным инструментом и не представляет особой коммерческой ценности и интереса.

Таким образом, необходимо понимать, что патент получают не просто для решения указанных локальных задач, а для того, чтобы сделать из него эффективный рыночный инструмент, например, завоевывать рынок или продвигать свои технологии. Для этого необходимо понимать, что при защите какого-то нового технического решения требуется определить тактические и стратегические задачи.

Тактической задачей является получение надежного и качественного патента. Под надежным патентом понимается патент, который трудно аннулировать, а под качественным патентом – тот, который будет трудно «обойти» (то есть не нарушить).

Стратегическая же задача заключается не в защите какого-то отдельного технического решения, а технологии в целом. Для этого необходимо получить не один патент, а создать патентный портфель, который позволит защитить такую технологию со всех сторон. Это делается для того, чтобы блокировать или ограничить возможность использования технологии конкурентами. Таким образом, можно как блокировать третьих лиц полученным патентном, так и получить неких «союзников» (партнеров, спонсоров) для совместного развития бизнеса.

Далее стратегия патентования будет рассмотрена более подробно. Допустим, существует некое производственное предприятие по выпуску какой-либо продукции. В первую очередь ставится задача о том, как с новой продукцией выйти на рынок, на котором уже существует другая похожая продукция. Навряд ли на известную продукцию такое предприятие сможет получить патент. Поэтому необходимо определить особенности продукции, которые позволят занять определенную нишу на этом рынке.

Затем проводится анализ уровня техники на предмет известности продукции с предлагаемыми особенностями, а также осуществляется постоянный мониторинг уровня техники и существующего рынка. Если установлено отсутствие известности продукции с такими особенностями, то рассматривается вопрос о патентовании или о засекречивании созданной продукции с предлагаемыми особенностями.

При принятии решения о засекречивании созданной продукции не стоит забывать о том, что ее разработчик, имеющий с предприятием договор о неразглашении информации в определенный момент, может прекратить трудовые отношения с ним и в дальнейшем раскрыть где-либо информацию о созданной продукции. Таким образом, при принятии решения о патентовании или о засекречивании созданной продукции необходимо взвесить все плюсы и минусы, а также оценить риски.

Затем определяется объект охраны созданной продукции, будь то сама продукция, материал, из которого она изготовлена, или способ ее производства. После этого уже определятся круг стран, в которых планируется ведение бизнеса, и принимается решение о патентовании в той или иной стране или в группе стран. Определяется вид патента: блокирующий патент, для сотрудничества (с кем-то) или для перекрёстного лицензирования и т.д.

При блокирующем патенте предприятие намеренно блокирует производство созданной продукции другими предприятиями. При сотрудничестве предприятие выбирает стратегического партнера для совместного ведения бизнеса, а в случае наличия взаимозависимых патентов у предприятий рассматривается вопрос о перекрёстном лицензировании.

Таким образом, при выборе идеальной стратегии патентования реализуется постоянный круговорот от создания технического решения, его патентования и коммерциализации.

Безусловно, выработка стратегии патентования требует квалифицированного комплексного подхода к ее реализации, которая, зачастую, просто не может быть выработана самостоятельно сотрудниками предприятия и требует привлечения внешних консультантов, патентных поверенных, которые помогут грамотно определить как особенности создаваемой продукции, так и стратегию ее патентования в конкретной выбранной стране или группе стран.


Стратегия патентования

Ашихин Денис, Патентный поверенный РФ, Евразийский патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и Партнеры»


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *