Тренд на «зеленый» или этичный бизнес и эко-стартапы набирает обороты в стране. Еще несколько лет назад под этичным бизнесом понималось уважительное отношение к сотрудникам, клиентам, поставщикам и конкурентам. Теперь границы деловой этики значительно шире и включают в себя этичное отношение к окружающей среде и животным.

Популяризация бережного отношения к окружающей среде сделала ведение «зеленого» бизнеса по-настоящему прибыльным. Успех компаний, выбравших этичную идею для бизнеса показывает, что у российского рынка есть большой потенциал и отличные перспективы. Рассмотрим самые перспективные идеи и интересные отечественные эко-проекты.

«Зеленый» общепит

Вегетарианские и веганские рестораны, кафе, кейтеринги, стритфуд и пекарни – самый обширный сегмент этичного бизнеса. Такие заведения с успехом работают даже в небольших городах, как показывает опыт Eco-time в г. Новомосковске (население – 130 тыс. человек).

В крупных же городах этичный общепит просто обречен на успех: приготовление необычных вегетарианских блюд требует высокой квалификации, в домашних условиях это удается не всем.

Владельцы вегетарианских ресторанов и кейтерингов отмечают, что среди их постоянных клиентов, помимо идейных веганов, всегда есть гурманы, которым просто нравится необычная еда из экзотических ингредиентов.

Вторая обширная категория потребителей еды, приготовленной без использования компонентов животного происхождения – православные верующие во время многочисленных постов.

Вендинговые автоматы по продаже ЗОЖ-еды

Автоматы, продающие снеки, устанавливают повсеместно (включая офисы крупных компаний), но их ассортимент, как правило, отпугивает сторонников здорового образа жизни.

С учетом высокой маржинальности вендинговых автоматов сразу несколько российских компаний (Healthy Food, «Мафия Вкуса», «Венд Эко») осуществили позиционирование на прибыльном ЗОЖ-рынке.

Собственное производство этичных продуктов питания

Рост производства веганских продуктов – общемировой тренд. Компании, специализирующиеся на традиционных мясных и молочных изделиях, спешно добавляют в свои продуктовые линейки веганские опции: так уже поступили Danone, Burger King, KFC и McDonald’s. Акции американских производителей растительного мяса растут, как на дрожжах.

Вездесущая косметическая компания Oriflame также не удержалась от соблазна выйти на сверхприбыльный рынок – распространители бренда теперь предлагают и веганские супы мгновенного приготовления.

В России есть и крупные производители вегетарианских продуктов питания (VolkoMolko, «Боб и соя»), и небольшие стартапы. Greenwise – один из таких стартапов; компания выпускает заменители мяса из растительного белка. Собственное производство в 2020 году принесло владельцам Greenwise 20 млн рублей прибыли.

Как и в случае с общепитом, целевая аудитория веганских продуктовых брендов расширяется за счет гурманов и постящихся. По данным Deloitte, российский рынок растительного мяса имеет огромный потенциал: около 47% россиян в возрасте 16-40 лет готовы включить в свое меню заменители мясной продукции. По данным Forbes, за 2020 год россияне потребили искусственного мяса на 2,6 млрд рублей.

Вегетарианские мастер-классы и кулинарные курсы

Как уже отмечалось выше, веганская кулинария требует серьезных навыков. Неподготовленному человеку сложно будет изготовить в домашних условиях веганский сыр, растительное мороженое или испечь торт. Курсы веганской кухни чрезвычайно популярны на Западе.

В России они только начинают набирать популярность, но уже проводятся как в традиционном, так и в онлайн формате. Для опытного шефа-вегана это отличный способ монетизировать свои навыки и при желании – продвинуть собственный бренд веганской продукции, как это делают популярные западные шефы.

Экологичная косметическая продукция и бытовая химия

Этичная косметика и средства бытовой химии производятся без использования компонентов животного происхождения и не тестируется на животных. В последние годы «зеленая» косметика также отвечает двум другим дополнительным требованиям: ее ингредиенты не наносят вреда окружающей среде, а упаковка разлагается или подлежит переработке.

Безвредная, экологически безопасная бытовая химия – один из важнейших сегментов «зеленого» бизнеса. В последние годы «нехимии» отдают предпочтение многие потребители, даже не относящие себя ни к вегетарианцам, ни к эко-активистам. То же самое справедливо в отношении косметики cruelty free, которая не проходит тестирование на животных и отмечается специальным значком Leaping Bunny – среди сторонников такой продукции немало потребителей, не являющихся вегетарианцами, но выступающих за гуманное отношение к животным.

Лучшее подтверждение прибыльности производства «зеленой» косметики и бытовых моющих средств – истории успеха российских брендов эко-продукции. Практически все основатели ныне прибыльных компаний начинали с варки мыла на собственной кухне – Mi&Ko, «Голодный леший», Levrana, «Краснополянская косметика», «Мастерская Олеси Мустаевой».

Корм для домашних животных

По данным Ассоциации британских ветеринаров, от 12 до 20% всего производимого мяса в мире идет на корм домашним питомцам. Считается, что животноводство наносит огромный ущерб окружающей среде. Кроме того, все больше людей с переходом на веганство задумываются о переводе питомцев на растительный рацион. По этим двум причинам сегменты производства и продажи растительных кормов для собак и кошек стремительно набирают обороты.

На территории России производятся традиционные корма для домашних животных – под международными и отечественными марками. Продукция экспортируется в ближнее зарубежье, а также в ряд стран Европы и Азии. Производство кормов растет – по данным Россельхознадзора, только за первые 3 квартала 2020 года РФ экспортировала 79 тыс тонн корма стоимостью $99 млн – на 72% больше, чем в 2019 году.

Однако качественные корма на растительной основе для собак и кошек в стране пока не производятся. Российские владельцы кошек-веганов покупают корма зарубежных марок или обходятся едой собственного приготовления. Таким образом, российский рынок веганских кормов представляет малоосвоенную нишу для производителей и предпринимателей.

Этичная одежда, обувь и отделочные материалы

Потребители, выступающие за гуманное отношение к животным (или за защиту окружающей среды) предпочитают эко-мех и эко-кожу материалам животного происхождения при выборе одежды, обуви, отделочных материалов или товаров для рукоделия. Многие представители масс-маркета и люксовые бренды заявили об отказе от натуральной кожи и меха.

У сознательных российских потребителей пользуется спросом одежда, аксессуары и обувь отечественных этичных брендов: Vatnique, RCP4.5, Only Me, Revalu, РОСÁ, Anima Shoes, BOTANITA, myFLAFFIco. Успех этих брендов показывает, что российские покупатели морально и материально готовы к переходу на этичный гардероб.

Интернет-магазин веганских товаров

Онлайн-продажи этичных товаров известных брендов – один из самых простых видов бизнеса в «зеленой» нише. Хотя продукция некоторых компаний уже доступна в сетевых супермаркетах, ассортимент оставляет желать лучшего.

Еще хуже обстоят дела с доступностью экзотических ингредиентов, используемых в веганской кухне и спортивным питанием на растительной основе. Кроме того, веганам требуются пищевые добавки и продукты, обогащенные витаминами, которые в естественном виде находятся только продуктах животного происхождения. Всю эту продукцию вегетарианцы и покупают в онлайн-магазинах.

Проще всего открыть веганский магазин по франшизе – такую опцию предлагают Soyka и Biofam. Целевая аудитория дополняется сторонниками ЗОЖ, аллергиками и постящимися православными. Стоимость открытия такого магазина по франшизе – от 1 млн рублей. При наличии продуманного бизнес-плана можно запустить продажи собственными силами. Известному магазину Happy Vegan Shop для этого потребовалось 500 тыс рублей.

Товары без упаковки

Лишь небольшая часть упаковки подлежит переработке. В наши дни упаковка стала одним из главных источников неразлагаемого мусора. С популяризацией концепции Zero Waste («ноль отходов») становятся привычными магазины, где все товары принципиально продаются без вредной для окружающей среды упаковки.

В такие магазины приходят со своей тарой – стеклянными или металлическими контейнерами, полотняными мешочками и т. д. На разлив и на развес там продается все – от шампуня и средства для мытья посуды до конфет и круп.

По словам владельцев российских эко-брендов (например, «Голодного лешего» и «Краснополянской косметики») значительную часть их продукции оптом закупают именно магазины такого формата. Стоимость открытия магазина без упаковки – 500-700 тыс рублей.

Магазины «Ноль отходов»

Сторонники безотходного образа жизни, не наносящего вреда окружающей среде – главная целевая аудитория таких магазинов. Однако ЦА расширяется за счет обычных покупателей, которым близка идея товаров многократного использования и эко-продукции. Магазин может работать как в офлайн, так и в онлайн формате.

В Zero Waste магазинах ассортимент состоит из товаров длительного использования – сторонники концепции, например, предпочитают стеклянные или металлические соломинки для коктейля пластиковым, и полотняные мешочки для покупок – пакетам.
Второй критерий для товаров – минимальный экологический след, то есть легкость переработки или биоразлагаемость продукции.

Переработка отходов и мусора

Ситуация с переработкой мусора в России обстоит катастрофически. Огромные объемы непереработанных отходов означают не только чудовищный вред для окружающей среды, но и упущенную экономическую выгоду.

Между тем, сторонники безотходного образа жизни, по крайней мере в мегаполисах, уже привыкли к раздельному сбору мусора, и зачастую не возражают против личной доставки отходов на перерабатывающие предприятия.

Проще всего перерабатываются стекло, макулатура, некоторые виды пластика и компостируемые органические отходы. По оценке площадки Equipnet, стоимость оборудования завода по переработке отходов начинается от 3,9 млн рублей. На полную окупаемость предприятие выходит в течение первого года работы, после чего чистая прибыль составляет в среднем 1,5 млн рублей в месяц.

Эко-туризм и ретриты

Тренд на здоровый образ жизни оказал огромное стимулирующее влияние на развитие спортивного туризма и фитнеса. Пандемия осложнила зарубежные поездки и вызвала известные сложности с приемом туристов на отечественных курортах, однако в целом карантинные ограничения способствуют развитию внутреннего туризма.

Особой популярностью у жителей мегаполисов пользуются глэмпинг, йога-туры и ретриты – желающих пожить в комфортабельной палатке с Wi-Fi очень много. Выручка глэмпинга «Лес и море», к примеру, в Тверской области составляет 20 млн рублей за сезон, на Алтае — 25 млн рублей.

При организации эко-отдыха учитываются все предпочтения клиентов – они могут выбрать, например, веганские, фруторианские или сыроедческие туры. На Западе популярны туры на специальные ранчо-приюты для спасенных фермерских животных. Таких масштабных миссий по реабилитации животных в РФ пока нет, но организация подобного приюта может стать хорошим видом самофинансируемого эко-активизма.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *