Обзор бизнес трендов 2021-22 года: телемедицина, удаленная работа, персонализация, экосистемы, блокчейн, зеленый бизнес и др. Большинство из этих трендов будут преобладать и в 2022 году, так как цифровизация всего, WEB3.0, блокчейн и криптоиндустрия — все это развивается старемительно. Этот год стал настоящим испытанием на прочность для бизнеса. Перед компаниями всех отраслей встал выбор: молниеносная перестройка на новый формат работы, или замораживание деятельности на неопределенный срок. Пандемия вызвала не просто очередной экономический кризис: появились новые правила ведения бизнеса, которые невозможно игнорировать.

Рассмотрим 15 новых тенденций, которые окажут влияние на бизнес и технологии в 2021 а также и в 2022 году.


Интересное в тему: читайте обзор про 5 главных технологических трендах 2022 года: децентрализация всего — ключевой момент. В этом обзоре вы узнаете о ключевых тенденциях 22 года:

  • Старт и развитие Метавселенной,
  • Кембрийский взрыв искусственного интеллекта,
  • Война за таланты будет усиливаться благодаря технологиям,
  • Децентрализованное финансирование разрушит множество отраслей,
  • От безответственности к нулевому доверию (Zero Trust) — новый подход к безопасности

Дистанционные сотрудники и услуги

«Удаленка» – главный тренд 2021 года, он будет активно развиваться в 2022 году. Это не только переход на дистанционную работу и обучение. Бизнесу необходимы новые форматы организации производства и сбыта. Бесконтактные автоматизированные мини-маркеты, облачные сервисы, онлайн-заказы и курьерская доставка – нововведения, которые останутся с нами и после пандемии.

Для выживания в условиях кризиса нужны гибкие бизнес-модели. В лидерах останутся компании, которые смогли быстро перестроиться на гибридную офисно-удаленную схему работы: так они обеспечили себе возможность привлекать квалифицированных специалистов вне зависимости от места проживания.

Сервисы для цифровых кочевников

Это глобальное явление зародилось еще в 2008-2009 годах – после спада моды на дауншифтинг и задолго до пандемического кризиса. «Номады» принципиально отличаются и от дауншифтеров, и от обычных удаленных сотрудников. ИТ-сфера очень располагает к кочевническому образу жизни – конкурирующие компании постоянно переманивают перспективных специалистов.

Многие страны – Эстония, Португалия, Чехия, Хорватия – признают цифровое кочевничество как отдельное, специфическое течение – и на фоне пандемии даже предусмотрели особый визовый режим для номадов, с бесплатным ПЦР-тестом на ковид. Потребность в высококвалифицированных программистах резко выросла с переходом бизнеса на удаленную работу. Отсюда и повышение спроса на специальные сервисы для номадов в 2021 году – это и коливинги, и коворкинги, и оборудованные под ключ мини-офисы в уединенных природных уголках.

Персонализация всего

Второй главный тренд 2021 года (он продолжит активно распространяться в 2022 г.) – персонализация всего: продуктов, услуг, контента.

При создании и продвижении продукта (услуги) уже недостаточно ориентироваться на усредненную целевую аудиторию в целом. Высокая конкуренция требует личного подхода к потенциальному клиенту.

Персонализация обеспечивает наилучший потребительский опыт и затрагивает все области – от предложения индивидуально разработанных планов питания и фитнес-тренировок до туристических поездок. Поскольку персонализация требует обработки огромного количества статистических данных, тренд повлечет повышение спроса на дата-аналитиков и нейронные сети.



Высокие технологии в пищевой промышленности

Пищевая промышленность в 2021 году начнет перестраиваться в соответствии с новыми требованиями рынка. Растет спрос на альтернативные продукты – в первую очередь заменители традиционной белковой продукции. Привычными станут «мясо» и «молочные» продукты на растительной основе.

Тенденция связана со стремительным увеличением количества людей с пищевой аллергией – на глютен, лактозу, а также с модой на здоровый образ жизни и заботу об окружающей среде. Пищевой промышленности нужно сырье – поэтому в категорию FoodTech теперь включают интенсивные агротехнологии: автоматизированные гидропонные установки, мониторинг и обработка посевных площадей с помощью дронов.

Маркетплейсы

Всего за полгода пандемии рынок онлайн-коммерции вырос больше, чем за предыдущие 6 лет. Люди привыкли делать покупки в интернете, а представители бизнеса убедились, что онлайн-продажи выгоднее, чем содержание офлайновых торговых площадок.

К тому же маркетплейсы предоставляют предпринимателям готовые решения: не надо заниматься созданием и раскруткой собственного онлайн-магазины.

Экосистемы и супераппы

Бизнес-экосистемы не являются принципиально новым открытием последних лет: они зародились в конце 20 века. Однако появление смартфонов и скоростного интернета вывело экосистемы и их программное воплощение, супераппы (супер-приложения) на новый виток развития. Концепция особенно хорошо зарекомендовала себя во время карантинного кризиса. Стало ясно: любой компании стоит задуматься либо о создании своей собственной экосистемы, либо о вступлении в уже существующую.

Сбербанк стоит во главе крупнейшей российской экосистемы. Банк агрегировал под своим брендом множество компаний, никак не связанных с финансовой деятельностью. К примеру, по ID пользователя Сбербанка можно войти в онлайн-кинотеатр Okko, заказать продукты в Сбермаркете, вызвать такси или взять машину в каршеринге. Ближайшие конкуренты экосистемы Сбербанка – Яндекс и Mail.ru Group, но в 2021 году на рынке появятся и новые крупные игроки.

Масштабное внедрение блокчейна

Блокчейн, по сути, представляет собой новый формат хранения конфиденциальной информации. Поэтому внедрять в 2021 году блокчейн начнут везде, где требуется децентрализованное, зашифрованное хранение важных данных, в том числе в госсекторе и корпоративных бизнес-процессах. Блокчейн также поможет пользователям безопасно хранить свои электронные документы и аутентификационные данные в интернете – разработка соответствующих сертификатов уже ведется.

Еще одно важное направление для внедрения блокчейна – торговля. Сюда входит и обеспечение проведения электронных площадей, и контроль международной логистики. Смарт-контракты автоматически, без посредников контролируют выполнение бизнес-сделок.

Зеленый бизнес

Приставка «эко» в 2021-2022 годах будет уже не частью маркетинга, а стандартным явлением. Российское правительство обсуждает «мусорную реформу», вследствие которой обязанности по утилизации упаковки будут возложены на ее создателей (а не на производителей конечного товара). Расходы производителей упаковки автоматически увеличатся на 200 млрд рублей в год – придется задуматься о зеленых решениях, как это уже сделала компания «Русский Продукт».

В грядущем году российские промышленники будут также прилагать все усилия к снижению негативного влияния на окружающую среду – в противном случае им грозят миллиардные штрафы от Минприроды, которое объявило устаревшими 87% методик расчета вредных выбросов.

Переработка отходов

За последние 3 года уровень экологической ответственности россиян многократно вырос. Однако по-прежнему существует проблема дефицита предприятий, принимающих вторсырье и отходы на переработку. Опросы показывают, что 85% россиян готово к раздельному сбору мусора – если контейнеры будут установлены рядом с домом.

Крупнейшая сеть российского ретейла X5 Retail Group (82% всех розничных продаж) активно внедряет концепцию переработки и многократного использования – очевидно, что тенденцию в 2021 году подхватят и другие ретейлеры.

Виртуальная и дополненная реальность

Технологии VR и AR из категории научной фантастики перекочевали сначала в гейм-индустрию, а в 2020 году доказали свою эффективность в более практических областях – от корпоративного обучения до виртуальной презентации объектов недвижимости.

О внедрении виртуальных технологий задумались и представители шоу-бизнеса, и фитнес-клубы. В 2021 году следует ожидать рост спроса на устройства VR – шлемы, очки, гарнитуры, и соответствующий контент. Развитию технологии будет способствовать – помимо ковидных ограничений – широкое внедрение связи 5G.

Кибербезопасность

Киберпреступники с энтузиазмом восприняли переход бизнеса на удаленный режим работы. Количество хакерских атак за 2020 год выросло на 22,5% — очевидно, что кибербезопасность станет одной из главных забот бизнеса в наступающем году.

Свежее исследование PwC, показывает, что уже 52% российских компаний собираются увеличить расходы на онлайн-безопасность бизнеса в 2021 году. При этом 42% планируют увеличить штат ИТ-специалистов по защите данных.

Умные здания

Технологии «умного дома» в России пока еще остаются привилегией самой обеспеченной прослойки населения. Однако в уходящем году люди были вынуждены столько времени провести в четырех стенах, что отдельные умные приспособления начали пользоваться спросом у более широкой категории потребителей.

Роботы-пылесосы, умные подушки, колонки уже стали привычным явлением. В 2021 году ожидается повышение спроса на системы для безопасности, развлечений, а также умное управление энергоснабжением и микроклиматом.

Телемедицина

Этот новый для России рынок вырос за время пандемии в 2 раза – тенденция продолжится и в следующем году. Один из первых российских телемедицинских сервисов, платформа СберЗдоровье, входит в экосистему Сбербанка.

Среди услуг телемедицины: подбор клиники, видео-консультации врача-терапевта, диетолога, психолога, психотерапевта и даже ветеринара.

Виртуальные персонажи

Растет число виртуальных блогеров, моделей и инфлюенсеров. Помимо независимых проектов, работающих в Инстаграме, модной индустрии и на онлайн-ТВ, появляются виртуальные спикеры и маскоты крупных компаний – к примеру, киберверсия Полковника Сандерса. Бюджеты на продвижение виртуальных инфлюенсеров растут – в 2021 году затраты составят не менее $10 млрд.

Разработка виртуального персонажа – дорогое удовольствие, но выгода очевидна. Инстаграм-блогер Лил Микела заработала за год $11,7 млн для своих создателей – один рекламный пост у виртуальной дивы стоит $8,5 тысяч. Средний показатель вовлеченности аудитории у блогера-человека – 0,7%, а у Лил Микелы – 2,7%.

Российские компании уже заказывают визуализацию для чат-ботов, чтобы использовать их в качестве маскотов своего бизнеса. Поскольку в Рунете уже есть впечатляющие разработки на основе нейронных сетей (Алиса Yandex, к примеру), можно ожидать появления русскоговорящих виртуальных инфлюенсеров в ближайшее время.

Серебро дороже золота

Рост промышленного спроса на серебро связан с «озеленением» энергетики. Самые развитые страны активно переходят на экологичные энергетические установки, в которых используется серебро. Аналитики советуют инвестировать в этот металл вместо золота, и предсказывают заметный рост уже в наступающем году.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Да, переработка отходов — это очень важное дело и к тому же выгодное, при правильном подходе. Об этом можно судить по опыту европейских стран, где уже давно научились на этом хорошо зарабатывать. А некоторые страны еще и закупают за рубежом отходы. Здесь очень важно, чтобы государство, если уж не оказывает конкретной поддержки, то хотя бы не мешало предпринимателям в период возведения заводов по переработке сырья и предоставляло им например, льготы по налогам и кредитным ставкам, в первые несколько лет, пока предприятие не выйдет на самоокупаемость.

  2. Удаленная работа и раньше до пандемии была интересна мне, как маме двух маленьких детей. Если честно, проводя целый день (как на обычной работе) за компьютером, переводчику, например, можно зарабатывать не меньше, а даже больше чем в офисе.

    Ведь не нужно тратиться на дорогу и обед и так далее. Но у всего есть и свои минусы. Дома не каждый сможет сосредоточиться и не отвлекаться на бытовые дела, нужна самодисциплина. К тому же, из-за пандемии конкуренция в сфере удаленной работы сильно возросла. А жаль.

  3. Читала статью с целью найти что-то новое, действительно интересную идею, которая может стать трендом. Искала идею, которую можно взять и воплотить. Но так и не нашла. Кажется, весь этот бизнес существовал и раньше. По поводу гибкости, действительно любая сфера и любая компания вынуждена стать более гибкой как в корпоративном отношении, так и с клиентами. Иначе быстро станет нерентабельной и неинтересной для пользователя.