Строительная отрасль России: между надеждами и реалиями. Почему регионы замедляют темпы строительства?


Строительная отрасль России: между надеждами и реалиями. Почему регионы замедляют темпы строительства?

Лидеры и аутсайдеры: где строят в стране, а где сворачивают. Общий рост строительства в России и замедление к концу года. Цифры есть, прогнозы тоже, но не всё так однозначно, как кажется. Данные говорят: рост строительной отрасли на 6,9% в I квартале, но замедление до 2,6% в марте. Прогноз на 2025 год — 4–5%.

«Резкое замедление строительства в марте — тревожный сигнал. Нацпроекты и инфраструктурные вливания дали краткосрочный импульс, но исчерпали эффект уже к весне. Без структурных реформ, например, упрощения согласований или стимулов для частных инвестиций, годовой рост в 5% станет потолком», — резюмируют эксперты из НОСТРОЙ.
«Мартовский спад может быть связан с задержкой финансирования из-за бюрократических проволочек. Регионы не успели освоить средства в начале года, что отразилось на статистике».

Северо-Запад и Дальний Восток — локомотивы роста строительства

Оба федеральных округа показали рост на 15% в строительстве. Успех Северо-Запада — результат точечных инфраструктурных проектов, таких как расширение портов и промзон.

«Ключевую роль сыграл проект ВСМ Москва–Казань, но это разовая история. Для устойчивого роста нужна диверсификация: развитие логистики, поддержка малого бизнеса в строительстве», — говорят эксперты АСИ.

Урал в минусе: нефтегазовые регионы теряют позиции

Уральский федеральный округ: спад на 2,2%
Данные: Сокращение в ХМАО (–6,2%) и ЯНАО (–27,1%).

«Урал — стал жертвой сырьевой зависимости».

«ЯНАО теряет позиции из-за заморозки арктических проектов. Без федеральных льгот для инвесторов восстановление невозможно», — комментирует эксперт из «Стройтрансгаза».

Москва и Красноярск: столица наращивает, край удивляет

Москва сохранила лидерство по строительству (417 млрд рублей), впервые за год показав рост на 10% после спада. «Сработали инфраструктурные вложения: например, развитие транспортной сети», — комментируют в Sherpa Group.

Красноярский край совершил строительный рывок (+27%, 129 млрд рублей) благодаря метростроению и промышленным объектам. Однако жилищный сектор здесь может замедлиться уже в ближайшие месяцы.

«Красноярск вырвался вперед благодаря метро и промпаркам, но это разовые проекты. Снижение жилищного строительства в 2026 году может обнулить успех», — говорит эксперт из «Сибгражданпроекта».

Республика Алтай, Марий Эл, Ивановская область: локальные успехи

Данные: Алтай (+280%), Марий Эл и Ивановская область — восстановление после спада.

Аналитики связывают перспективы строительной отрасли с смягчением денежно-кредитной политики и крупными гос-проектами, однако признают: существенный рост возможен не ранее 2026–2027 годов. Текущие успехи, включая рекорд Республики Алтай (+280%) или восстановление Марий Эл и Ивановской области, выглядят скорее коррекцией прошлых провалов, чем прорывом.

«Алтай растет за счет туризма, но это рискованно. Инфраструктура аэропорта не решит проблему сезонности. Нужны всесезонные проекты — строительство термальных комплексов, логистических хабов», — утверждают аналитики АСИ.
«Марий Эл и Ивановская область просто вернулись к докризисным уровням. Это не рост, а отсутствие прогресса».

Аутсайдеры строительства: Калмыкия, Астрахань, Тува

Аналитики обращают внимание на другую тенденцию: регионы вроде Калмыкии (–94,4%), Астраханской области (–79,1%) и Тувы (–64,6%) демонстрируют спад в строительстве, что свидетельствует о хрупкости «точечного» роста. Даже увеличение инфраструктурных расходов регионов на 15% (до 291,2 млрд рублей) в I квартале эксперты называют «игрой на опережение» перед возможным сокращением лимитов.

Калмыкия — пример того, как регион становится заложником единого проекта.

«После завершения строительства завода в Калмыкии в 2024 году инвестиции ушли, а новых не привлекли», — комментирует эксперт из «Стройгазконсалтинга».
«В Туве и Астрахани проблема в кадрах. Молодежь уезжает, строить некому. Нужны программы возвращения специалистов».

Прогнозы на будущее: между ставкой ЦБ и нацпроектами

Основываясь на данные: рост строительной отрасли возможен только к 2026–2027 годам при смягчении политики ЦБ.

Во II квартале рост инфраструктурных расходов может упасть с 15% до 10% из-за ограничений бюджета-2025. Но главный тормоз — высокие ипотечные ставки.

«Даже если ЦБ снизит ставку, эффект будет запаздывать. Сейчас девелоперы заморозили 30% проектов — их запуск займет минимум год».
«Нацпроекты — это палка о двух концах. Они дают рост, но лишают регионы инициативы. Нужно делегировать больше полномочий местным властям», — заявляют аналитики АСИ..

«Высокие ставки по ипотеке (19,5–21,5%) убивают спрос в массовом сегменте. Без снижения ставок к концу года продажи упадут на 20–25%», — предупреждают аналитики из ДОМ.РФ.

Государство может «разогреть» отрасль через инфраструктуру, но без доступной ипотеки и частных инвестиций устойчивый рост недостижим. Пока же ставки ЦБ диктуют правила игры, и строители вынуждены под них подстраиваться.

Строительная отрасль остается заложником макроэкономических и регуляторных рисков. Локальные успехи не маскируют системных проблем: зависимость от госфинансирования, кадровый дефицит, сырьевая модель Урала. Без реформ, направленных на стимулирование частных инвестиций и диверсификацию, сектор обречен на вялотекущий рост. Строители не торопятся, потому что не видят четких правил игры после 2025 года.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *