В новом сегменте FinTech предоставление финансовых продуктов и услуг связано с использованием инновационных технологий: больших данных, блокчейна, искусственного интеллекта, биометрии и так далее. Мировой рынок FinTech растет на 23,41% ежегодно и к 2026 году достигнет $324 млрд.

2020 – эпохальный год для финтеха

Социальная дистанция, удаленная работа и переход компаний на онлайн-продажи положительно сказались на росте отрасли. По данным Forbes, за прошлый год прирост пользователей финтех-приложений в Европе составил 72%.

Традиционные банки начали активно внедрять решения на основе инновационных финансовых технологий, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе со специализированными финтех-платформами. Аналитики MasterCard отметили резкое увеличение объема бесконтактных платежей – 40%, а исследование Visa показало, что 86% держателей карт заинтересованы во внедрении биометрической системы идентификации личности.

Финтех в России

Регулированием деятельности финтех-сервисов на территории РФ занимается Центробанк. В 2018 году Банк России одобрил документ об основных направлениях развития финансовых технологий. Эксперты Центробанка выделяют следующие цели развития финтех-сегмента:

• создание стимулирующей конкуренции на финансовом рынке;
• повышение доступности, качества, и расширение ассортимента услуг;
• снижение рисков и издержек;
• обеспечение безопасности сделок и транзакций.

Центробанк руководит развитием нескольких фундаментальные проектов, которые в совокупности составляют основу цифровой инфраструктуры российского финтеха. Среди этих важнейших проектов:

1. Платформа «Мастерчейн» — распределенный реестр на основе блокчейн-протокола Ethereum.
2. Цифровой рубль.
3. Сервис удаленной биометрической идентификации.
4. Система моментальных переводов.
5. Маркетплейс финансовых услуг.
6. Сервис управления цифровым профилем и согласиями.

Главные российские тренды FinTech

По оценке Ernst & Young, Россия находится на третьем месте в мире по доле активных финтех-пользователей, и уступает по этому показателю только Китаю и Индии.

В июне 2021 года компании Frank RG и Dsight по заказу Visa провели исследование отечественных финтех-трендов. В числе ведущих трендов оказались следующие:

1. Необанкинг и нишевые платежные сервисы

Необанки в РФ развиваются на фоне жесткой конкуренции с традиционными банковскими учреждениями. Инновационные цифровые банки действуют в одном из пяти легальных форматов: используют лицензию банка-партнера (Talkbank) или родительского банка («Делобанк», «Точка»); имеют собственную ограниченную лицензию («Юмани») или полноценную лицензию ( «Тинькофф», «Модульбанк»); или являются финтех-продуктом известного бренда («Мегафон банк», «Сфера»).

Многие необанки и цифровые сервисы ориентированы на узкую целевую аудиторию – к примеру, на геймеров, самозанятых или фрилансеров. В 2020 году Россия вошла в десятку ведущих стран по объему фриланса в денежном выражении, что позволило аналитикам Frank RG и Dsight причислить платежные сервисы, ориентированные на самозанятых специалистов и фрилансеров, к одному из главных финтех-трендов в России.

Традиционные банки также отметили значительное увеличение (в 10,4 раз) выплат с банковских карт в адрес фрилансеров. По этой причине «Альфа Банк» (при содействии APIBank и блокчейн-платформы Waves) внедрил новое финтех-решение – b2b-сервис для выплаты зарплаты самозанятым работникам.

2. ESG-банкинг

Исследование агентства Futerra показало, что большинство клиентов финтех-сервисов предпочитает видеть социально и экологически ответственные, «зеленые» услуги в ассортименте банковских сервисов.

Тренды финтеха сегодня

3. Анализ больших данных

По мнению аналитиков Deloitte и HSBC, в конкурентной борьбе выиграют только банки и финтех-сервисы, способные создавать гиперперсонализированные предложения для клиентов. Анализ явных и скрытых предпочтений клиентов возможен только с помощью обработки больших данных в реальном времени.

Такую технологию использует, к примеру, «МТС Банк» – уже в 2019 году каждый четвертый кредит в банке выдавался на основе анализа big data.

4. Биометрия

Разработкой систем подтверждения платежа на основе параметров лица и голоса заняты многие компании. Некоторым банкам и ретейлерам уже удалось внедрить такие системы на практике. К примеру, в московских «Перекрестках» уже можно «расплатиться лицом» – результат сотрудничества «Сбербанка», X5 Group и Visa.

Ожидается, что в ближайшем будущем похожую платежную систему можно будет реализовать с использованием голоса. Голосовые ассистенты получили почти повсеместное распространение в финансовых системах, но пока лишь немногие из них (к примеру, голосовой помощник в «Тинькофф») могут выполнять ограниченный набор банковских функций.

5. Мобильные кошельки

Большинство финтех-компаний стремится запустить собственный кошелек для бесконтактной оплаты, которая стала чрезвычайно востребованной на фоне пандемии. Разработку мобильных кошельков ведут «Тинькофф», «Яндекс» и «Магнит». Следует отметить, что формат мобильного кошелька также оказался более предпочтительным для банков, чем обычные пластиковые карты.

6. Виртуальные карты

По мнению главы Visa в России Михаила Бернера, в течении 10 лет пластиковые карты исчезнут из обихода, поскольку виртуальные карты удобнее и для клиентов, и для банков. В 2020 году спрос на виртуальные карты в России вырос на 50%.

7. Сервисы для управления личными финансами и сбережениями

Интерес к PFM-продуктам и персонализированным сберегательным услугам – общемировой тренд. Компания Oracle обнаружила, что большая часть клиентов до 30 лет ожидает от банка помощи в управлении личными финансами. По данным ВТБ, за 2021 год рынок сберегательных продуктов вырастет на 14%.

Российские финтех-банки уже приступили к внедрению подобных сервисов. Например, «МТС Банк» на базе Coinkeeper создал единую витрину, где клиент видит все свои счета, а цифровой помощник дает персональные рекомендации по совершению платежей. Банк Blanc предлагает настраиваемые автоматические платежи.

Факторы успеха финтех-стартапов

В мае 2021 года консалтинговая компания Capgemini опубликовала отчет об исследовании и прогнозах развития мирового финтех-рынка. Кроме того, эксперты проанализировали факторы успеха известных финтех стартапов и выделили ключевые этапы роста, которые сервис должен пройти для того, чтобы выйти на устойчивую прибыль:

1. Диверсификация продуктов и услуг

Аналитики Capgemini приводят в пример южнокорейский KakaoBank и российский «Тинькофф»: от нескольких базовых продуктов банки постепенно перешли к широкому ассортименту цифровых финансовых услуг.

Новые виды услуг увеличивают прибыль от существующей клиентской базы и способствуют привлечению b2b-клиентов и партнеров, в том числе финансовых организаций, инвестиционных акселераторов и бизнес-инкубаторов.

2. Создание экосистемы

Подключение b2b-партнеров – важнейший фактор успеха финтех-компании. По мнению экспертов, будущее принадлежит сервисам, которые будут работать в партнерстве с другими участниками финансового рынка. Помимо уже упомянутых KakaoBank и «Тинькофф» аналитики приводят в пример китайский цифровой необанк WeBank.

Экосистема позволяет интегрировать в суперприложение как банковские, так и небанковские продукты и услуги, и в итоге помогает финтех-стартапу из очередного платежного приложения превратиться в систему, которая определяет образ жизни клиентов.

3. Стимулирование активности пользователей

Клиенты успешных финтех-стартапов пользуются услугами сервиса ежедневно, а не от случая к случаю. Маркетологи стартапа должны найти способ поддерживать ежедневную базу активных пользователей на уровне выше 20%, ежемесячную – выше 50%. К примеру, дневная активная база WeChat – свыше 92%, Alipay – около 50%.

«Тинькофф» решил задачу постоянного привлечения новых пользователей с помощью контент-маркетинга. Онлайн-журнал «Т-Ж» быстро завоевал популярность благодаря качественным, интересным и полезным материалам о личных финансах.

4. Монетизация дополнительных услуг

Финтех-компании извлекают прибыль из всего: WeBank, к примеру, ввел систему комиссий, процентов и сборов. «Тинькофф», добившись лояльности и доверия пользователей, начал запускать платные курсы по инвестированию и управлению финансами.

5. Масштабирование и выход на новые рынки

Эксперты Capgemini провели опрос среди клиентов традиционных банков и выяснили, что лишь 25% из них готовы обратиться к финтех-сервису. При этом 70% опрошенных согласились бы на обслуживание в финтех-сервисе, если бы он соответствовал четырем главным требованиям – скорость предоставления услуг, оперативность решения проблем, доступность сервиса в любое время и максимальная персонализированность продуктов.

Перспективные направления FinTech

По мнению аналитиков Ernst & Young, в ближайшие годы самыми перспективными сегментами в российском финтехе будут платежи и переводы, потребительские кредиты, управление капиталом и страхование. Уровень проникновения финтех-услуг в России составляет 40-50%, больша я часть клиентской базы сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и крупнейших городах страны.

Несмотря на ряд имеющихся барьеров – включая низкий уровень финансовой грамотности и невысокий доход населения в регионах – эксперты EY отмечают, что российский финтех развивается активно и имеет шансы стать одним из ведущих рынков в мире.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *