Еркин Татишев, глава Kusto Group, еще в 2017 году говорил, что одна из задач его компании — помогать стартапам становиться национальными чемпионами. Компания сохраняет эту тенденцию и продолжает инвестировать в бизнес. Для чего это делается? Инвестиции — это больше благотворительность или продуманная экономическая стратегия?
Пара слов о Kusto Group
Kusto Group — это группа компаний, которая развивает проекты в строительной сфере, девелопменте, сельском хозяйстве, нефтедобыче, ретейле и образовании. Активы компании расположены не только в Казахстане, но и в Канаде, Китае, Грузии, Израиле и в ряде других стран. Совместно с американской компанией Tyson Foods Inc она строит мясокомбинат и завод по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур. Еще с одним партнером, Valmont Industries, Kusto создают сеть демонстрационных ферм.
Компания верит, что для успеха нужны несколько слагаемых: командный дух, открытость, реинвестирование и самосовершенствование. И, разумеется, партнерство. Об этом и поговорим.
Еркин Татишев о важности партнерства
Kusto Group вкладывается в другие компании с 2007 года. Тогда она поддержала вьетнамскую инжиниринговую компанию Cotteccon — стала ее основным инвестором. В 2017 году она уже была лидером рынка и единственной строительной организацией, которая может тягаться с корейскими и японскими предприятиями в тендерах на правительственные проекты. В том числе и благодаря поддержке Kusto Group выручка компании за 4 года выросла в 4 раза, прибыль — в 6 раз.
Конечно, это был не единичный случай инвестирования. Kusto отважилась трансформировать старейшего производителя красок и продавца строительных и хозяйственных материалов Tambour. В свое время эта компания занимала лидирующие позиции на рынке красок в Израиле. Правда, на момент продажи она испытывала трудности в управлении и теряла свою стоимость. Kusto решила ее купить и вернуть Tambour былое величие.
Все получилось: за два года компания нарастила мощности, вернула лидерство, сократила количество кредитов и увеличила прибыль в 3 раза. Удивительно, но такие перемены произошли с участием всего одного представителя Kusto. Еркин Татишев говорит, что весь секрет в правильной стратегии. Бизнесмен часто ищет компании с большим потенциалом и предлагает им помощь, чтобы «закалить, как хорошую сталь».
Проекты Kusto Group
Компания поддерживает не только зарубежные фирмы, но и развивает рынок предпринимательства в родной стране и СНГ. Один из таких проектов — комплексы придорожного сервиса нового поколения COMPASS Comfort. Задача проекта — улучшить инфраструктуру в стране и приблизить уровень дорожного обслуживания к международным стандартам. В отличие от привычных заправок — маленьких, малофункциональных и содержащих на территории в лучшем случае минимаркет — COMPASS предлагает путешественникам полный спектр услуг: от заправки автомобиля до комплексного питания.
Крупнейший в Средней Азии и Казахстане придорожный комплекс АЗС COMPASS открылся в Казахстане в 2020 году на трассе Алматы — Талдыкорган. Здание сервиса занимает около 1000 квадратных метров. В нем поместилась полноценная столовая, экспресс-кафе, душевые комнаты, санитарные зоны для людей с ограниченными возможностями, специальное помещение для совершения намаза, магазин.
Возможно, проект станет альтернативой городским супермаркетам: жители небольших поселков смогут заезжать в COMPASS, чтобы приобрести нужную продукцию. Также на территории комплекса находится заправка для автомобилей и электромобилей, стоянка для крупного транспорта.
До 2025 года Kusto Group планирует построить 35 таких комплексов на дорогах республиканского значения.
Новые здания будут комфортными, как и «флагман» — с фудкортами, вместительными паркингами и просторными санузлами. По оценкам специалистов, проект обеспечит работой более 4000 человек. Объем инвестиций в многообещающий стартап составил 30 млрд тенге.
Еще один «местный» проект Kusto Group — мясоперерабатывающий комплекс KazBeef. В 2018 году компания стала мажоритарным акционером комплекса. Еркин Татишев считает, что животноводство в Казахстане всегда было выгодным предприятием. Бизнесмен видит потенциал в отрасли и считает, что для экономики страны она может вырасти до масштабов нефтяной сферы.
Сейчас KazBeef — единственный в Казахстане производитель мраморной говядины по американской технологии. При этом компания поддерживает других отечественных производителей — мелких фермеров, специализирующихся на выращивании скота и производстве кормов. Получается, развивается весь регион.
Еркин Татишев говорит, что даже в Казахстане потребители готовы брать больше, чем компания сейчас производит. Что уж говорить об экспорте: китайские партнеры предлагали KazBeef контракт на 100 тысяч тонн мяса в год. В ближайшей перспективе KazBeef планирует выйти на международные рынки — у этого направления огромный потенциал.
Мы рассказали лишь о части проектов Еркина Татишева и Kusto Group. На деле их куда больше — взять хотя бы инновационную школу High Tech Academy, которая работает по системе проектного образования.
Развивая эти проекты, Kusto Group формирует условия для мультипликативного роста целых отраслей экономики. Получается двойная выгода: создаются новые рабочие места и привлекаются квалифицированные кадры — бизнес не только увеличивает прибыль, но и качественно улучшает жизнь людей.
Новые комментарии: