Пандемия стала причиной глобального экономического и социального кризиса. Бизнес перешел на новые форматы производства и продаж, общество привыкло к беспрецедентным социальным ограничениям, удаленной работе и учебе. Некоторые сферы экономики оказались в выигрыше, другие с трудом удерживаются на плаву. Посмотрим на главные изменения и тенденции, которые принесла пандемия – большинство из них в ближайшие годы будут «новой нормой».

Облачные сервисы

По данным iKS-Consulting, за первый год пандемии рост российского рынка облачных услуг составил 26%. Каждая третья крупная компания в РФ теперь пользуется сервисами облачных провайдеров. Увеличилась и доля зарубежных клиентов – до 8,1%.

До 2020 года компании неохотно прибегали к услугам облачных провайдеров: сказывался фактор недоверия. Однако пандемия поставила бизнес перед жестким выбором – перейти на облачный сервис или лишиться продаж. Кризис также ускорил масштабирование «Гособлака», к которому подключаются государственные компании и учреждения, составляющие более 50% российской экономики.

Повышение спроса на IT-специалистов

Массовый переход бизнеса в онлайн вызвал резкий дисбаланс предложения и спроса на рынке труда: квалифицированных ИТ-специалистов не хватает, и многие компании соглашаются на любые зарплатные требования.

Особенно вырос спрос на разработчиков C++ и Java, системных аналитиков, специалистов по анализу больших данных, экспертов по информационной безопасности.

Рост продаж электромобилей

Мировой рынок электромобилей вырос за время локдауна на 5%, при том, что продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания упали на 18%. После снятия локдауна продажи электрокаров продолжили рост – рекордные показатели в 12% были достигнуты в Западной Европе, в Норвегии доля электромобилей превысила 50%.

За первое полугодие 2021 года продажи электромобилей выросли и в России – в 10 раз, причем популярностью пользуются дорогие модели – Porsche Taycan и Audi e-tron стоимостью от 6,78 млн руб и 6,35 млн руб соответственно.

Онлайн-магазины

Онлайн-коммерция переживает настоящий бум – в карантинный 2020 год, по данным НАФИ, 67% россиян предпочитали покупать в интернете и продукты, и непродовольственные товары. Благодаря использованию нового формата live e-commerce с участием инфлюенсеров, выросли продажи модной одежды, аксессуаров и косметики.

Данные Data Insight показывают, что за 2020 год рынок e-commerce в России вырос на 58% и достиг 2,7 трлн рублей. По сведениям АКИТ, рынок российской онлайн-коммерции в 2021 году продолжает рост – за первое полугодие показатель составил 44%.

Удаленная работа

В мае 2021 «Райффайзенбанк» опубликовал данные опроса, из которых следует, что 88% россиян нравится удаленная работа. По словам 33% опрошенных, на «удаленке» они работают гораздо эффективнее. Это означает, что и после выхода из пандемического кризиса работодатели и работники могут выбирать такую модель занятости.

Многие компании, в том числе «Райффайзенбанк», перешли на гибридный режим работы. Для этого им пришлось обновить ИТ-инфраструктуру, провести тренинги личной эффективности, обучить сотрудников цифровому этикету и навыкам удаленной командной работы.

Дополнительное образование

В 2020 году в России, как и во всем остальном мире, резко вырос спрос на дистанционное образование, особенно в сегменте дополнительного профессионального образования для взрослых. У многих людей появилось больше свободного времени после перехода на «удаленку», и вместе с тем возникло желание освоить новую профессию.

Представители образовательных платформ отмечают особенную популярность digital-профессий – многие учащиеся признались, что получают новую специальность для подстраховки, чтобы иметь возможность при необходимости работать в онлайн-режиме.

Телемедицина

Дистанционные медицинские консультации – один из глобальных трендов 2020-2021 гг. Спрос на такие услуги вырос на 118% в первый месяц карантина. Популярность удаленных медицинских сервисов вызвала рост спроса на разработку специализированного ПО и ИИ-платформ для получения заключений по анализам и медицинским снимкам.

Количество пользователей крупнейшего телемедицинского сервиса в России, «СберЗдоровье», приближается к 14 млн.

Снижение потребления мяса

Повсеместно, в том числе и в России, снижается потребление мяса. Рекордный уровень снижения наблюдается в Западной Европе. Разные эксперты трактуют этот феномен по-разному. Среди главных версий – страх заражения коронавирусом, снижение доходов населения и рост популярности вегетарианства.

Вероятно, свой вклад вносит каждая из этих причин; кроме того, на рынке растет предложение всевозможных заменителей мяса на растительной основе, которые продвигаются как более здоровые источники белка.

Работа в офисе в качестве привилегии

Весной компания WeWork провела опрос среди сотрудников крупных российских компаний. Выяснилось, что 73% работников предпочли бы проводить в офисе 2-3 дня в неделю – по их словам, при гибридном режиме они работают максимально эффективно, поскольку при постоянном нахождении в домашней обстановке они либо отвлекаются, либо, напротив, перерабатывают.

По признанию 11% опрошенных, при полностью удаленном режиме они испытывают чрезмерный контроль со стороны руководства, тогда как в офисе такой проблемы нет. 27% респондентов также отметили, что не имеют дома удобного рабочего места, а 42% работников скучает по общению с коллегами хотя бы 2 дня в неделю.

Культ ЗОЖ

Мода на здоровый образ жизни во время пандемии переросла в настоящий культ. Онлайн-магазины и офлайновые сетевые ретейлеры отмечают повышенный спрос на «здоровые» продукты, растут продажи биодобавок и альтернативных продуктов – заменителей мяса и молока.

Другая сторона этого явления – медикализация, которая, с одной стороны, представляет собой тотальный медицинский контроль над обществом (повсеместное измерение температуры с целью выявления инфицированных вирусом), а с другой – фармакологизацию общества, когда общедоступные лекарственные препараты и БАДы стали универсальным средством решения любых, самых незначительных, проблем.

Премиальный секонд-хэнд

Во время карантина выросли продажи подержанных вещей – от бытовой техники до одежды и гаджетов – на онлайн-платформах: eBay на Западе, «Авито» в России. Кроме того, стали популярными сервисы по обмену (шерингу) и продаже б/у одежды люксовых марок.

Явление стало настолько обычным, что бренды, которые еще несколько лет назад побоялись бы испортить свою репутацию, теперь официально сотрудничают с такими платформами – так, например, компания Gucci стала партнером сервиса по перепродаже премиальных брендов RealReal.

Продажи по подписке

Продажа в рассрочку (по подписке) стала еще одним трендом 2020-2021 гг. По подписке теперь продается все – от бытовой техники и программного обеспечения до музыки и автомобилей. Сначала подписка стала оптимальной моделью продаж для мультимедийных платформ и разработчиков ПО – так удалось справиться с пиратством.

В пандемию продажи по подписке оценили компании, продающие дорогие товары длительного потребления. Однако подписка оказалось пригодной для реализации даже самых недорогих товаров и продуктов питания. Например, в Японии Coca-Cola запустила продажу газировки по подписке через приложение Coke On.

Депрессия и вредные привычки

Продолжительная изоляция, социальная дистанция, постоянная тревожность и неопределенность – все эти факторы сказались на учащении случаев тяжелой депрессии, в особенности среди малообеспеченных людей.

В то время как многие люди ищут спасения в ЗОЖ, некоторые предпочитают противоположное направление. В США уже появился термин «пандемический алкоголизм». Самой же распространенной вредной привычкой стало постоянное переедание.

Семейные ценности

Переход на «удаленку» многие восприняли с энтузиазмом – как возможность больше времени проводить с семьей, уделять больше времени детям.

Бездетные люди стали обзаводиться домашними питомцами – в США появились термины «пандемический пес / кот» – впервые желающих взять животное из приюта оказалось больше, чем бездомных животных.

Миграция в провинцию

Деурбанизация – еще один заметный (пост)пандемический тренд. В США, Великобритании и Австралии ажиотажный спрос на покупку и аренду провинциальной недвижимости побил все рекорды: в небольшие города переселяется в основном трудоспособное население в возрасте от 20 до 40 лет.

Феномен не обошел стороной и Россию. Период жесткого карантина в 2020 году многие предпочли провести на даче, в загородном доме или у родственников в деревне.

Люди оценили преимущества проживания в провинции: низкие цены, спокойный ритм жизни, хорошая экологическая обстановка и значительная экономия на повседневных расходах, которая позволяет делать инвестиции. По этим причинам многие предпочли остаться в провинции – с мегаполисной зарплатой на «удаленке».


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. согласен с тем, что такая ситуация кого то привела в упадок, а кому то принесла очень хорошую выгоду. я считаю что все новые идеи в бизнесе давно уже имели право существовать. и они однозначно были, просто их считали невозможными. если бы с самого начала люди начали осваивать новые способы существования, сейчас бы это не вызвало больших всполохов в экономике. подобный стиль жизни и раньше был известен многим, только далеко не все принимали возможность его существования..

  2. Про электромобили — весьма парадоксально. Пытаюсь выстроить логическую связь и не могу. Их «заправка» не требует контакта с с человеком? Так, вроде, теперь и у обычных автомобилей так.

    Может, рост продаж просто совпал по времени с ковидом, а причинно-следственной связи здесь нет? Я интересовался анализом больших данных и поэтому знаю, что многие корреляции, если присмотреться к ним внимательнее, оказываются мнимыми.

  3. Польза или вред удаленной работы по-прежнему остается спорным вопросом. Вероятно, это зависит от конкретной сферы деятельности. Одно дело, когда удаленно работает просто офисный сотрудник, который раньше только с документами имел дело. И совсем другое – когда на удаленку перевели того, кто постоянно должен быть на связи с командой. Из-за того, что они не вместе в офисе, много времени тратится на телефонные звонки и переписку. А время – деньги для любой компании. Многие сотрудники после перевода на удаленную работу признались, что на выполнение того же самого задания, они дома тратят гораздо больше времени, чем в офисе. Хотя удаленная работа всем нравится.

  4. Честно, я не могу понять, как вообще возможна такая сфера как телемедицина. Врачи зачастую не могут поставить правильный диагноз и при реальном посещении, а если ещё обследовать людей через экран, но медицина в России будет уничтожена окончательно.

    По поводу потребления мяса, то скорее всего, это от нехватки финансов, а не от боязни заразиться через него вирусом, ведь здравомыслящий человек понимает, что это абсурдно. По поводу всего остального, то пандемия подтолкнуло к тому, к чему человечество и так шло, рано или поздно оно бы пришло к этому без помощи вируса, но он ускорил.

  5. Хорошая статья, ведь если задуматься, то пандемия мне немало хорошего принесла. Сама стала пользоваться телемедициной: в феврале 2020 родила, а ребенка постоянно таскать по поликлиникам не хотелось. Педиатр, который на связи почти постоянно, очень выручал. Плюс муж с марта сел на удаленку и весь младенческий период сына был дома. И в нашем маленьком городе наконец-то заработала хоть какая- то онлайн доставка.