Большое интервью с Генеральным директором юридической фирмы «Прагмат» Эдуардом Калинкиным и руководителем юридического департамента Артёмом Платоновым. В первой части интервью поговорим на важную тему для любого бизнеса — сопровождение выездных налоговых проверок. Во второй части интервью рассмотрим темы: юридическое структурирование бизнеса и защита активов компании и активов собственников.

  • Налоговая сфера одна из самых богатых на изменения в законодательстве. А что изменилось в порядке проведения выездных налоговых проверок? О чем нужно знать владельцу компании?
Интервью юристов фирмы «Прагмат»: сопровождение налоговых проверок, юридическое структурирование бизнеса и защита активов компании
Эдуард Калинкин

Да, действительно, налоговое законодательство не стоит на месте, проверки бизнеса становятся более тщательными. Но, как таковых изменений, вступающих в силу с начала этого года, в НК РФ не вносили. Владельцам бизнеса стоит понимать, что от принятия решения ФНС о проверке и ее старта проходит много времени.

Как это происходит: контрольно-аналитический отдел находит «налоговый разрыв», после чего налогоплательщик получает уведомление о том, что нужно устранить неточность. Например, подать уточненную налоговую декларацию. И вот тут-то рука владельца уже должна быть на пульсе, ведь если на данном этапе не дать обоснованный “отпор” КАО, то можно начинать готовиться к выездной проверке.

Второй момент, о котором стоит задуматься владельцу — это грамотно разработанная структура бизнеса, так как в настоящее время ликвидация подконтрольных лиц не избавляет владельца от возможных потенциальных “выстрелов” из ИФНС. Наоборот, ликвидация может послужить пусковым механизмом: ИФНС может прийти с проверкой к ликвидируемой организации и установить связь с основной компанией. В итоге доначисления получит основное юридическое лицо.

Ну и третье, на что при 100 % проверок обращают внимание — это кредиторская задолженность. И речь, тут не только о ее размере, но и о сроках погашения. Владельцы должны понимать, что реальность хозяйственных операций доказать практически нереально. Если кредиторская задолженность не погашается годами, либо она переуступается, или бывают варианты новации в новое обязательство, все это не работает. Особенно странно выглядят ситуации, когда долги подкреплены претензионной работой, но при этом поставки товара/услуг от кредитора продолжаются, он не обращается в суд за взысканием задолженности.

Мы со своей стороны предлагаем проводить в компании ежегодный налоговый аудит силами приглашенных налоговых консультантов, которые могут заранее выявить рисковые позиции и дать практические рекомендации. Такой налоговый аудит снижает риск возникновения доначислений.

  • Почему компаниям стоит обратиться к специалистам по выездным налоговым проверкам? Как это упростит взаимодействие с ФНС?
Интервью юристов фирмы «Прагмат»: сопровождение налоговых проверок, юридическое структурирование бизнеса и защита активов компании
Артём Платонов

Обращение к профессионалам, как только возникла проблема, равно экономии времени и денег, потому что зачастую клиент вынужден бросать все свои силы на проверку. Например, штатный юрист вместо того, чтобы заниматься внутренними задачами компании (суды, анализ и подготовка договоров, досудебное урегулирование споров, участие в переговорах и т.д.), будет 90% времени посвящать проверке.

Но поскольку штатные юристы, зачастую, редко сталкиваются с налоговыми проверками, они могут не знать об изменениях в законодательстве и уж тем более о том, как изменился сам подход к проведению проверок. Для этого и есть мы, но не как замена штатным юристам, а исключительно как помощь им. Наша юридическая фирма — это партнер штатного юриста, потому что мы владеем практической стороной вопроса, а он знает бизнес изнутри. И такой союз обеспечивает положительные результаты работы.

Еще одним минусом привлечения к сопровождению проверки только штатного юриста является “замыленность” его взгляда, ведь зачастую, он и является разработчиком тех документов, которые будет проверять ИФНС, а значит уверен в отсутствии рисков.

Мы берем все взаимодействие с контролирующим органом на себя, анализируем требования на предмет их правомерности, готовим ответы на эти требования, согласовываем походы сотрудников на допросы, сопровождаем их.

Кстати, по поводу сопровождения сотрудников на допросы существует один миф. Если допрашиваемый пришел в сопровождении юриста, или адвоката — значит ему есть что скрывать. Это не так. Любой гражданин имеет право на сопровождение адвоката или юриста, потому что не всегда может знать свои права. Наша же задача во время допроса гарантировать законность проведения этого мероприятия, чтобы все прошло в рамках закона.

Также мы сопровождаем осмотры и выемки документации. Если налоговики приехали в офис к нашему клиенту, он звонит нам и в ближайшее время к нему приезжает наш сотрудник. Тут задача та же — гарантировать нашему заказчику, что проверка пройдет в рамках правового поля, и в случае чего наш юрист на месте зафиксирует все нарушения.

От вручения уведомления о начале проведения выездной/тематической налоговой проверки, до ее завершения, мы сопровождаем клиента на всех этапах. Это касается и досудебного оспаривания решений налогового органа, и судебных разбирательств.

  • На что особенное внимание обращает ФНС при проведении выездной проверки?

Зачастую проверка не начинается с бухты-барахты, система так не работает, нет столько ресурсов и времени, чтобы проверять “на авось”. В ФНС каждый отдел выполняет свою работу, а многие процессы вообще автоматизированы.

Если говорить о выездной проверке, то она может начаться по следующим причинам:

1. Есть“разрывы”: то есть контрагент не отразил в своей отчетности реализацию товаров\работ\услуг, а второй отразил приобретение товаров\работ\услуг. Простыми словами «ООО 1» говорит о том, что приобрела что-то у «ООО 2», а «ООО 2» говорит, что ничего не продавал. Появляется “разрыв”, и налоговая направляет соответствующее требование, или вызывает на допрос. Цель одна — выяснить почему так получилось и устранить “разрыв”. Если сделка действительно была, и по каким-то причинам «ООО 2» не отразила у себя реализацию, она подаст уточненную декларацию и “разрыв” уйдет, и вопросы к налогоплательщику, соответственно, тоже.

Но, бывает так, что «ООО 2» оказалось недобросовестной компанией, и «ООО 1» не уследила за этим. Тогда «ООО 2» ничего подавать не будет, и «ООО 1» будет вынуждена либо подавать самостоятельно уточненную декларацию и доплачивать налоги, либо доказывать свою правоту, что данная сделка действительно была и они все отразили верно. В таком случае налоговая может инициировать проверку.

2. Раз в 3 года ФНС проводит плановые мероприятия, и если организация попала в данный план, то будет выездная налоговая проверка. Цель — проверить насколько добросовестно налогоплательщик ведет свою деятельность.

3. Если организация ведет “серую” деятельность и некорректно ведет учет (например, работает с фирмами-однодневками), то она с большой вероятностью попадет в неплановую выездную налоговую проверку, потому что даже автоматизированные системы ФНС очень быстро вычисляют такие организации.

4. Точно обратят внимание на кредиторскую задолженность.

5. Если в рамках взаимодействия производились поставки, то значительная часть проверки, будет посвящена перемещению товара. ИФНС будет выяснять откуда, куда, каким транспортом перевозился товар, были ли оплаты перевозчику товара. “Рисовать” транспортные накладные смысла нет, ведь ИФНС давно в рамках межведомственного взаимодействия может получить информацию проезжал ли определенный автомобиль по указанному маршруту в указанное время.

Еще работает отдел предпроверочного анализа. Он проверяет работу предприятия без выездных проверок, потом формирует отчет о том, как там обстоят налоговые дела. В таком отчете будет указано, есть ли ошибки в документации, какова вероятность уклонения от уплаты налогов. И на основании этого заключения ИФНС принимает решение о выездной проверке.

  • Почему лучше сразу обратиться к специалистам по сопровождению, если ФНС уже на пороге с проверкой?

Во-первых — экономия времени и собственных ресурсов.
Во-вторых — нам удается снизить сумму доначислений на 20-60% в среднем. Соответственно экономия не только времени, но и денег.

На данный момент мы сопровождаем 11 налоговых проверок одновременно, и занимаемся этим уже более 10 лет. Наш опыт позволяет нам в общем обрисовать ход дальнейших событий, в каком ключе будет проводиться проверка, какие моменты нужно проработать, где можно доказать правомерность позиции клиента. В большинстве случаев доначисления можно уменьшить или вообще обжаловать.

Зачастую наш юрист уже на этапе предварительного анализа видит эти моменты, реже уже в ходе проверки. Мы не даем ложные надежды и не вводим в заблуждение заказчиков. Наша задача — сформировать реальную картину событий. И если шансы обжаловать решение ИФНС в некоторых ситуациях малы, мы об этом честно говорим, но даем рекомендации как в дальнейшем такого не допустить.

  • Выездная или камеральная проверка нашла нарушения, выписала штрафы, арестовала счета. Как это обжаловать?

Ну с порядком обжалования вряд ли могут возникнуть проблемы. Налоговые органы это не скрывают, на их сайте есть инструкция как это сделать.

Каждый вправе обжаловать решения налогового органа по налоговым проверкам, если по его мнению они нарушают его права (ст.137 НК РФ). Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но только через то ИФНС чьё решение обжалуется. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст.139 НК РФ). Далее налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает решение вышестоящего органа.

И тут мы снова возвращаемся к необходимости грамотно выстроенной позиции еще до проверки ИФНС. Поэтому налогового консультанта привлекать нужно уже на предпроверочном этапе, чтобы он фиксировал все нарушения в ходе проверки, защищал интересы компании и попутно с этим выстраивал защитную линию для судебных разбирательств.

  • Есть ли смысл идти в суд с иском об отмене решения ФНС? Какая перспектива у этой затеи?

Суд редко отменяет решение ФНС. Обусловлено это тем, что жалобу налогоплательщика сначала рассматривает УФНС, и если она обоснована, то решение ИФНС отменяется. Дело не доходит до суда в таких ситуациях.

  • Самый главный вопрос: почему такие независимые проверки законны и как это может в дальнейшем уберечь любой бизнес от серьезных проблем?

Такие проверки не только законны, они необходимы. Если их не будет, то мало кто и будет честно платить налоги. Во всех развитых странах такие проверки норма.

Но еще есть планы по собираемости налогов, по доначислениям. Можно из-за нескольких “обиженных” сотрудников, которые на допросе оклевещут налогоплательщика и отсутствию некоторых документов, получить большие убытки, чего можно было бы избежать.

Налоговая проверка рано или поздно будет. Но, ее не стоит боятся, если к ней подготовиться: грамотно вести учет, следить за порядком в документах, тщательно проверять контрагентов, следить за тем, как оформляются сделки. И если есть какие-то сомнения, то привлекать юристов, налоговых консультантов для проверки.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *