Российский арт-рынок до сих пор существует в эмбриональном состоянии, а российское изобразительное искусство в остальном мире испытывает колоссальные проблемы с признанием. Но почему так происходит и за прошедшие годы ничего существенно не улучшилось?
Причин этому множество, но среди всего многообразия факторов есть основные два. Во-первых, после распада СССР многие художники стали отдавать свои картины на Запад буквально за бесценок. Средней чек за живопись составлял $150, что для постсоветского художника того времени было большими деньгами, а для западного покупателя равнялось походу в ресторан. Европейский и американский рынок быстро перенасытился советской, затем и постсоветской живописью.
Во-вторых, уже после перенасыщения рынка в начале нулевых сравнительно быстро выяснилось, что львиная часть этой живописи очень некачественная. Работы, написанные на мешковине, брезенте, обивочной ткани и даже простынях быстро пришла в негодность, а реставрация таких работ оказалось многократно дороже их первоначальной цены.
Заграничные художественные галереи стали массово, но «по-тихому» избавляться от остатков русской живописи. Так спрос на работы наших художников-современников окончательно умер.
Подавать признаки востребованности заграницей российская живопись стала лишь после 2010 года (спустя десять лет), причем спрос на нее обозначился совсем в другой точки земного шара – в Китае. Китай возродил спрос на русскую современную живопись, правда с небольшой оговоркой. Китайцы хорошо усвоили опыт европейцев и стали придавать сильное значение качеству живописи.
На первый план они поставили технический уровень исполнения произведения, а вовсе не ее «энергетику», которую нельзя пощупать руками и посмотреть на ее под лупой. Вскоре китайцы и вовсе разработали многоуровневую систему отбора как произведений живописи, так и самих авторов. Художники даже с небольшим опытом китайских выставок прекрасно знают, что на одни из них можно попасть без проблем, тогда как на другие не попадешь ни за какие деньги.
Китайская система отбора эффективна и беспощадна, но самое главное, она практически незаметна. Но будьте уверены, если художник пренебрегает качеством своей живописи, то успеха на «поднебесном рынке» он не добьётся.
Вначале своего восхождения на рынок современной живописи китайцам оказалось мало иметь только качественную живопись и они захотели замкнуть весь мировой рынок «производства» такой живописи на себе. Если художников сделать китайцами невозможно, то материалы для художников китайскими сделать можно. С начала ХХI века Китай предпринял несколько попыток приобретения крупных игроков на рынке европейских производителей арт-материалов.
Наиболее известные из них английский производитель масляных красок премиального уровня Виндзор Ньютон и один из главных производителей длинноволокнистого холста бельгийская фабрика Либеко Лагае (длинноволокнистый холст – это стандарт качества европейской живописи на протяжении многих столетий, природная монополия по производству сырья для которого под названием «лен длинноволокнистый» находится в Европе).
Однако успехом эти попытки не увенчались и вскоре Китай вернулся к нехарактерной для себя роли потребителя.
Европейцы, между тем, тоже стали вновь оттаивать к русской живописи и постепенно переняли китайскую политику. Естественно, они не могли не добавить в эту политику что-то своё и в результате сделали систему допуска художников до продаж еще более жёсткой. Считается, что текущая европейская система отбора современной живописи многократно строже китайской.
Именно поэтому многие художники стремятся продаваться больше в Китай, чем в Европу. Но это выбор лишь «из меньших зол» и откуда растут ноги вы теперь знаете. В итоге мировой спрос на российскую живопись возродился, но по новым более жестким условиям.
Какую же современную живопись покупать в новых реалиях?
Чтобы живопись не только не разочаровала вас и порадовала своей долговечностью, но и принесла инвестиционный доход в будущем, соблюдайте 4 базовых правила.
Правило первое: покупайте безусловно только качественную живопись, где под качеством прежде всего считается ее материальное-техническое исполнение. Старайтесь приобретать живопись, выполненную масляными красками и на холсте из длинноволокнистого льна. Длинноволокнистый холст и классическое масло имеет 5-ти вековую историю и зарекомендовало с самой надежной стороны. Акриловую, акварельную, темперную живопись и, тем более, на не холстяных основах приобретайте только после дополнительных консультаций со специалистами и соответствующих проверок.
Правило второе: не покупайте «слабые» работы именитых художников, отдавая предпочтение качественным работам художников менее именитых. Имя художника становится вторичным.
- Постойте? – спросите вы, – ведь имя художника всегда являлась главным ориентиром в цене!? Являлось, но эти времена прошли, хотя многие до сих пор не могут принять новые реалии. Ширпотребу от именитых авторов в будущем места нет. Как инвестиционный актив – это пустышка. Сейчас в приоритете «качественная сила» самой работы, нежели ее автор.
Правило третье: избегайте работ художников, которые пишут «ради куска хлеба». Дешевая живопись долго не проживет – она недолговечная априори. Некачественную работу еще можно продать дорого, обманув при этом покупателя, а вот качественную работу дешево не продашь никогда. Цена в данном случае гарантированно отсекает от такого рода риска.
Правило четвертое: не бойтесь приобретать работы художников, копирующих уже известные мотивы других художников. Стилистическое подражание утратило свой негативный эффект, как это было ранее. Арт-рынок не раз сталкивался с ситуациями, когда работы художников-подражателей превосходили работы художников-пионеров. Авторские права на стиль перестали быть исключительными.
Как правильно формировать коллекцию живописи?
Большинство покупателей живописи в той или иной степени коллекционеры. Кто такой коллекционер? Это человек, который приобретает живопись многократно. Существуют разные типы коллекционеров – первые приобретают со смыслом, вторые по интересу, третьи для инвестиций, четвертые для удовольствия…
Но для всех таких покупателей характерно одно: они не могут жить без периодического приобретения новой живописи. Такие люди не в состоянии насытиться какой-то одной работой и рано или поздно и приобретают еще, еще и еще. Приобретение живописи и тем более ее коллекционирование достаточно непростое занятие, требующее множества разных знаний.
Чтобы ваша серия или коллекция живописи росла в цене, а вы никогда не теряли к ней интереса, соблюдайте 4 базовых правила:
Правило первое: не покупайте живопись на эмоциях и тем более в спешке. Обязательно узнайте о картине максимально информации. Любые инвестиции требуют подключение «разума» – и приобретении живописи тут не исключение.
Правило второе: никогда не продавайте центральные работы своей коллекции, какие бы деньги вам не предлагали. Без них ваша коллекция может «завянуть». Для таких работ важно не столько их приобретение, сколько сохранение. История знает немало примеров, когда коллекционеры продавали «изюминки» своих коллекции, после чего они (коллекции) разрушались.
Правило третье: старайтесь избавиться от самых некачественных картин в коллекции. Она станет от этого только лучше. Некачественная работа – этот как гадкий утенок или ложка дёгтя, а ее наличие способно сильно снизить эффект от всех остальных работ.
Правило четвертое: покупаете работы со смыслом. Коллекция живописи – это не набор случайных картин. Каждый работа должна иметь свое место среди других, иначе ее ценность снизится.
Безусловно существует и такие картины, которые не имеют своего места в текущей коллекции, но создают его с нуля своим влиянием. Такие работы принято считать фундаментальными, они способны образовать свою отдельную коллекцию или коллекцию в коллекции.
Правило пятое: меняйте картины в коллекции местами. Живописная коллекция – это театральная труппа, роли в которой нужно передавать время от времени разным актерам. Подобная ротация позволяет периодически обновлять взгляд и рождать важные идеи для приобретения новых работ. Помните, как с советские времена люди часто занимались перестановкой мебели – это позволяло оживить интерьер без необходимости в покупке новой или ремонте. Так и в коллекции обязательно должно быть «движение».
—
Автор обзора: Борис Гройс – профессор философии и теории искусства, искусствовед.
Очень полезная статья, узнал очень многое об инвестициях в живопись. До этого вообще не думал, что в наше время можно вкладывать в это деньги и, тем более, зарабатывать. Всегда думал, что картины покупают как раз таки из-за увековеченного имени художника. Но, как оказалось, сегодня главное — это совсем не имя, а сама картина, что, конечно, немаловажно в этом деле.
Буквально сегодня шел по бульвару и видел множество действительно талантливых художников и их картины. Может быть, стоило подойти к некоторым художникам и узнать у них больше о процессе написания картины, ее задумке и т.д. У одного из художников, кстати, был очень интересный стиль написания картин, напоминающий мне творчество Августа Ренуара. Возможно, в скором времени начну и сам коллекционировать картины, собирая самые достойные, на мой взгляд, поскольку это очень увлекательное занятие (хобби), благодаря которому можно еще и подзаработать.
Наивно думать что обычный средний житель страны может заработать на искусстве и живописи (инвестируя в арт-рынок). Для инвестиций в живопись нужен приличный свободный капитал, минимум свободный 1 миллион рублей (но лучше 10 млн и более).
Кроме того, то что вы видите на улицах у уличных художников, как правило это не представляет ценности для инвестиций. В основном это ширпотреб.
Для инвестиций в арт-рынок нужно разбираться в искусстве, или иметь экспертов и консультантов которые отслеживают тренды..
Вот как раз-таки «бульварная живопись» – это худший из возможных объектов инвестирования. Мой папа напокупал у вот-таких вот уличных талантов картин на 80 кв. метров в два ряда. Мы создали все условиях хранения, идеальную влажность, температуру. получилось, как в музее… И что? Ну 10 лет кое-какие экземпляры конечно провисели. Но мы латали работу одну за другой чуть ли не каждые три месяца. В результате заколебались и многие картины пришлось просто выбросить. Обидно.
Теперь покупаю только у проверенных художников. Если художник не знает, чем профессиональные краски отличаются от студийных, а длинноволокнистый холст от коротковолокнистого, то такой художник для меня просто перестает существовать.
Живопись люблю и без нее не могу жить. Это как наркотик. Уже не знаю куда вывешивать. Статья поразила, а ведь мне художники всегда одни за другим уверяли, что «на картоне получше будет». У меня столько работ на картоне, боже мой… Я даже принципиально брал картон, ибо картины на холсте из хлопка очень сильно темнеют с тыльной стороны.
Вообще у самого хлопкового холста через 10 лет становится такой непотребный вид, много катышков и ворсинок сходит. То и дело думаешь, что все скоро развалился. Неосновательно, короче. Такую картину уже продавать-то стыдно.
Правда со временем заметил, что чем больше картина, тем более мягче должна быть у нее основа. Причин этому множество. Большие работы на том же картоне действенно достаточно быстро обветшали. Некоторым всего 10-15 лет. Пришлось проклеивать торцы и обрамлять в рамы. Маленькие работы (примерно 30х40) еще более или менее держаться достойно.
Также первый раз услышал о такой основе, как «длинноволокнистый холст». У меня есть картины на льняных холстах, но ни одной картины на длинноволокнистом холсте нет. В чем между ними разница я так и не понял.
Касательно картона. Размер картины не имеет значения. Даже переплётный и грунтованный картон уже лет через 10 начнётся расслаивается, если весит на открытом воздухе в квартире. Природу не обманешь. Хотите продлить ему жизнь – одевайте его в стекло (под стекло) или хотя бы в сервант убирайте. Как минимум подальше от открытых окон и воздуха. Тоже самое касается отчасти касается картин на холсте из хлопка. Хлопковый холст вообще как смерти боится ветра и сквозняков. Он на нем как бы «выветривается».
Теперь касательно льняного холста. Разница между холстом коротковолокнистым и длинноволокнистым примерно такая… Лен коротковолокнистый растение больше сорное чем окультуренное, а вот длинноволокнистый лен это растение селекционное.
Я более 10 лет изучал тот вопрос в своей мастерской. Первый экземпляр длинноволокнистого льна мне попал в 2003 году. Я тогда измывался над ним как мог. Замачивал в соляных растворах, даже борном спирту и уксусной кислоте. Длинноволокнистый лен в отличии от ивановского и оршанского коротковолокнистого показал себя титаном – он очень крепкий и не расслаивается. Если сравнивать с тем же репинским холстом, то как будто шёлковую ткань с брезентом сравниваешь.
Единственный минус длинноволокнистого холста – он может очень сильно усаживаться. Однако речь идет о негрунтованном холсте. Я вообще думаю, что длинноволосый негрунтованный холст замачивать и тем более стирать – просто технологически не следует. Такой холст сам подсаживаемся на подрамнике.
Лишний раз убеждаюсь, что все новое это хорошо забытое старое. А в нашем случае я бы добавил: «основательно и принципиально забытое». Прочитав материал и основательно понапрягав отделы мозга, отвечающее за память, я действительно вспомнил, как наш преподаватель Строгановки еще на рубеже 70-х и 80-х годов позднего совка вполне открыто на лекциях говорил, что самая лучшая основа для масла (акрила тогда в природе не было) – это холстина из западноевропейского льна.
Понятия «длинноволокнистый холст» тогда не было, но он употреблял понятия «верховой лен» и «низовой лен». Верховым льном он называл льняной холст, который имел гладкую однородную поверхность без «колючек». Теперь-то я понимаю, что речь шла как раз о длинноволокнистом льне. Однако никто значения его словам не придавал, ведь все говорилось «так, между прочим». Вот сейчас понимаешь, что наши отцы и деты знали гораздо больше и учили нас не тому, что правильно, а тому, что доступно.
Но обидно другое. Сейчас вроде другие времена, а в художественных институтах в основном по-прежнему учат самостоятельному проклеиванию и грунтованию холста. Моя дочка отучалась в таком вот вузе от А до Я и рассказывала о том, что там творится. Причем, складывается впечатление, что нынешний преподавательских состав просто откровенно тупее. Если наши советские отцы в больше части оберегали нашу психику от заморских недоступных чудо-материалов принципиально, то современные потомки просто ничего не знают.
Очень интересная и познавательная, лично для меня, статья, так как я сама пишу картины. Больше конечно для души, но некоторые из своих работ хотела бы продавать, вот только пока у меня это не получается. Считаю, что в принципе все написано правильно, с точки зрения инвестора, но не художественной ценности. Все-таки я не соглашусь что энергетика картины уходит на второй план. Лично для меня это один из важнейших факторов, влияющих на выбор, может даже и в ущерб качеству материалов и бренду их производителя.