Уходящий год принёс много потрясений и обозначил новые проблемы, с которыми пришлось столкнуться самому разному бизнесу. Какие изменения произошли и как они повлияли на цветочный бизнес в 2022-м — разбираемся на примере международного сервиса доставки цветов «Русский Букет».

Цветочный рынок довольно разношерстный — это и небольшие местные салоны, имеющие только офлайн-точки, и крупные интернет-магазины, которые развивают собственную сеть, позволяющую отправить букет в любую точку мира: к примеру доставку цветов в Ульяновске можно заказать, находясь за тысячи километров.

Хоть он и имеет выраженную сезонность, когда большая часть выручки зарабатывается в праздничные дни, оборот российского цветочного рынка цветов превышает 200 млрд руб. по данным 2021 года, и в обычные дни спрос довольно устойчив. Люди продолжают праздновать дни рождения, семейные юбилеи, а также признаваться в любви.

Но когда настроения и уровень тревожности людей возрастает, это не может не отразиться на бизнесе, который не торгует товарами первой необходимости.

«Русский Букет» — давний игрок на этом рынке, сервис работает больше десяти лет и охватывает более 110 стран, помимо всех регионов России. Эксперты сервиса оценили ситуацию на каждом этапе, начиная с зарубежных поставок цветочных составляющих, заканчивая непосредственно курьерской доставкой, когда подарок вручается адресату. Эту модель можно назвать эстафетной доставкой, когда налаживается передача заказов от сервиса их сбора и обработки до сети флористических магазинов, которые занимаются сборкой букетов по разработанным технологическим картам из единого ассортимента.

Также сервис берет на себя ответственность за качество продукта и доставки букета получателю. Это не новый метод, уже в 20-м веке в Германии была налажена такая система. Заказы передавались с помощью телеграфа.

Как бизнес адаптировался к новым условиям в 2022-м году

Несмотря на небольшое падение спроса, по сравнению, например, с рынком недвижимости или автопрома, бизнес столкнулся с другими трудностями, потому что у флористической ниши есть свои особенности. Большинство предпринимателей может убрать товары на склад на месяцы или годы, но не цветочный бизнес. Очевидно, что пережить кризисную ситуацию проще, когда есть запас ресурса, и им обладают крупные игроки. Но значительная часть рынка — это небольшие региональные компании, и им сложнее всего выдерживать ситуацию неопределенности.

Чтобы выжить, бизнесу пришлось учиться быстро приспосабливаться к постоянным изменениям условий работы: это и различные технологические ограничения, и логистические сложности, и неизвестность, с чем ещё придётся столкнуться завтра. Например, некоторые логистические цепочки поставок были полностью перестроены из-за временного закрытия неба над Краснодарским аэропортом. В Уфе был дефицит роз из-за проблем с наличием цветов у местных производителей, и пришлось экстренно искать других российских поставщиков.

«Русский Букет» — это крупная фирма, благодаря этому можно оперативно масштабировать приобретенный и хорошо отработанный локальный опыт и оптимизировать расходы. Но не за счет рабочих мест — неустойчивость обстановки на рынке не повлияла на человеческий ресурс. Помимо 80-ти человек в штате офиса, во всех рутинных процессах осталось задействовано более 3-х тысяч специалистов из разных городов присутствия.

Под технологическими сложностями подразумеваются проблемы с платежами и расчётами за пределами России. Во-вторых, многие IT-инструменты, использовавшиеся в работе, стали недоступны для пользования из РФ. Это осложнило работу части процессов, так как поиск альтернатив для замены отнимает время.

Безусловно, с проблемами столкнулся и маркетинг: выросла цена на рекламу, а её каналы изменились или просто исчезли; потребители поменяли свои привычки и поведение, а конкуренция ужесточилась (по данным Яндекса поисковый спрос на «доставку цветов» в октябре 2022-го снизился на 33% по сравнению с октябрем предыдущего года). Но крупному сервису по-прежнему важно завоевать расположение и доверие каждого клиента.

Эту цель можно достичь только комплексной работой во всех сферах — непрерывно расширять ассортимент, улучшать свои онлайн-сервисы, в том числе мобильное приложение, особенно важно улучшать клиентский опыт взаимодействия с компанией, давать качественную обратную связь. Компания стремится к тому, чтобы заказчики, которые один раз воспользовались сервисом, вернулись повторно.

Сейчас, когда ситуация стабилизировалась, продолжается работа в штатном режиме. Сложные времена имеют и положительное влияние — это всегда время возможностей, когда становятся заметны и проблемные места, тормозящие развитие, и новые точки для роста.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *