Исторически сложилось так, что Токио — и Япония в целом — больше известны своими крупными корпорациями, чем стартапами. Но ситуация начинает меняться, отчасти благодаря растущей инновационной культуре и сильной поддержке со стороны японского правительства.
По данным исследовательской компании Startup Genome, в 2021 году токийские стартапы получили финансирование на ранних стадиях в размере $1,7 млрд, в то время как средний мировой показатель составляет $431 млн. По данным, рыночная капитализация стартап-экосистемы города в 2020 году составила $25 млрд, в то время как в среднем по миру этот показатель составляет $10,5 млрд.
В недавнем исследовании Токио отмечен как центр передового производства и робототехники. Япония сегодня является ведущим мировым производителем промышленных роботов, производя более половины мирового объема поставок робототехники. В стране также действует первая в мире торговая ассоциация роботов под названием Japan Robot Association, членами которой являются Sony, Toshiba и другие ведущие японские компании.
Благодаря всему этому стартапы в области робототехники в Японии добились относительно хороших результатов; например, компания Synstpective, занимающаяся космическими технологиями, привлекла $99,9 млн в рамках серии А в 2019 году. Финтех также занимает большое место в Токио: согласно индексу глобальных финансовых центров, город занимает седьмое место среди наиболее конкурентоспособных финансовых центров в мире.
INITIAL, токийская информационная платформа для стартапов, сообщает, что в 2019 году японские стартапы привлекли около $4,8 млрд, по сравнению с примерно $1 млрд в 2011 году. По данным Forbes, это развитие отражает долгосрочную тенденцию в потоках венчурного капитала, которые почти достигли уровня до 2008 года благодаря тому, что японские компании направляют деньги в стартапы. Благодаря этим и другим успехам Токио стоит на 15 месте в «рейтинге лучших городов для стартапов». Впервые японская столица вошла в топ-30 в ежегодном исследовании о глобальной экосистеме стартапов.
Значительная государственная помощь
Столичное правительство Токио активно содействует стартапам несколькими способами. Например, консорциум Startup Ecosystem Tokyo, в который входят предприятия, университеты и местные органы власти, стремится содействовать созданию и росту стартапов в частном секторе, научных кругах и правительстве. Конечной целью является укрепление международной конкурентоспособности Японии и ускорение общего экономического развития.
Кроме того, федеральное правительство пытается способствовать развитию стартапов в Токио и других городах Японии с помощью стратегии «За пределами ограничений, раскрытие нашего потенциала». Среди прочего, этот план включает в себя:
- Создание города стартапов, специально предназначенного для поощрения и поддержки стартапов;
- Поощрение обучения предпринимательству в японских университетах;
- Создание передовых программ, которые сотрудничают с лучшими акселераторами со всего мира и расширяют возможности местных корпоративных и университетских акселераторов;
- Предоставление промежуточного финансирования для технологических стартапов;
- Улучшение процесса государственных закупок для стартапов; и
- Повышение мобильности рабочей силы.
Правительство страны также сертифицировало три новые стартап-визы, которые позволяют иностранным предпринимателям, получающим поддержку стартапов от местных органов власти, находиться в Японии до одного года. Как и другие страны с подобными программами, Япония надеется, что ее визы для стартапов помогут привлечь иностранные таланты и стимулировать инновации.
Японское правительство также создало организацию под названием J-Startup, цель которой — стимулировать рост лучших стартапов путем создания сетей, предоставления возможностей финансирования и другой помощи. А двуязычный Токийский единый центр создания бизнеса позволяет основателям и другим представителям зарубежных стартапов работать с консультантами, чтобы закрепиться в Токио.
Токийский университет также принимает участие в этой деятельности. С 2004 года он оказывает помощь стартапам, стремящимся коммерциализировать университетские исследования, предоставляя финансовую поддержку, инкубационные помещения, рабочие места с субсидированной арендой, юридическую и бухгалтерскую помощь, а также занятия по предпринимательству. Стартапы также могут подать заявку на использование лабораторных помещений университета.
Меняющаяся культура Японии
Хотя японскую культуру иногда считают консервативной и избегающей риска, это мнение меняется. По данным издания Tokyo Weekender, японские корпорации уже не так склонны гарантировать работникам пожизненный найм и стабильное повышение по службе, как это было в конце 90-х годов. Это облегчает предпринимателям привлечение денег через инвесторов ранних стадий и венчурных капиталистов, а также привлечение лучших талантов.
«Если сравнить экосистему Японии сегодня с тем, какой она была 20 лет назад, то она невероятно динамична», — сказал Тим Ромеро из подкаста Disrupting Japan в интервью Tokyo Weekender.
Эти тенденции не остались незамеченными иностранными организациями, такими как Кембриджский центр инноваций (CIC), американская компания по организации рабочего пространства для стартапов, которая теперь имеет свой центр в Токио. CIC предлагает японским предпринимателям возможности для налаживания контактов и создания условий для совместной работы. Здесь разместились известные стартапы, включая Android Inc.
«Япония намного превосходит свое население по количеству невероятно успешных стартапов. Сейчас мы называем их просто компаниями, как, например, Honda Motor Company», — сказал Forbes Тим Роу, соучредитель и генеральный директор CIC. «Сегодня Япония находится на переломном этапе, когда многие молодые японцы хотят рисковать и строить что-то новое. Мы считаем, что Япония обладает базовым доверием, наукой и исследованиями, и что сейчас у японцев есть возможности для создания собственных компаний и ускорения развития культуры предпринимательства».
Большой, сложный рынок «страны восходящего солнца»
Япония, экономика которой занимает третье место в мире и оценивается примерно в $5 трлн, является благодатной почвой для тестирования всевозможных продуктов и услуг. Японские потребители, как правило, хорошо образованы и обеспечены. Кроме того, качество жизни в Японии на высоте: низкий уровень преступности и высокий уровень жизни.
Это делает ее как прекрасным местом для ведения бизнеса, так и прекрасным местом для проживания работников. Транспортная и коммуникационная инфраструктура также превосходна, что означает, что сотрудники могут легко добираться на работу, а предприятия могут воспользоваться преимуществами современного доступа в Интернет и других технологий.
Наконец, Япония, возможно, как никакая другая страна, стремится развивать передовые технологии, такие как искусственный интеллект, автоматизация и робототехника, чтобы помочь решить демографические проблемы, с которыми она сталкивается — в частности, население стареет быстрее, чем в других странах.
Новые комментарии: