У многих успешных женщин предпринимателей сначала было хобби, а затем они построили на своем увлечении бизнес. Рукоделие – традиционно женское занятие: это и популярное увлечение, и первая идея для заработка. Интерес к изделиям ручной работы быстро растет: известные дизайнеры включают хенд-мейд вещи в свои коллекции, эко-тренд способствует спросу на все натуральное, авторский труд теперь ценится выше, чем бездушная фабричная штамповка.
Развитие соцсетей и маркетплейсов, ориентированных на хенд-мейд, упростили процесс продаж. Чаще всего хобби приносит небольшой доход: анонимный опрос в одном из популярных рукодельных сообществ показал, что 54% мастериц зарабатывают не более 5 000 рублей в месяц, и только 15% получают более 50 000. Но на любом увлечении можно построить прибыльный бизнес – и многим женщинам это удалось.
Содержание:
Коллекционные куклы
Индустрия коллекционных кукол – серьезный рынок. Стоимость BJD (шарнирных) кукол раскрученных брендов начинается от $1000, средняя стоимость авторской фарфоровой красотки — $2000. Одежда, аксессуары и обувь для кукол стоят дороже человеческих. Роспись лица куклы, особенно если ей придают портретное сходство с определенным персонажем, обходится владельцам в $200-$1000, в зависимости от популярности автора.
Международного успеха добилась Марина Бычкова: ее Золушка была продана на Ebay за $76500, другие куклы продаются в среднем за $3000.
Немного отстают от нее сестры Поповы – их творения покупают за $2500. Стоимость фарфоровых красавиц Ани Козловой не афишируется – они продаются только по подписке, а вот цена полиуретановых модниц Натальи Лосевой известна – 3000 евро.
Натуральная косметика
Екатерина Матанцева, как и многие, начала с изготовления экологически чистого и натурального мыла – на собственной кухне. Сейчас Матанцева – гендиректор косметической компании «МиКо» с оборотом в 50 млн рублей.
Точно так же, с мыла и 5 тысяч рублей инвестиций, начинала Кристина Судеревская – ныне владелица бренда «Краснополянская косметика», натуральная продукция которого приносит 9 млн рублей прибыли.
«Мастерская Олеси Мустаевой» – еще одно доказательство того, что производство косметики ручной работы можно начать на своей кухне и с минимальными вложениями.
ЗОЖ-продукты
Производство, доставка «правильной» еды и здоровых десертов – одно из самых перспективных бизнес-направлений. Мода на здоровый образ жизни сильно упростила сбыт продукции домашнего изготовления – частным предпринимателям проще подстроиться под новый тренд, чем гигантам пищевой индустрии. К тому же законодатели упростили процедуру получения лицензии на производство пищевых продуктов, а потребители привыкли делать покупки на Инстаграме: для продажи эко-продуктов не нужен собственный онлайн-магазин.
Среди самых успешных стартапов – Kombucha Hill Дарьи Репиной, BioFoodLab Елены Шифриной, «ЭкоСнеки» Гузели Латыповой. Напитки Kombucha Hill основаны на банальном чайном грибе, а для производства полезных снеков на первых порах нужен только дегидратор – сушильный шкаф.
Владелицы бренда Nature’s Own Factory, Анна Хабарова и Седа Хункаева, разработали массу полезных продуктов, от десертной пасты до шоколада, на основе одного суперфуда – семян татарской гречихи. Наталия Надоршина до регистрации фирмы Zagranola занималась изготовлением полезной гранолы без сахара для своей семьи.
Опыт москвички Татьяны Сушковой, владелицы Raw Vegan Cafe, также показывает, что для продажи востребованных сыроедческих продуктов – хлеба, роллов, пиццы, мороженого – не нужны даже минимальные вложения: все заказы выполняются после получения предоплаты и доставляются курьером за счет клиента.
Курсы шитья онлайн
Платформа YouTube сделала процесс обучения шитью захватывающим: раньше приходилось учиться либо по книгам, либо на скучных курсах с преподавателями советской закалки. Среди популярных ютуберов немало швей и модельеров-дизайнеров с профессиональным образованием.
Доход швейного блогера складывается из начислений от самого YouTube, от партнерских программ (с магазинами тканей, фурнитуры и швейного оборудования), продажи собственных курсов, книг, мастер-классов и выкроек. Успех многих онлайн-швей внушителен: позволяет открывать офлайновые курсы, ателье и даже дома мод.
Игрушки
Игрушечная продукция ручного изготовления востребована по очевидной причине – родителям хочется быть уверенными в качестве и безопасности материалов. К тому же многие авторы соглашаются на работу с индивидуальными заказами, что гарантирует уникальность изделия и точное соответствие вкусу покупателя.
Евгения Воронина сейчас делает игрушки под своим брендом «Чудо». Начинала мастерица с 30 тысяч вложений – они были потрачены на покупку швейной машины, материалов, фурнитуры, разработку упаковки и логотипа. Средняя чистая прибыль – 18 тысяч в месяц. Это не максимальный показатель – многие мастерицы зарабатывают на игрушках в разы больше.
Мягкие развивающие книжки из фетра пользуются успехом уже несколько лет. Евгения Бурова сделала первые книжки для своих детей. Выложила изделия в интернет – и получила первые заказы. Сейчас проект «Книжка малышке» показывает 130 тысяч рублей чистой прибыли ежемесячно.
Помимо детских игрушек – развлекательных и развивающих – популярны игрушки для взрослых. Несколько лет назад в российском интернете произвели фурор оригинальные работы московской художницы Марии, работающей под псевдонимом Santaniel.
Забавные монстры породили бесчисленное количество подражателей и показали, что на нетривиальные игрушки есть огромный спрос. Стоимость оригинала Santaniel – от 15 до 45 тысяч рублей.
Ювелирные украшения и бижутерия
Дизайнерские украшения – одно из ведущих направлений хенд-мейда. Спрос есть на все – от вышитых брошей и браслетов из бисера до эксклюзивных ювелирных изделий в единственном экземпляре. Доступ на рынок открыт и профессионалам, и любителям.
Алина Юзепчук из Челябинска занялась рукоделием, как и многие, в декретном отпуске. Сейчас она продает бисерные изделия российским и зарубежным заказчикам, броши приносят 40-100 тысяч рублей в месяц.
Основательницы дизайнерского бренда SMOG – девушки-ювелиры Наталья Дехова и Елизавета Коротышева. Чистая прибыль колеблется от 150 до 500 тысяч рублей в месяц – в зависимости от сезона. Помимо изготовления драгоценностей, мастерицы проводят мастер-классы по изготовлению обручальных колец – влюбленные под руководством ювелира самостоятельно делают символы вечной любви.
Кондитерские изделия
Самая банальная идея, изготовление тортов и пирожных на заказ, может приносить неплохой доход – все зависит от квалификации и популярности мастера. Возраст и материальные возможности – не помеха: 16-летняя Ирина Добрынина нашла первых заказчиков в интернете, оплатила профессиональное обучение продажей собственных рецептов. Сейчас мастерица доставляет торты, кексы и трайфлы по Москве, выполняет корпоративные заказы.
Оригинальная рецептура, необычное и броское оформление – ключевые факторы в кондитерском деле. Бренд «Любовь Пирогова» приносит 19 млн прибыли в год, и все благодаря небанальным рецептам основательницы, Муниры Шермановой. Первые пироги пекли на семейной кухне и продавали на ресторанных фестивалях.
По данным Bloomberg, потребление шоколада в России растет в 4 раза быстрее, чем в других развитых странах. Россияне охотно покупают крафтовый шоколад – это одно из самых прибыльных направлений для домашнего кондитерского бизнеса.
Мария Портнова начала с изготовления шоколадных трюфелей для знакомых заказчиков, а сейчас владеет брендом Viva Maria Chocolaterie. Операционная прибыль небольшой шоколадной мануфактуры – от 4 млн рублей в месяц.
Основательница бренда Mojo Cacao, Евгения Цырлина, сделала ставку на полезность продукта и эстетичность упаковки. Шоколад, десертная паста и конфеты производятся без сахара и молока, подходят вегетарианцам и сторонникам ЗОЖ. Производство переросло в фабрику, продукцию закупают крупные торговые сети.
Одежда и аксессуары
Опытные швеи и мастерицы часто получают заказы на изготовление точных копий дизайнерской одежды и аксессуаров: оригиналы не всем приходятся по размеру (и карману). Другие рукодельницы предпочитают разрабатывать собственные модели.
Создательница Анастасия Ладыгина начала с шитья футболок вручную, а потом запустила производство одежды с феминистским уклоном под брендом YONIYONI. Оборот «одежды со смыслом» — 700 тысяч рублей ежемесячно.
Ксения Лапшова увлеклась шитьем кожаных сумок, и начала работу под брендом Imakebags в 2014 году. Сейчас бренд производит большой ассортимент практичных сумок и шопперов, причем над каждым изделием от начала до конца трудится только один мастер.
Анастасия Радимашвили, владелица и дизайнер бренда Nado Nado, занялась рукоделием в 2016 году, когда в ее распоряжении оказался мешок кожаных обрезков. Скоро сумки будут продаваться на маркетплейсах Wildberries, Lamoda и Ozon.
Посуда и предметы интерьера
Оригинально оформить интерьер фабричными изделиями не получится – нужны оригинальные, небанальные авторские вещи. Такую вещь можно купить для украшения собственного дома, и не совестно преподнести в подарок человеку со вкусом.
Мария Гильманова и Ольга Кукоба занялись изготовлением «посуды для души» в 2016 году. Из крошечной мастерской AGAMI Ceramics выросла до производства полного цикла, среди заказчиков – столичные рестораны.
Ирина Киреева и Оксана Морозова, основательницы Chamotte Bakery, изготавливают керамическую посуду вручную. Принимают заказы на разработку оригинальной посуды для ресторанов и дают мастер-классы. А начиналось все с домашней мастерской в 2014 году.
Где искать идеи и продавать изделия?
Хенд-мейд – занятие творческое, без искренней любви к своему делу в этом бизнесе преуспеть невозможно. Умение преподносить свои работы и продавать их также важно, но для этого в перспективе можно найти партнеров и ассистентов. Однако даже на первых порах не обойтись без качественных фотографий и оформленных в едином стиле страниц в соцсетях.
Идеи для рукоделия находят на тех же сайтах, где продается хенд-мейд. Потенциальную прибыльность определенных видов изделий легко оценить по популярности магазина и количеству отзывов. Самый крупный и популярный российский маркетплейс для продажи изделий ручной работы – «Ярмарка мастеров».
Многие мастерицы успешно продают свои изделия в соцсетях, лидируют Вконтакте и Инстаграм. Из зарубежных площадок лучше всего идут продажи российского рукоделия на Etsy и eBay, в меньшей степени – на Amazon: внутренний маркетинг там обходится очень дорого.
Как и любой другой вид самозанятости, бизнес на хенд-мейде имеет и положительные, и отрицательные стороны. Если идея удачна – доход будет значительно превышать среднюю офисную зарплату, если не слишком – станет небольшой подработкой.
Шикарные куклы, прям таки произведение искусства. Такая работа конечно стоит серьезных денег. Коллекцонные куклы очень любопытное направление, вроде и бизнес, но в тоже время творчество мастера, его видение как художника и в результате — это уже как ценные предметы искусства. Некоторые куклы (я знаю ) даже с аукционов продаются..
Но такие куклы делают еденицы мастеров в мире.
А так в целом творческой женщине вполне под силу создать малый бизнес на любом своем увлечении, хоть вязание или шитье, ну и косметические штуки разные. У меня подруга к примеру вяжет на уровне супер, из разной уникальной шерсти, продает дорого и это целый бизнес у нее. Это я к тому что кто-то говорил что вязание и шитье это копейки. Ничего подбного. Еще одна моя подруга портниха и дизайнер (все в одном) — пошив на заказ у нее минимум 300 долларов, а так есть вещи и от 1000 долларов шьет. Но там тоже все поянтно — уровень супер-люкс и опыт. Она раньше конечно в доме моды работала.
В целом очень хорошие примеры рассказаны про женнский бизнес на хобби, творчестве и увлечениях. Все в наших силах, важно начать делать и идти к цели.
Рукоделие и хобби – это замечательно. Но утверждение, что женщины могут зарабатывать большие деньги только занятиями вроде шитья одежды и изготовления бижутерии, попахивает сексизмом. Можно привести в пример тысячи дам, которые успешно управляют ресторанами, автобизнесом, продают сельхозтехнику и ремонтное оборудование.
Я занималась ранее мыловарением, и выявила один немаловажный момент, касающийся хенд-мейд заработков: раскрутить свой маленький бренд в небольшом провинциальном городе очень трудно. Покупать материалы для изделий приходилось через интернет, что предполагало переплату за пересылку почтой. Доставить готовый продукт до клиента также было задачей не из легких из-за расценок служб доставки.