У многих успешных женщин предпринимателей сначала было хобби, а затем они построили на своем увлечении бизнес. Рукоделие – традиционно женское занятие: это и популярное увлечение, и первая идея для заработка. Интерес к изделиям ручной работы быстро растет: известные дизайнеры включают хенд-мейд вещи в свои коллекции, эко-тренд способствует спросу на все натуральное, авторский труд теперь ценится выше, чем бездушная фабричная штамповка.

Развитие соцсетей и маркетплейсов, ориентированных на хенд-мейд, упростили процесс продаж. Чаще всего хобби приносит небольшой доход: анонимный опрос в одном из популярных рукодельных сообществ показал, что 54% мастериц зарабатывают не более 5 000 рублей в месяц, и только 15% получают более 50 000. Но на любом увлечении можно построить прибыльный бизнес – и многим женщинам это удалось.

Коллекционные куклы

Индустрия коллекционных кукол – серьезный рынок. Стоимость BJD (шарнирных) кукол раскрученных брендов начинается от $1000, средняя стоимость авторской фарфоровой красотки — $2000. Одежда, аксессуары и обувь для кукол стоят дороже человеческих. Роспись лица куклы, особенно если ей придают портретное сходство с определенным персонажем, обходится владельцам в $200-$1000, в зависимости от популярности автора.

Международного успеха добилась Марина Бычкова: ее Золушка была продана на Ebay за $76500, другие куклы продаются в среднем за $3000.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Коллекционная кукла Мадам де Помпадур от Марины Бычковой

Немного отстают от нее сестры Поповы – их творения покупают за $2500. Стоимость фарфоровых красавиц Ани Козловой не афишируется – они продаются только по подписке, а вот цена полиуретановых модниц Натальи Лосевой известна – 3000 евро.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Фарфоровая кукла Дея от Ани Козловой

Натуральная косметика

Екатерина Матанцева, как и многие, начала с изготовления экологически чистого и натурального мыла – на собственной кухне. Сейчас Матанцева – гендиректор косметической компании «МиКо» с оборотом в 50 млн рублей.

Точно так же, с мыла и 5 тысяч рублей инвестиций, начинала Кристина Судеревская – ныне владелица бренда «Краснополянская косметика», натуральная продукция которого приносит 9 млн рублей прибыли.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Натуральная косметика созданная Кристиной Судеревской

«Мастерская Олеси Мустаевой» – еще одно доказательство того, что производство косметики ручной работы можно начать на своей кухне и с минимальными вложениями.

ЗОЖ-продукты

Производство, доставка «правильной» еды и здоровых десертов – одно из самых перспективных бизнес-направлений. Мода на здоровый образ жизни сильно упростила сбыт продукции домашнего изготовления – частным предпринимателям проще подстроиться под новый тренд, чем гигантам пищевой индустрии. К тому же законодатели упростили процедуру получения лицензии на производство пищевых продуктов, а потребители привыкли делать покупки на Инстаграме: для продажи эко-продуктов не нужен собственный онлайн-магазин.

Среди самых успешных стартапов – Kombucha Hill Дарьи Репиной, BioFoodLab Елены Шифриной, «ЭкоСнеки» Гузели Латыповой. Напитки Kombucha Hill основаны на банальном чайном грибе, а для производства полезных снеков на первых порах нужен только дегидратор – сушильный шкаф.

Владелицы бренда Nature’s Own Factory, Анна Хабарова и Седа Хункаева, разработали массу полезных продуктов, от десертной пасты до шоколада, на основе одного суперфуда – семян татарской гречихи. Наталия Надоршина до регистрации фирмы Zagranola занималась изготовлением полезной гранолы без сахара для своей семьи.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Гранола от Наталии Надоршиной

Опыт москвички Татьяны Сушковой, владелицы Raw Vegan Cafe, также показывает, что для продажи востребованных сыроедческих продуктов – хлеба, роллов, пиццы, мороженого – не нужны даже минимальные вложения: все заказы выполняются после получения предоплаты и доставляются курьером за счет клиента.

Курсы шитья онлайн

Платформа YouTube сделала процесс обучения шитью захватывающим: раньше приходилось учиться либо по книгам, либо на скучных курсах с преподавателями советской закалки. Среди популярных ютуберов немало швей и модельеров-дизайнеров с профессиональным образованием.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Школа шитья Анастасии Корфиати

Доход швейного блогера складывается из начислений от самого YouTube, от партнерских программ (с магазинами тканей, фурнитуры и швейного оборудования), продажи собственных курсов, книг, мастер-классов и выкроек. Успех многих онлайн-швей внушителен: позволяет открывать офлайновые курсы, ателье и даже дома мод.

Игрушки

Игрушечная продукция ручного изготовления востребована по очевидной причине – родителям хочется быть уверенными в качестве и безопасности материалов. К тому же многие авторы соглашаются на работу с индивидуальными заказами, что гарантирует уникальность изделия и точное соответствие вкусу покупателя.

Евгения Воронина сейчас делает игрушки под своим брендом «Чудо». Начинала мастерица с 30 тысяч вложений – они были потрачены на покупку швейной машины, материалов, фурнитуры, разработку упаковки и логотипа. Средняя чистая прибыль – 18 тысяч в месяц. Это не максимальный показатель – многие мастерицы зарабатывают на игрушках в разы больше.

Мягкие развивающие книжки из фетра пользуются успехом уже несколько лет. Евгения Бурова сделала первые книжки для своих детей. Выложила изделия в интернет – и получила первые заказы. Сейчас проект «Книжка малышке» показывает 130 тысяч рублей чистой прибыли ежемесячно.

Помимо детских игрушек – развлекательных и развивающих – популярны игрушки для взрослых. Несколько лет назад в российском интернете произвели фурор оригинальные работы московской художницы Марии, работающей под псевдонимом Santaniel.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Оригинальный Ежик от Santaniel

Забавные монстры породили бесчисленное количество подражателей и показали, что на нетривиальные игрушки есть огромный спрос. Стоимость оригинала Santaniel – от 15 до 45 тысяч рублей.

Ювелирные украшения и бижутерия

Дизайнерские украшения – одно из ведущих направлений хенд-мейда. Спрос есть на все – от вышитых брошей и браслетов из бисера до эксклюзивных ювелирных изделий в единственном экземпляре. Доступ на рынок открыт и профессионалам, и любителям.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Броши от Алины Юзепчук

Алина Юзепчук из Челябинска занялась рукоделием, как и многие, в декретном отпуске. Сейчас она продает бисерные изделия российским и зарубежным заказчикам, броши приносят 40-100 тысяч рублей в месяц.

Основательницы дизайнерского бренда SMOG – девушки-ювелиры Наталья Дехова и Елизавета Коротышева. Чистая прибыль колеблется от 150 до 500 тысяч рублей в месяц – в зависимости от сезона. Помимо изготовления драгоценностей, мастерицы проводят мастер-классы по изготовлению обручальных колец – влюбленные под руководством ювелира самостоятельно делают символы вечной любви.

Кондитерские изделия

Самая банальная идея, изготовление тортов и пирожных на заказ, может приносить неплохой доход – все зависит от квалификации и популярности мастера. Возраст и материальные возможности – не помеха: 16-летняя Ирина Добрынина нашла первых заказчиков в интернете, оплатила профессиональное обучение продажей собственных рецептов. Сейчас мастерица доставляет торты, кексы и трайфлы по Москве, выполняет корпоративные заказы.

Оригинальная рецептура, необычное и броское оформление – ключевые факторы в кондитерском деле. Бренд «Любовь Пирогова» приносит 19 млн прибыли в год, и все благодаря небанальным рецептам основательницы, Муниры Шермановой. Первые пироги пекли на семейной кухне и продавали на ресторанных фестивалях.

По данным Bloomberg, потребление шоколада в России растет в 4 раза быстрее, чем в других развитых странах. Россияне охотно покупают крафтовый шоколад – это одно из самых прибыльных направлений для домашнего кондитерского бизнеса.

Мария Портнова начала с изготовления шоколадных трюфелей для знакомых заказчиков, а сейчас владеет брендом Viva Maria Chocolaterie. Операционная прибыль небольшой шоколадной мануфактуры – от 4 млн рублей в месяц.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Шоколад от Марии Портновой

Основательница бренда Mojo Cacao, Евгения Цырлина, сделала ставку на полезность продукта и эстетичность упаковки. Шоколад, десертная паста и конфеты производятся без сахара и молока, подходят вегетарианцам и сторонникам ЗОЖ. Производство переросло в фабрику, продукцию закупают крупные торговые сети.

Одежда и аксессуары

Опытные швеи и мастерицы часто получают заказы на изготовление точных копий дизайнерской одежды и аксессуаров: оригиналы не всем приходятся по размеру (и карману). Другие рукодельницы предпочитают разрабатывать собственные модели.

Создательница Анастасия Ладыгина начала с шитья футболок вручную, а потом запустила производство одежды с феминистским уклоном под брендом YONIYONI. Оборот «одежды со смыслом» — 700 тысяч рублей ежемесячно.

Ксения Лапшова увлеклась шитьем кожаных сумок, и начала работу под брендом Imakebags в 2014 году. Сейчас бренд производит большой ассортимент практичных сумок и шопперов, причем над каждым изделием от начала до конца трудится только один мастер.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Сумки от Ксении Лапшовой

Анастасия Радимашвили, владелица и дизайнер бренда Nado Nado, занялась рукоделием в 2016 году, когда в ее распоряжении оказался мешок кожаных обрезков. Скоро сумки будут продаваться на маркетплейсах Wildberries, Lamoda и Ozon.

Посуда и предметы интерьера

Оригинально оформить интерьер фабричными изделиями не получится – нужны оригинальные, небанальные авторские вещи. Такую вещь можно купить для украшения собственного дома, и не совестно преподнести в подарок человеку со вкусом.

Мария Гильманова и Ольга Кукоба занялись изготовлением «посуды для души» в 2016 году. Из крошечной мастерской AGAMI Ceramics выросла до производства полного цикла, среди заказчиков – столичные рестораны.

Женщины-предприниматели: бизнес на хенд-мейд, рукоделии, коллекционных куклах, украшениях и косметике
Керамика от Марии Гильмановой и Ольги Кукоба

Ирина Киреева и Оксана Морозова, основательницы Chamotte Bakery, изготавливают керамическую посуду вручную. Принимают заказы на разработку оригинальной посуды для ресторанов и дают мастер-классы. А начиналось все с домашней мастерской в 2014 году.

Где искать идеи и продавать изделия?

Хенд-мейд – занятие творческое, без искренней любви к своему делу в этом бизнесе преуспеть невозможно. Умение преподносить свои работы и продавать их также важно, но для этого в перспективе можно найти партнеров и ассистентов. Однако даже на первых порах не обойтись без качественных фотографий и оформленных в едином стиле страниц в соцсетях.

Идеи для рукоделия находят на тех же сайтах, где продается хенд-мейд. Потенциальную прибыльность определенных видов изделий легко оценить по популярности магазина и количеству отзывов. Самый крупный и популярный российский маркетплейс для продажи изделий ручной работы – «Ярмарка мастеров».

Многие мастерицы успешно продают свои изделия в соцсетях, лидируют Вконтакте и Инстаграм. Из зарубежных площадок лучше всего идут продажи российского рукоделия на Etsy и eBay, в меньшей степени – на Amazon: внутренний маркетинг там обходится очень дорого.

Как и любой другой вид самозанятости, бизнес на хенд-мейде имеет и положительные, и отрицательные стороны. Если идея удачна – доход будет значительно превышать среднюю офисную зарплату, если не слишком – станет небольшой подработкой.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Шикарные куклы, прям таки произведение искусства. Такая работа конечно стоит серьезных денег. Коллекцонные куклы очень любопытное направление, вроде и бизнес, но в тоже время творчество мастера, его видение как художника и в результате — это уже как ценные предметы искусства. Некоторые куклы (я знаю ) даже с аукционов продаются..
    Но такие куклы делают еденицы мастеров в мире.

    А так в целом творческой женщине вполне под силу создать малый бизнес на любом своем увлечении, хоть вязание или шитье, ну и косметические штуки разные. У меня подруга к примеру вяжет на уровне супер, из разной уникальной шерсти, продает дорого и это целый бизнес у нее. Это я к тому что кто-то говорил что вязание и шитье это копейки. Ничего подбного. Еще одна моя подруга портниха и дизайнер (все в одном) — пошив на заказ у нее минимум 300 долларов, а так есть вещи и от 1000 долларов шьет. Но там тоже все поянтно — уровень супер-люкс и опыт. Она раньше конечно в доме моды работала.

    В целом очень хорошие примеры рассказаны про женнский бизнес на хобби, творчестве и увлечениях. Все в наших силах, важно начать делать и идти к цели.

  2. Рукоделие и хобби – это замечательно. Но утверждение, что женщины могут зарабатывать большие деньги только занятиями вроде шитья одежды и изготовления бижутерии, попахивает сексизмом. Можно привести в пример тысячи дам, которые успешно управляют ресторанами, автобизнесом, продают сельхозтехнику и ремонтное оборудование.

    Я занималась ранее мыловарением, и выявила один немаловажный момент, касающийся хенд-мейд заработков: раскрутить свой маленький бренд в небольшом провинциальном городе очень трудно. Покупать материалы для изделий приходилось через интернет, что предполагало переплату за пересылку почтой. Доставить готовый продукт до клиента также было задачей не из легких из-за расценок служб доставки.