Китай оказался в числе стран, которым удалось не только сдержать пандемию, но и найти в ней экономические выгоды. Уже в 3-м квартале 2020 года Национальное статистическое бюро сообщило о росте ВВП на 4,9% в годовом исчислении. Для сравнения, во 2-м квартале рост составил 3,2%, а 1-й квартал 2020 года и вовсе был убыточным (- 6,8%).
Благодаря такому впечатляющему темпу восстановления Китай оказался единственной страной с развитой экономикой, которая по версии Международного валютного фонда завершила кризисный год с прибылью. Результат резко контрастирует с большинством других стран, которым пришлось жонглировать борьбой с пандемией и экономическим ростом.
Содержание:
5 факторов, которые помогли Китаю оперативно восстановить экономику
1. Контроль распространения.
Правительство страны быстро взяло вирусную пандемию под контроль. Строгие санитарные меры и карантин стали приоритетом.
2. Взаимная поддержка в обществе.
Правительство снизило налоги и предложило субсидии многим отраслям промышленности. Компании внедрили схемы распределения работников, чтобы обеспечить занятость; местные общины и интернет-гиганты пожертвовали товары и деньги на помощь в борьбе с пандемией. Потребителей мотивировали поддерживать местные предприятия с помощью государственных купонов – тенденция, которая осталась в ходу и после пандемии.
3. Гибкость и быстрая адаптация.
По мере развития пандемии компании проявляли гибкость и способность внедрять новые бизнес-модели. Например, отели и рестораны перешли на доставку готовых кондитерских изделий и полуфабрикатов.
4. Максимальное использование цифровых технологий.
Как только пандемия поразила Китай, темпы цифровизации в стране ускорились, причем степень применения инновационных технологий оказалась выше, чем в других странах. На сайте гиганта электронной коммерции Таобао теперь можно заказать медицинскую консультацию, а в барах есть голографические проекции певцов. Продажи в прямом эфире и онлайн-платежи доступны не только в крупных городах, но и на деревенских рынках по всей стране.
5. Новые форматы продаж.
Компании, включая люксовые бренды, быстро освоили продажу товаров в сообществах WeChat, которые начали оформлять совместные закупки. Одна из китайских платформ, Shixianghui, на пике пандемии одновременно принимала заказы на совместные покупки в 6 тыс различных сообществ.
5 бизнес-уроков из опыта экономического восстановления Китая
Реакция правительства, бизнеса и культуры Китая на пандемию может дать бизнесу несколько конструктивных советов по адаптации к разрушительным последствиям пандемии.
1. Разработайте свою стратегию для новых реалий
Поведение потребителей, предпочтения и покупательские поездки изменились. Новый вариант нормы в Китае создал новые требования покупателей и новые сценарии потребления, и эту среду можно с такой же легкостью разработать в других странах мира.
Активно прислушивайтесь к меняющимся потребностям рынка, всегда следите за тем, чтобы ваша стратегия была ориентирована на клиента. Важной составляющей новой стратегии также должна быть диверсификация бизнес-модели, которая обеспечит компании дополнительные источники дохода в трудные времена.
2. Действуйте максимально быстро
Китай с успехом пережил многие радикальные преобразования – в основном благодаря способности населения быстро реагировать на перемены. На практике это означает планирование важных дел утром и принятие мер уже во второй половине дня.
Компания Xiaomi славится тем, что у нее нет стратегии для своего бизнеса. У каждого руководителя отдела есть только одна цель в начале каждого года: удвоить доход. Менеджеры просто приступают к работе и предпринимают все возможные меры, пока не достигнут цели.
Делайте все быстро. Действуйте быстро, быстро терпите неудачу и быстро возвращайтесь к решению проблемы. Проявляйте гибкость, адаптируйте свои планы, чтобы лучше реагировать на будущие задачи.
3. Сотрудничество выгодно для всех
Во время пандемии правительство Китая, бизнес, потребители и фермеры объединились. Партнерские отношения и сотрудничество являются важными факторами, помогающими Китаю быстро двигаться вперед.
Ищите возможности для сотрудничества с различными сторонами и создания своей экосистемы. Пересмотрите и расширьте свою сеть потенциальных партнеров. Возможно, найдутся даже возможности для сотрудничества с вашими конкурентами.
Сотрудничество может происходить между различными отраслями. Alibaba запустила программу поддержки сельских районов, позволяющую фермерам бесплатно получать доступ к Таобао. В итоге фермеры смогли продать более 100 тыс тонн сельскохозяйственной продукции. Это сотрудничество оказалось выгодным для всех: фермеров, потребителей и платформы Alibaba.
4. Эмпатия и оптимизм важны в бизнесе
Проявляйте заинтересованность в благополучии своих клиентов и сотрудников. Развивайте чувство оптимизма и вовлеченности в общее дело, чтобы поднять настроение работников и дать им возможность действовать в моменты кризиса.
Оставаясь человеком, вы в свою очередь приносите пользу бизнесу. Владельцы бизнеса, которые проявили сочувствие, помогли в борьбе с пандемией или изменили свои маркетинговые стратегии, чтобы соответствовать постпандемическим ценностям, выросли в глазах потребителей.
5. Продавайте в прямом эфире
Тренд на продажи во время стрима сначала завладел всеми бизнес-отраслями в Китае, а затем вышел на международный уровень. Стримы увеличат прибыль любого бизнеса. Например, шеф-повар модного пекинского ресторана Meizhou Dongpo начал стримить кулинарные уроки во время готовки, что увеличило прибыль заведения в 22 раза в годовом исчислении.
Заключение
Следует отметить, что Китай продемонстрировал такое впечатляющее восстановление благодаря действиям заинтересованных сторон на всех уровнях экономики. Примеры успеха и лучшие практики, используемые китайскими компаниями, уже стали предметами исследования бизнес-экспертов. Опыт китайского бизнеса наглядно показывает, как следует адаптироваться к кризисным ситуациям: ведь каждый кризис – это возможность, которую реально обратить в свою пользу.
Мировоззрение людей в Китае значительно отличается от нашего. И образ жизни тоже. Мне кажется, что самую большую роль в восстановлении, быстрой трансформации и росте их экономики сыграла дисциплина. Очень дисциплинированный народ эти китайцы. В России такое вряд ли возможно, учитывая наш менталитет. Они уже очень быстро реагируют на изменение ситуации и сразу закрыли города, никто без масок не ходил у них. А у нас совсем другое отношение к просьбам властей.
Пандемия Covid-19 породила очень интересное время-время экстраординарных и беспрецедентных проблем, которые бросили отдельных людей и организации с головой в борьбу за выживание. Политики, бизнесменыи все профессионалы должны копать глубже и находить решения для обеспечения того, чтобы человеческая цивилизация продолжала выживать и процветать в постковидном мире.
Эти перспективы проливают свет на опасную ситуацию, в которой находится мир бизнеса из-за пандемии. Тем не менее, они также дают надежду и вдохновение. Мы определенно живем в интересные времена, и то, как отреагируют лидеры, в конечном счете решит будущее мира.