FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Причины роста фудтеха

Рынок фудтеха бурно развивается. Этому способствует нехватка качественного белка, ограниченность пригодных для сельского хозяйства земель, популярность органической и ЗОЖ продукции, постоянно растущая потребность в альтернативных продуктах.

Есть и косвенные причины – необходимость снижения вредного влияния на окружающую среду, которое оказывают отходы животноводства и пластиковая упаковка.

Главный драйвер развития фудтеха – доступность технологических решений. Уровень развития технологий – от генной инженерии и биохимии до робототехники и нейронных сетей – сделал повседневной практикой то, что еще 20 лет назад было дорогим лабораторным опытом.

Второй драйвер развития – наличие платежеспособного спроса на продукцию, которая пока еще слишком дорога для массового рынка. К таким продуктам относятся веганская, органическая, функциональная и ЗОЖ-продукция.

Главные направления FoodTech

Инновационные технологии постепенно проникают во все сферы пищевого производства – от генной модификации продовольственных культур до создания «умной», съедобной или хотя бы биоразлагаемой упаковки. Основные ниши выглядят так:

1. Создание принципиально новых продуктов питания и модификация существующих. Здесь есть место решениям для массового потребителя и для нишевых сегментов. Для массового рынка, к примеру, важны технологии генной модификации плодов, овощей и злаков. Во многих странах начинается популяризация энтомопротеина – считается, что белок из насекомых станет экономичной и экологичной заменой животному, и уже к 2023 году объем рынка достигнет $1,3 млрд.

Заменители мяса и молочных продуктов на растительной основе – одно из главных направлений фудтеха. Разработчики стремятся найти адекватную замену животному белку: помимо уже привычного соевого протеина используются овсяный, гороховый и бобовый. Протеин извлекают из дрожжей, водорослей и даже воздуха (финский стартап Solar Foods).

По мере удешевления технологий, предсказывают эксперты рынка фудтеха, станет нормальным проектирование пищевых продуктов с заданными питательными свойствами и с последующей распечаткой такой функциональной еды на специальных 3D принтерах.

2. Городское фермерство. Концепция вертикальных ферм позволяет выращивать органическую продукцию (овощи, зелень и ягоды) в максимальной близости к потребителю. Пандемия помогла развитию этого сегмента: продуктам теперь не надо преодолевать расстояния и границы.

Увеличение срока годности продуктов. Управление сроком годности возможно на генном уровне (модифицированные овощи и фрукты хранятся дольше), а также на уровне безопасных консервантов и «умной» упаковки, оснащенной датчиками и регуляторами.

3. Безвредная для окружающей среды упаковка. Биоразлагаемая, перерабатываемая и даже съедобная упаковка также занимает значительную нишу в фудтехе. В России этот сегмент пока еще находится в зачаточном состоянии, однако объем мирового рынка безвредной упаковки растет и к 2025 году достигнет $32,3 млрд.

4. Логистика производства и доставки. За время пандемии потребители привыкли к доставке продуктов и рационов. Для производителей это означает постоянный поиск решений по оптимизации логистики, увеличению скорости и снижению стоимости доставки.

5. Автоматизация всех этапов пищевой промышленности. Робототехника, искусственный интеллект, датчики, спутники и дроны применяются теперь и в агротехе, и в фудтехе. Вертикальные фермы, к примеру, работают в практически автономном режиме. Производители органической продукции уже всерьез разрабатывают схемы доставки свежесобранной клубники дронами.

Известные фудтех-разработки в России

В стране есть интересные стартапы в области городского фермерства: Healthy Garden и iFarm. Обе компании предлагают вертикальные гидропонные установки для выращивания зелени, овощей и клубники; обе разработки автоматизированы и управляются искусственным интеллектом.

Российско-сингапурская компания EntomoVentures запустила высокотехнологичную ферму по выращиванию сверчков с целью производства энтомопротеина; все операции контролирует искусственный интеллект.

Компания 3D Bioprinting Solutions представила технологию биопечати клеточного куриного мяса, чем привлекла внимание известного фастфуд-бренда KFC. Технологию продукта, который назвали «крафтовым мясом будущего», протестировали осенью 2020 года. Разработчики считают продукт не только экологически чистым, но и этичным – «куриный» компонент культивируется в лаборатории без нанесения вреда курам, в качестве наполнителей используются растительные белки.

Разработкой и производством функциональных продуктов питания занимается бренд Ucandy. Есть производители веганской продукции: VolkoMolko, «Вегановъ», «Боб и Соя», «Высший вкус».

Бренд «Веган Иваныч» разработал оригинальный заменитель популярных шпрот – из водорослей нори и тофу, а компания Greenwise выпускает растительную имитацию вяленого мяса. Веганские пельмени делают стартапы «Еда будущего» и «Вегмени».

Российский рынок фудтеха

Самым популярным направлением фудтеха в России остается доставка еды, продуктовых наборов и рационов: на сервисы в этой области приходится 80% всех инвестиций. Начали набирать популярность сервисы персонализированного питания, составляющие рекомендации (или конструирующие готовый рацион) по анализу микробиоты или генотипу.

Однако реализация по-настоящему высокотехнологичного проекта в России пока что сложна – инвесторов больше привлекают масштабируемые, массовые решения, нежели нишевые.

Петербургской компании EatTube, разработавшей высокотехнологичные веганские аналоги привычных бургеров и чизкейков, не без труда удалось найти инвестора – несмотря на инновационную технологию, высокое качество продуктов и безвредную упаковку.

Российские потребители, в отличие от жителей США и Европы, редко руководствуются соображениями этики при выборе продуктов. По этой причине емкость российского рынка заменителей мясной и молочной продукции пока незначительна: вегетарианцев и веганов в РФ сравнительно мало, а стоимость растительных котлет (3 тысячи рублей за 1 кг фарша от Beyond Meat) не всем по карману.

Компания «Эфко» в 2020 году инвестировала 100 млн рублей в разработку растительного мяса, которое, как ожидается, будет в несколько раз дешевле западных аналогов.

В 2020 году российский фудтех привлек 120 млрд рублей инвестиций. Большая часть финансирования пришлась на сервисы заказа, доставки еды и автоматизации общественного питания. Процент высокотехнологичных, наукоемких разработок в области создания альтернативных продуктов и ингредиентов пока незначителен. Среди главных инвесторов для российских стартапов выступают «Сколково», the Untitled, Foodpro.tech, Best Seller Fund, «Эфко»‎ и концерн Danone.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Да, сегодня фудтех очень перспективное направление для стартапа. Отличные ниши (на мой взгляд):

    — эко-упаковка, биоразлагаемая упаковка, в ближайшее время это огромный рынок который постепенно заменит пластиковые пакеты, те кто успеет войти на рынок — выиграют;

    — фермерство и фермерские, настоящие эко-продукты (не подделки под ферм-продукты, а реальные экологичные продукты), хотя фермеры начинают штамповать в промышленном производстве тоже, но здесь выиграет лучший по признанию потребителей.

  2. Пока сложно говорить о перспективах развития Фудтеха в ближайшее время. Это касается и отсутствия высокотехнологических технологий в этом русле и малый процент потенциальной клиентуры (веганы и вегетарианцы) . Но в целом идея хорошая. Мне бы хотелось увидеть на рынке технологию печати куриного белка.

  3. Познавательная (для меня) статья. Вертикальные фермы – это хорошее дело. Насчет белка из насекомых, поморщилась, но возможно в скором времени мы и не узнаем, что едим выдержки из жучков. Есть страны, где их и без новых технологий едят маринованными целиком, привыкли, значит. К растительному заменителю мяса отношусь скептически, по мне, так ничто не заменит животный белок. Но если человек является глубоко убежденным вегетарианцем, для него ассортимент продуктов модифицированных и искусственно созданных будет, возможно, интересен

  4. ЗОЖ-продукция сегодня очень популярна во всех странах, и Россия – не исключение. Вертикальные фермы – это просто находка для жителей городов, у которых нет дач, а свежих, экологически чистых ягод и овощей очень хочется. Насчёт белка из насекомых – не уверена, что рискну купить данный продукт, будь он хоть в десять раз полезнее и дешевле животного белка. Мечтаю дожить до того времени, когда мне при помощи дрона пришлют свежую, только что собранную клубнику.

  5. Странное утверждение, что протеины из насекомых станут заменителями животного белка. А насекомые, по мнению автора статьи, кем являются, растениями? Насекомые тоже животные, только организация пониже. Интересная идея насчет выращивания куриного мяса без вреда для кур. Ассоциируется с производством крабовых палочек, при создании которых не пострадал ни один краб. А уж упаковка: биоразлагаемая и съедобная, это вообще замечательная идея! Значительную часть мусора занимает именно упаковка.

  6. Мне кажется, именно за городскими фермами будущее. Причем за теми фермерами, которые сделают ставку на этичное производство (упаковка, минимум отходов и выбросов, органика). Насчет инновационных продуктов, наверное, должно смениться несколько поколений, чтобы потребители смогли спокойно реагировать на белок из насекомых и прочие новшества. Нет, уже сейчас есть энтузиасты, готовые это пробовать, но о массовом благожелательном восприятии рано говорить.

  7. Интересно. А есть ли в этом необходимость? Раньше люди ели обычную пищу, обходясь без современных, передовых технологий. Возможно, это — очередной способ заработка. Нужно как-то получать деньги… Государства будут тратить огромные деньги на развитие этого проекта, а есть ли толк?

  8. Я много раз слышала о выращивании мяса в пробирках, когда берут часть мышечной ткани и получают отличное мясо без вреда для животных, о протеине из насекомых и биоразлагаемых упаковках. Но я даже представить не могла, что эта сфера настолько обширна и уже развивается по всему миру.

    Что касается Фудтеха как идеи для стартапа, то я думаю, что это довольно перспективное направление. В России, можно попробовать развивать идею растительного мяса, а также вертикальных ферм, которые позволяют выращивать больше продукции, при этом, не нанося вред природе. На мой взгляд, сейчас самое время для того, чтобы начинать заниматься подобным бизнесом.

    Так как много людей начинают придерживаться ЗОЖа и вступают в ряды GreenPeace. И это отличная возможность не только заполучить успех на мировом рынке, но и способствовать сохранению природных ресурсов и экологии, привлекая всё больше и больше людей.

  9. Идея по поводу белка из насекомых, честно говоря, кажется мне омерзительной — сразу вспоминается сцена из фильма «Сквозь снег». А вот технология биопечати клеточного куриного мяса уже интереснее. Надеюсь, на вкус это будет как настоящая курица, а не соя с «ароматизатором, идентичным натуральному» 🙂
    Что же касается тенденции экологичной и биоразлагаемой упаковки, то это и вовсе прекрасно. Если этот рынок будет также успешно развиваться, возможно, в будущем удастся свести использование пластика к минимуму.

  10. Честно сказать, несколько «пугают» грядущие преобразования и нововведения. Если концепцию вертикальных ферм я ещё как-то могу поддержать, то с растительным мясом дела обстоят иначе.

    Всё сводится с одной стороны к экономии ресурсов планеты, но на самом деле, мне кажется, большую роль играет дешевизна технологий для производителя. О людях и их здоровье мало кто думает.

    Сколько лет должны проводиться испытания, чтобы начать выращивать безопасное мясо в пробирке? Это не двух лет дело, а его уже того и гляди в продажу запустят. Страшно.

  11. Из статьи узнала о существовании многих до этих пор не известных фирм и продуктов. Из чего следует, что в небольших городах, по всей видимости, они не представлены, а жаль.

    Хотелось бы попробовать вегмени, водорослевый протеин и протеин из воздуха («Solar Foods при помощи электричества разбивает молекулы водяного пара — так образуется водород.

    Углекислый газ становится источником углерода, а вместе результаты этой реакции позволяют размножаться бактериям, полученным из почвы — в итоге получается вещество, насыщенное белками, жирами и углеводами»).

    Интересно, с каким успехом будут развиваться вертикальные гидропонные установки. Выращенную на гидропонике клубнику лично я нашла слишком водянистой на вкус и в целом почти несъедобной

  12. Меня пугает становящееся массовым помешательство на псевдо-экологии и отказе от продуктов животного происхождения.
    Я понимаю, что компании, которые сосредоточены на производстве всего с приставкой «био», следуют трендам. Ведь есть спрос, значит должно быть предложение.
    Биопечать клеточного мяса, распечатка функциональной еды на 3D принтерах — звучит не просто сюрреалистично, а как-то чрезмерно.

  13. Технологии сегодня являются наиболее востребованным ингредиентом в нашем рационе, о чем свидетельствует рост инвестиций в инновационные проекты и компании, например, связанные с пищевыми технологиями, со стороны мировой агропродовольственной промышленности. Сектор стремится адаптироваться к меняющимся временам и удовлетворять потребности все более требовательных потребителей с более здоровыми и устойчивыми пищевыми привычками.
    Фудтех охватывает все эти темы. Однако это не естественное предположение, что пищевая и технологическая промышленность будут дополнять друг друга. Тем не менее, давно назревшее сотрудничество создало новаторскую отрасль, которая гарантирует, что мы стремимся к более устойчивому будущему.