Авторынок России: «Ушли, чтобы вернуться?» Возвращение «забугорных» автобрендов: мечты vs суровая реальность


Авторынок России: "Ушли, чтобы вернуться?" Возвращение «забугорных» автобрендов: мечты vs суровая реальность

Российский авторынок вновь муссирует тему: а что, если мастодонты мирового автопрома снизойдут до возвращения на наши просторы? Эксперты, впрочем, вежливо напоминают: рассчитывать на всеобщий парад иностранных «железных коней» в массовом сегменте — слегка наивно. Особенно если учесть, что отечественный авторынок сейчас больше напоминает спящего медведя после сытного обеда.

Цифры, как водится, беспристрастны: продажи новых легковушек в марте 2025-го рухнули на 46% (до 79,8 тыс.), а в феврале — на скромные 25% (до 78 тыс.). Словно покупатели, затаив дыхание, ждут, когда же в салонах материализуются «те самые» логотипы. Пока же в топе — наша скромная гордость Lada (27,7% рынка) и китайский «десант» — Haval, Chery и компания, которые дружно отхватили 46,3%.

Сергей Целиков из «Автостата» с деликатностью дипломата замечает: отечественные автолюбители, видимо, устроили саботаж, упорно грезя о возвращении «старых знакомых» из Европы, Японии и Кореи. Мол, зачем покупать «здесь и сейчас», если можно помечтать о Mercedes завтрашнего дня? Правда, эксперт тут же охлаждает пыл: в ближайшей перспективе эти сладкие грёзы вряд ли материализуются.

Но геополитика, как капризная невеста, вносит свои коррективы: в кулуарах всё чаще шепчутся о возможном реванше иностранных гигантов. Вопрос только — кто из них рискнёт сыграть в «русскую рулетку» с текущими реалиями?

Пока же авторынок, похоже, решил притормозить и посмотреть, чем закончится этот сериал под названием «Возвращение».

Авторынок на паузе, или нет..

Когда-то российские дороги напоминали автокаталог НАТО: корейские Kia и Hyundai, французский Renault, немецкий Volkswagen и японская Toyota дружно делили 67% рынка. Но в марте 2022 года они эффектно хлопнули дверью, оставив после себя 67% доли рынка и недоумение местных автолюбителей. Корейцы, правда, уходя, бросили: «Мы ещё вернемся!» — но пока лишь перешептываются с дилерами в Дубае (Toyota, это про вас).

На опустевшей «авто-поляне», как грибы после дождя, выросли китайские бренды. Если в 2021-м Поднебесная скромно занимала 10% российского авторынка, то к 2025-му китайцы захватили уже 85% — видимо, по принципу «свято место пусто не бывает». Теперь Chery, Haval и Geely — новые короли российских дорог, а их логотипы светятся ярче, чем неон в московских ТЦ.

Но не все так просто. Покинувшие рынок бренды начали подавать робкие сигналы: Hyundai и Kia, по слухам, уже рисуют планы продаж на 2025 год, а Toyota таинственно упоминает «две модели для РФ» — вероятно, кроссовер и седан, но детали хранит, как государственную тайну.

Впрочем, российские власти встречают эти намёки без фанфар: «Обниматься не будем, но поговорить готовы», — заявили в правительстве, поправляя свод законов толще книги «Война и мир».

Условия возвращения зарубежных автобрендов

  • Только в союзе с местными производителями (россияне — главные в тандеме).
  • Патенты и технологии — в общий котёл (никаких «ноу-хау в карман»).
  • Сборка — максимально локализованная (читай: хоть руль с дерева вырезай, лишь бы не импортный).

А ещё правительство подкрутило «налог на роскошь» для импортных авто: к 2030 году за машину с двигателем 2-3 литра придётся выложить 3,29 млн рублей — это примерно как купить квартиру в провинции, но ездить будет веселее.

Китайцы, между тем, нервно курят в сторонке. Половина из них, по слухам, уже собирает чемоданы: бренды вроде Oting и SWM не выдержали конкуренции даже с собой же. «Склады забиты, кредиты дорогие, народ экономит на всём, даже на ароматизаторах в салон», — вздыхают дилеры.

Кто вернётся первым? Ставки принимаются

Корейцы — им проще, ведь Южная Корея не так рьяно поддерживает санкции. Да и Solaris с Rio — как старые добрые джинсы: дёшево, удобно и «ах, как мы по вам скучали».

Renault — французы сохранили право выкупить заводы до 2028 года, но потеряли московский завод-гигант. Видимо, придётся вербовать местных инженеров, чтобы те объяснили, как собирать Logan из подручных материалов.

Премиум-бренды (Mercedes, BMW) — их ждут, как дефицитный шоколад в 90-е. Богатые клиенты устали от «параллельного импорта», а китайцы пока не научились делать машины с «немецким характером».

А вот бюджетным моделям путь заказан. Китайцы уже оккупировали нишу дешёвых седанов, так что возвращение, скажем, Volkswagen Polo выглядит примерно как попытка отобрать мороженое у ребёнка — чревато истерикой и ценовой войной.

Прогноз российского авторынка на 2027 год

  • Китайцы — 50-55% рынка (если не передумают).
  • Возвращенцы (корейцы, европейцы) — до 30% (при условии, что найдут общий язык с законами и локализацией).
  • Российские бренды — 15-20% (надежда на то, что «Лада» наконец перестанет скрипеть пластиком).

В итоге:
Российский авторынок сегодня напоминает ток-шоу, где бывшие участники пытаются вернуться, но их место уже занято новыми фаворитами. Ставки высоки, правила жёсткие, а зрители (покупатели) ждут, кто первым предложит им «авто мечты» — желательно с гарантией и без санкций в комплекте.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *