Для продвижения в интернете российские компании обращаются к digital-агентствам. Однако результаты маркетинговых мероприятий чаще всего разочаровывают заказчиков. Сейчас на слуху такое мнение (и даже у экспертов рынка) — что «digital-рынок давно мертв». Так что же онлайн-маркетологи делают неправильно и есть ли какие-то эффективные альтернативы привычному формату интернет-маркетинга — попробуем разобраться.
Содержание:
Типичные услуги digital-агентств
Среднее цифровое агентство предлагает «полный спектр услуг». В список обычно входят:
1. Работы, связанные с сайтом или онлайн-магазином предпринимателя — дизайн, разработка, наполнение, продвижение в поисковых системах.
2. Нейминг, брендинг, позиционирование, создание фирменного стиля, разработка упаковки и полиграфический дизайн.
3. Репутационный маркетинг, email-рассылки, SMM и др.
На первый взгляд, перечень услуг кажется впечатляющим. И это самый основной набор, большинство агентств включают в него дополнительные опции: интеграцию с 1С, настройку CRM, разработку философии бренда, контент-маркетинг, крауд-маркетинг и маркетинговый аудит — список можно продолжать до бесконечности.
При этом за последние годы отношение российского бизнеса к digital-агентствам стало двояким. С одной стороны, интернет-маркетологи все еще имеют репутацию «специально обученных людей», которые волшебным образом могут вывести сайт компании в топ поисковых запросов, привести сотню тысяч подписчиков в соцсетях и обеспечить миллион просмотров на Ютубе.
С другой стороны, многие компании, потратив немалые деньги на гонорары интернет-маркетологам, уже убедились в полной бессмысленности этих показателей «продвижения», потому что никакого ощутимого роста продаж не случилось — в лучшем случае от сотрудничества с диджитал-агентством остались заурядный сайт, страница в VK, аккаунт в Инстаграме и канал в Телеграме, на которые подписано несколько тысяч ботов.
Почему услуги цифровых агентств не работают
Бюджет освоен, цифровые гуру предоставили все необходимые отчеты — трафик вырос, позиции в выдаче — тоже, количество заявок, комментариев и отзывов благодарных клиентов тоже выросло — причем феноменально. Не выросли только реальные продажи.
В этом противоречии нет никакой мистики. Парадоксальный разрыв между отчетами и реальностью связан с двумя специфическими для российского интернет-маркетинга факторами:
- ограниченной компетентностью агентств;
- отсутствием реальной интеграции с бизнесом заказчика.
Таким образом, в неудовлетворительные результаты digital продвижения делают вклад обе стороны — бизнес не предоставляет агентствам никакой по-настоящему интересной, уникальной, инсайдерской информации о своей деятельности; агентства выполняют набор шаблонных работ, не интересуясь реальными потребностями, спецификой и уникальностью продуктов компании.
Цель компании при обращении к цифровым маркетологам — полностью снять с себя заботы о рекламной онлайн-кампании; цель агентства — продать бизнесу свои самые дорогие услуги.
Еще хуже результаты оказываются при обращении к агентству, которое работает не просто по шаблону, одинаковому для всех заказчиков, но к тому же еще использует не самые добросовестные методы:
- выдает дешевую WordPress тему за дизайн дорогого и уникального сайта;
- покупает отзывы, комментарии, подписки и лайки на биржах SEO-продвижения;
- заказывает контент у некомпетентных копирайтеров;
- использует сервисы массовой подписки с ботами.
Признаки некомпетентного digital-агентства
Порог входа на рынок цифрового маркетинга очень низкий — достаточно сделать соответствующий сайт или профиль в соцсети. Оценить профессионализм онлайн-агентства гораздо сложнее, чем определить надежность офлайновой PR-компании с реальным офисом, штатом сотрудников и открытой финансовой отчетностью.
Словом, в качестве digital-агентства себя может позиционировать любой фрилансер, который в лучшем случае прошел несколько бесплатных онлайн-курсов по установке тем на WordPress, настройке таргетированной рекламы и SMM.
Следующие признаки указывают на то, что агентство не планирует подходить к задаче ответственно:
1. Заказчику не назначают персонального менеджера по кампании.
2. Действующую до обращения в агентство кампанию предлагают отключить, ссылаясь на ее неэффективность как довод в пользу собственной компетентности.
3. Исполнитель берется за настройку контекстной рекламы, но не запрашивает портрет целевой аудитории заказчика.
4. Клиенту предлагают увеличить количество переходов на сайт, но не число реальных заявок, закончившихся покупкой продукции или услуги. Пример: на бирже социального продвижения Qcomment всегда есть масса заданий, которые предусматривают переход на сайт и телефонную заявку в офис компании. Разумеется, такие предоплаченные заявки никогда не закончатся приобретением товара.
5. Маркетолог не может ответить на вопрос, насколько эффективной будет таргетированная кампания, если у большинства пользователей из ЦА установлены плагины для блокировки рекламы в браузере.
6. Исполнитель предлагает увеличить количество положительных отзывов на продукцию, но не запрашивает образцы товаров для бесплатного предоставления рецензентам.
7. Агентство не предоставляет тексты объявлений и ключевые слова на утверждение заказчика.
Как выбрать добросовестное digital-агентство
Количество текстовых и видео-отзывов на сайте агентства — не самый надежный показатель. Однако у компетентных исполнителей есть и другие, безошибочные индикаторы добросовестности:
- вознаграждение привязано к результативности и эффективности кампании (KPI);
- персональный менеджер детально и скрупулезно выясняет подробности о продуктах, сервисе, услугах заказчика;
- у агентства всегда наготове отчеты о проведенных этапах работ.
Альтернативные подходы
Стратегия даже самого добросовестного агентства может оказаться недостаточно эффективной. Это связано с традиционным, устаревшим подходом к проведению маркетинговой кампании. Новейшая альтернатива обычному цифровому маркетингу — система взлома роста (growth hacking).
Digital-агентство, работающее по технологии взлома роста, всегда действует на опережение — в противоположность отработанным шаблонам устаревших цифровых маркетологов. В рамках growth hacking агентство систематически, быстро и непрерывно тестирует различные гипотезы, которые могут привести к росту продаж заказчика. Если гипотеза доказала свою эффективность — она превращается в тактику, но только до тех пор, пока ее эффективность не начинает снижаться.
С точки зрения бизнеса, есть еще одна альтернатива обращению в цифровое агентство. Это создание собственного подразделения по онлайн-продвижению — или назначение отдельного сотрудника для небольшой компании.
Штатный digital-маркетолог может работать в режиме взлома роста эффективнее и оперативнее, чем сторонний специалист — благодаря непосредственной связи с производством, технологией, спецификой продукта. Кроме того, сотрудник связан договором о неразглашении конфиденциальной информации.
Штатный или сторонний, идеальный специалист по цифровому маркетингу всегда стремится работать в качестве структурного подразделения компании; подбирает инструменты, исходя из потребностей заказчика; на всех этапах руководствуется портретом ЦА продукта.
То, что Диджитал-агенства халтурно подходят к своей деятельности — это, конечно, бесспорно. Чего только стоит искусственная накрутка посещений на сайт через всякие биржи.
Но с другой стороны, многие компании, приходя к данным услугам, пытаются всячески сэкономить бюджет на оплату продвижения и маркетингового развития, а зря, ведь эффективное продвижение занимает очень много ресурсов и не может быть дешевым априори.
Вот таким образом эти партнеры друг друга обманывают, обваливая в итоге рынок диджитал агентства.
Сегодня большое множество курсов и онлайн-школ, которые этому интернет-маркетингу обучают и получают на этом хорошие деньги. Дело то всё в том, что обучают они кучу людей, но вся эта куча не станет первоклассными специалистами.
Они получат посредственные знания и с этими некачественными умениями подадутся предлагать свои услуги. Новички возьмут недорого за свою работу, покажут свой сертификат специалиста и их успешно наймут, так как экономить любят многие. Но специалист-недоучка хорошо никогда не сделает и на том уровне, на котором это сделает реальный спец со стажем. Думаю, именно в этом и заключается провал этих Digital-агентств.