Взрывным ростом в 2020 году рынок электронной коммерции обязан пандемии: покупатели просто вынуждены были переключиться на онлайн шоппинг. Маркетинговое агентство Infoline по итогам года оценило объем российского рынка онлайн коммерции в 2,7 трлн рублей, что на 34% превышает показатели 2019 года.

Основные тренды e-commerce

По оценке Data Insight, за время пандемии онлайн продажи в России выросли на 40%, и теперь охватывают 60-65 млн человек. По мнению экспертов, пандемия многократно ускорила развитие e-commerce: путь, который в обычное время занял бы не менее 10 лет, онлайн торговля преодолела за 1 кризисный год. Новые тренды в электронной коммерции в основном связаны с посткризисными экономическими реалиями.

Логистика и фулфилмент

Потребители ожидают от онлайн ритейлеров высокий уровень сервиса – по аналогии с офлайновым магазином, где любой товар можно оценить лично и получить мгновенно. Проактивный сервис в 2021 году из преимущества станет необходимостью. Поэтому на первое место выходят:

• полное соответствие товаров описаниям в карточках;
• обслуживание клиентов в режиме 24/7;
• максимально быстрая и недорогая курьерская доставка;
• бесплатный сервис по обмену товаров;
• наличие сети постаматов.

Интерактивность

Совершая покупки в онлайн магазине, потребители скучают по реальным ощущениям при выборе товара. По этой причине стремительно набирает новый формат «магазина на диване», live commerce – комбинация рекламного стрима и продаж в реальном времени с участием влиятельных инфлюенсеров.

В ближайшее время лайвстрим шоппинг обогатит пользовательский опыт за счет использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Другие интерактивные тренды 2021 года:

• использование чат-ботов;
• внедрение голосовых помощников;
• применение технологий искусственного интеллекта.

Многие маркетплейсы уже опробовали высокие технологии. Так, на платформе Lamoda внедрили виртуальную примерку обуви, что повысило конверсию на 9% и сократило время выбора на 15%. «Сбербанк» предоставляет пользователям 3 виртуальных ассистента на выбор – у каждого из них разный «характер». Голосовой помощник включит нужный фильм, закажет попкорн из «Самоката» и предложит купить платье, идентичное наряду киногероини.

Экологичность

Мода на осознанное потребление и ЗОЖ продолжает влиять на онлайн торговлю: покупатели все чаще обращают внимание, из каких материалов сделана упаковка, и можно ли получить скидку на новую вещь, если вернуть старую (как в ИКЕА и H&M). Расширение ассортимента за счет эко и ЗОЖ товаров, прием упаковки или использованных вещей на переработку положительно скажутся на репутации и продажах любого онлайн ретейлера.

Сложный маршрут

Адаптация сайта магазина под смартфоны и планшеты уже должна быть в списке завершенных задач, поскольку близится время решения действительно сложных проблем. Среди них – распространение умных устройств, с которых будет начинаться процесс оформления заказа.

В 2021 году поисковый трафик, помимо десктопного и мобильного, будет учитывать посещения из Smart TV, умных гаджетов и бытовой техники. Покупатели теперь начинают процесс приобретения в телевизоре или фитнес-браслете, а заканчивают в Инстаграме – или в офлайновом магазине.

Границы между онлайн и офлайн продажами стираются – крупные маркетплейсы часто открывают обычные магазины. Небольшие интернет-магазины обзаводятся шоу-румами и поп-ап бутиками. При этом офлайновые ритейлеры переносят большую часть оборота в интернет.

Омниканальные продажи

Успешные онлайн ритейлеры в ближайшее время перейдут на многоканальные продажи. Потребители предпочтут продавца, у которого товар можно купить любым удобным способом – на сайте, в соцсети, в мобильном приложении, в офлайновом шоу-руме – при этом формат покупки не будет значительно сказываться на стоимости. Внедрение продаж по всем каналам потребует значительных инвестиций в логистику и информационную систему ритейлера.

Новые технологии автоматизации

Традиционные средства автоматизации не отличаются гибкостью, присущей человеческому интеллекту – однако содержание штата онлайн мерчендайзеров, аналитиков и контент-менеджеров быстро истощит бюджет любого интернет-магазина. Поэтому в ближайшие годы штат контент менеджеров и комплект парсеров заменят разработки на основе машинного обучения и анализа больших данных.

Нейронные сети возьмут на себя самые сложные и трудозатратные операции по анализу пользовательских предпочтений, наполнению карточек товаров, контролю складских запасов и мониторингу статуса заказов. В результате онлайн магазин будет соответствовать важнейшим трендам 2021 года – персонализации, улучшению пользовательского опыта и максимальной автоматизации.

Направления и факторы роста

Специалисты Infoline предсказывают российскому рынку рост за счет расширения продаж в регионах, поскольку до сих пор уровень проникновения электронной коммерции в провинциальных городах и поселках не превышает 3,6% и 2,5% соответственно, в то время как для Москвы и Санкт-Петербурга показатели составляют 15,2% и 10,5%.

С другой стороны, многие региональные предприниматели, потерявшие привычные каналы сбыта из-за кризисных ограничений, тоже переключились на продажи онлайн, что внесло и будет вносить вклад в развитие отечественного электронного рынка.

Главные факторы развития российской онлайн коммерции – растущие инвестиции ведущих игроков в инфраструктуру логистики и фулфилмента. Кроме того, на рост онлайн продаж влияет развитие цифровых экосистем и супераппов.

Прогнозы

Данные Infoline показывают, что самый высокий рост в 2020 году показали онлайн продажи продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса: объем реализации составил 450 млрд рублей против 210 млрд в 2019 году. Есть все основания полагать, что к 2025 году объем продаж товаров в этих категориях вырастет до 2,3 трлн рублей.

По итогам 2020 года большая часть онлайн продаж в сегменте продуктов питания и повседневных непродовольственных товаров пришлась на маркетплейсы:

• Ozon;
• X5 Retail Group;
• «Утконос»;
• Wildberries;
• «Сбермаркет».

Однако в 2021 ТОП-5 игроков может измениться – «Сбербанк» планирует открытие нового маркетплейса – универсального и многокатегорийного, на основе «Сбермаркета» и других компаний из собственной экосистемы – «Самоката» и «СберЛогистики».


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *