Нет сомнений, что текущий экономический кризис беспрецедентен. К нему никто не был готов, четкой инструкцией выхода из таких ситуаций делиться тоже некому. А на фоне всеобщей паники предпринимателей и управленцев, легко попасться на удочку очередного прогрева инфобизнесмена. О том, в чем “соль” их курсов и почему эти знания не спасут ваш бизнес — рассказываю в этой статье.

“Внедрите эту методологию, чтобы увеличить прибыль”

Эксперты, продающие свои курсы и марафоны, были еще до текущего кризиса. Но главное отличие того, что происходит сейчас от того, что было раньше — это отсутствие системности. Если раньше они прогревали свою аудиторию и делали запуски строго по графику (раз в два-три месяца, например), то сейчас антикризисные вебинары продаются практически беспрерывно. Многие бизнес-эксперты завели себе Телеграм-каналы, настроили чат-ботов, снимают ролики на YouTube, где активно продают свои инфопродукты.

Я часто наблюдаю у них призывы “узнайте и внедрите эту методологию, чтобы увеличить прибыль” или “обойдите своих конкурентов, применив знания, которые мы дадим на вебинаре” и т.д. Это те “боли”, на которые они делают акцент в текущей экономической ситуации, и, надо признать, это эффективно работает.

При этом, я не могу сказать, что инфокурсы совсем уж бесполезны. Они дают общее понимание того, какие инструменты можно использовать, например, для повышения эффективности отдела продаж. Но с большой вероятностью, даже если вы их внедрите, это не приведет к результату потому что на бизнес нужно смотреть комплексно. “Починив” какой-то один отдел, может обнаружиться проблема в другом, которая приведет к поломке всего механизма под названием “бизнес”. И вы будете бесконечно проходить новые курсы, которые ни к чему не приведут.

Важно понимать, что когда специалисты по построению отделов продаж, маркетингу и т.д. продают свои марафоны и курсы, то они нацелены на массовые продажи. На них даются общие, рекомендательные и шаблонные инструменты. Да, они дадут вам азы, но проблему бизнеса это не решит.

Чаще всего такие курсы состоят из набора выступлений знаменитых спикеров с абстрактными темами. Обычно это что-то вроде “Современные инструменты маркетинга”, “Какие ошибки совершают современные предприниматели” “Система контроля подчиненных”, “Как мотивировать команду” и т.д. На самом деле, это все поверхностные знания, а гораздо больше инструментов можно узнать из профильной книги, которая не будет стоить 50, 100 или 300 тысяч рублей в отличии от курсов.

Безусловно, фундаментальные знания по бизнесу нужно иметь каждому предпринимателю, но не менее важно — иметь детальную дорожную карту развития компании. Придя на вебинар, где вам дадут, к примеру, 45 инструментов для увеличения продаж, их надо внедрять. Но как вы определите, какой именно инструмент приведет вас к результату? Что из этого подходит вашей нише? А вдруг есть проблемы, невидимые глазу, которые тянутся из другого отдела? Как их найти? Ответы на эти вопросы на “массовом” курсе вы не найдете, а дорожная карта “застопорится”.

Почему обращаться к бизнес-консультантам лучше, чем покупать курсы?

Все дело в индивидуальной работе. Идя на курс, вам дадут общую информацию, но без разбора вашего личного случая. В решении же бизнес-задач нужен индивидуальный подход, комплексный взгляд и глубинные исследования. Чтобы понять, сработаетесь вы с человеком или нет, почти все бизнес-консультанты предоставляют бесплатную установочную сессию, во время которой выясняют проблемы вашего бизнеса, а вы смотрите на человека: то, как он мыслит, что предлагает и принимаете решение сотрудничать или нет, есть ли у вас “химия”.

Бизнес-консультант погружается в ваш бизнес и на выходе вы получаете большую детализированную дорожную карту с указанием “болевых точек” бизнеса и приоритетностью внедрения каждого этапа для решения проблемы. В каждом этапе также расписываются нужные вам инструменты и последовательность действий. При этом, вам совсем необязательно выкладывать сразу же, условно, 3 млн. рублей, чтобы довести все бизнес-процессы до идеала. Можно двигаться поэтапно, выделяя под решение каждой задачи n-нную сумму денег по мере поступления прибыли.

Купив недорогой (но, как правило, дорогой) курс у какого-эксперта вы, вероятнее всего, спустите деньги в трубу. И аргумент того, что это просто дешевле, чем нанимать бизнес-консультанта, неправда. У всех, кто занимается пусть и небольшим, но прибыльным бизнесом, есть деньги на то, чтобы развиваться. И если вы хотите вывести компанию на новый уровень и начать больше зарабатывать, то никакой курс вам здесь не поможет — на нем дают общие рекомендации без погружения в конкретно ваш случай.

Такой поверхностный подход можно видеть на вебинарах экспертов. Обычно в комментариях во время трансляции они просят написать город и вид бизнеса. И мне всегда забавно наблюдать, что одну и ту же информацию дают как для салона красоты из Сочи, так и шиномонтажной из Екатеринбурга, digital-агентству из Москвы и т.д.

Будем откровенны: владельцы малого бизнеса с небольшим оборотом денег не ставят себе высоких гуманистических целей. Все хотят одного — денег. Потребности приносить пользу обществу или быть экологичными появляются уже после того, как бизнес начинает стабильно оборачивать и зарабатывать большие суммы — все по пирамиде Маслоу. И если вы находитесь на той стадии, где первостепенную ценность имеют деньги — нужно идти именно к бизнес-консультанту, который проведет подробный анализ вашего бизнеса, найдет точки роста и составит дорожную карту именно под вас.

Приведу пример: у моего знакомого из Санкт-Петербурга есть неплохой бизнес по изготовлению бетонных конструкций для интерьера для ресторанов, баров, отелей и т.д. Когда я был у него на производстве, он жаловался, что никак не может выйти из “операционки” и ручного управления. Он прочитал десятки книг, прошел столько же бизнес-курсов, но все время находились какие-то несостыковки, которые мешали решить проблему. Очевидно, что в таком случае ему нужен специалист, который “окунется” во все отделы, проведет анализ и аудит и выдаст конкретные шаги. Деньги, которые он суммарно потратил на все курсы, могли бы уже решить проблему, просто найми он грамотного консультанта. Остановимся подробнее на ценах.

На рынке бизнес-консультирования, как правило, стоимость услуг рассчитывается из понятия “человеко-часов”. Например, на опросную беседу с собственниками бизнеса, где изучаются цифры, отчеты и аналитика, уходит примерно три часа. Затем консультант общается с ключевыми сотрудниками каждого отдела, чтобы выяснить на что уходит рабочее время, что мотивирует или не мотивирует и т.д. Допустим, это еще шесть часов. После этого создается дорожная карта, на которую уходит, в зависимости от масштабов бизнеса и задачи, к примеру, три рабочих дня — это еще 24 часа. Затем анализ и снова опросная беседа и т.д.

Конечный результат работы бизнес-консультанта — это презентация проекта с пошаговыми этапами что и как нужно внедрить, убрать, модернизировать и т.д. конкретно в вашем бизнесе. Все, что остается сделать владельцу — это следовать дорожной карте, которая и приведет к решению задачи (увеличить прибыль, выйти из “операционки” — это уже все индивидуально).

И здесь встает вопрос: что лучше конкретно для вас? Нанять бизнес-консультанта, который погрузится в ваш бизнес и составит план под решение задачи или записаться на курс, где вам просто предоставят рабочие инструменты решения какой-то проблемы. Но какой конкретно инструмент подойдет именно вам, на курсе не объясняют. Также может (и вероятнее, всего, будет) произойдет ситуация, что вы применили какой-то инструмент, но он не решил проблемы потому что в каком-то другом отделе неправильно настроены процессы, а они тоже является частью звена большого механизма.

Просто вы эти проблемы не видите. Только комплексный взгляд на бизнес позволяет увидеть общую картину и обнаружить “узкие горлышки”, которые требуют перестройки. Заплатить, условно, 300 тысяч рублей за работу бизнес-консультанта и, с большой вероятностью, решить проблему или пройти курс за 70 тысяч рублей и все равно остаться на прежнем уровне, каждый решает для себя сам.

При этом, я не могу утверждать, что консультант, который берет за час своей работы 10 тысяч рублей лучше того, кто берет 5 или хуже того, кто берет 100 тысяч. На этом рынке нет средних ценников и каждый сам устанавливает стоимость, за которую ему комфортно работать. Но при найме консультанта, важно найти время для общения с его бывшими заказчиками, поинтересоваться могут ли они рекомендовать его лично. Не стесняйтесь брать контакты клиентов вашего потенциального бизнес-консультанта.

Также я советую не обращаться к тем, кто специализируется на какой-то одной области. Знаю, что некоторые мои коллеги смотрят на бизнес клиента очень узко: финансист скажет, что проблемы в финансах, а маркетолог, что в маркетинге. Да, такие специалисты, безусловно, “подлатают” дыры в этих отделах, но важно понимать, что компания — это живой организм, где все взаимосвязано.

Если не найти “дыру” в каком-то подразделении, она обязательно отразится на работе всей компании и механизм будет слабо функционировать. Хорошо, когда бизнес-консультант может смотреть на бизнес комплексно, но для выявления более узких проблем приглашает доверенных специалистов, которые проводят глубинный анализ уже определенных отделов и выдают решение для этого “участка”.

Объем рынка инфопродуктов в России занимает лидирующие строчки во всем мире. Нам кажется, что на марафоне, курсе или вебинаре эксперты дадут “волшебную таблетку”, которая решит все проблемы. Но это не так. Как в жизни, так и в бизнесе, для достижения конкретного результата нужен индивидуальный подход. Только глубинное погружение в бизнес-процессы и разработка персонального плана по устранению проблемы могут привести к результату. А курсы — это хорошая возможность увидеть общую картину и сложить понимание того, как и что должно работать в теории.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *