Миф о «компаниях из гаража» довольно распространен в IT-среде, но является скорее сказкой, чем руководством к действию. И не только потому, что наукоёмкий и технологический бизнес всегда затратен. Люди, которые всего добились сами и на коленке построили успешный бизнес возможно и есть, но их мало кто видел.

А обычному стартапу нужна экспертиза и вложения. Молодому предпринимателю, который чаще всего работает один, получить все это можно только извне. И на это работают целые социальные институты поддержки.

Бизнес-акселераторы, частные инвесторы, венчурные фонды — кто это, чем отличаются и что они могут дать.

Бизнес-акселераторы

Акселератор означает «ускоритель», что иллюстрирует сам принцип: акселератор — это площадка, которая берёт стартапы «на вырост» и ускоряет их развитие.

Суть акселератора не сколько в инвестициях (если они есть, то небольшие., а в сильной образовательной программе, консультационной поддержке и возможности получить связи. Если с резидентами программы работают эксперты, которые не раз и не два работали со стартапами, то такое менторство по эффективности может быть полезней инвестиций.

По сути бизнес-акселератор можно сравнить со сторонней компанией, которая оказывает услуги бизнесу. Только если в рекламной компании вы нанимаете пиарщиков и маркетологов, то в бизнес-акселераторе — экспертов.

Многие известные стартапы прошли эту школу. В случае с гигантами типа Reddit, Airbnb (привлекли более $4.4 млрд инвестиций), Dropbox (вышел на IPO по оценке в $9.2 млрд), Disqus речь идет о самом известном акселератор Y Combinator. Второй по известности — 500 Startups — вырастил сервис рассылки e-mail SendGrid, SMS-уведомления Twilio (вышла на рыночную капитализацию в $2,4 млрд сразу после IPO), а также Grab, Canva ( в 2020 году получил новый раунд инвестиций на сумму $60 млн, сама компания была оценена в $6 млрд) и украинский GitLab ( за прошлый год оценка выросла более, чем в два раза — до $6 млрд).

Но большинство акселераторов — это скорее про связи и крохи инвестиций, чем про серьёзные вложения. Более того, участие во многих из них стоит денег, а по итогам программы берут не всех.

источник: ru.freepik.com

Корпоративный акселератор — это акселератор на базе большой компании. От остальных отличается тем, что в их случае успеха стартап получает инвестора и партнера в лице самой корпорации, если разрабатывает продукт, который можно интегрировать в её основной бизнес (например, финансовый конгломерат ABN Amro и мобильное приложение для управления личными финансами Tink, одним из инвесторов которого он является).

От бизнес-инкубатора акселератор отличается более точечной и интенсивной образовательной программой, наличием инвестиций и более высоким порогом вхождения. Иногда для того, что попасть в бизнес-инкубатор достаточно заполнить анкету и акцент идёт на общую образовательную программу, взаимодействие, общение и базу для развития стартапа (например, аренду офиса на льготных условиях).

Венчурные фонды

Фонды, вкладывающий активы в стартапы на начальном этапе их создания. Они занимаются не портфельными (пассивное владение ценными бумагами), а стратегическими инвестициями в контрольные пакеты акций и доли стартапов. В отличие от акселераторов венчурные фонды обычно представляют собой совместно работающую группу инвесторов, которые не всегда берут на себя нагрузку «вести» стартап или заниматься менторством молодого предпринимателя (особенно если речь идёт о больших вложениях).

Венчурный капитал по своей природе инвестирует в новые предприятия с высоким потенциалом роста, но также с достаточно значительным риском, который отпугивает банки.

источник: ru.freepik.com

Большинство стартапов прогорает, но 10% оказываются настолько выгодными, что покрывают издержки и приносят миллиардную прибыль.

В своё время партнер американского фонда Sequoia Capital Джим Гетц удачно вложился в WhatsApp: через несколько лет $60 млн инвестиций вернулись $3 млрд – благодаря покупке WhatsApp соцсетью Facebook.

Фонд Benchmark вложился на ранней стадии в eBay. На тот момент компания стоила $20 млн, вскоре вышла на биржу и спустя два года купленные фондом акции за $6.7 млн., выросли в цене до $5 млрд.

Другой известный фонд Силиконовой долины Lowercase Capital были ранними инвесторами и в Twitter, и в Uber с доходностью свыше 200х.

Фонды оперируют большими суммами, но взамен хотят долю в компании и привилегированные (имеющие дополнительные права и ликвидационные привилегии) акции. Их интересуют не просто проект на предпосевной стадии (который, например, может заинтересовать бизнес-ангела или акселератора), а уже готовый MVP или прототип.

Бизнес-ангелы

Вторым игроком на венчурном рынке являются бизнес-ангелы — одиночные инвесторы. Они располагают меньшими суммами, чем фонды, но плюсы таких инвестиций, что часто это smart money: бизнес-ангелы берут проекты из тех отраслей, в которых работали и разбираются, так что возможно наставничество, консультирование, кураторство и прочая менторская помощь.

источник: ru.freepik.com

Бизнес-ангелы берут проекты на стадиях seed и pre-seed. Вы не получите от них большую сумму (средний чек — менее $1 млн), но и общение можно сложиться куда более неформальное, чем с фондом — без отчетностей и передачи большой доли в проекте. Бизнес-ангелы вкладывают свои средства и поэтому могут проявлять личную заинтересованность в судьбе вашего проекта.

О бизнес-ангелах пишут не так часто и охотно, как о фондах, но в том числе и в России есть свои известные лица «ангельского инвестирования (Александр Бородич, Игорь Рябенький, Игорь Мацанюк)

А десятки компаний с мировым именем на начальном этапе развития были проинвестированы именно бизнес-ангелами, в том числе Amazon, Google, Yahoo, Intel.

Так что предпочтительнее для молодого стартапа?

На самом деле все из вышеперечисленного, но когда дело касается инвестирования, то тут нужно идти по нарастающей.

«На первых стадиях я бы посоветовал писать заявки на гранты. Сейчас программ поддержки достаточно, можно погуглить в интернете и выбрать оптимальную. Получили деньги за грант, отчитались и теперь на эти деньги можно разработать прототип или MVP, который можно будет показать бизнес-ангелам и небольшим фондам. Примерно на этой же стадии можно подать заявку на участие в акселерационной программе. И уже с MVP, привлеченными средствами и полным пониманием, что то вы хотите предложить, которое сформировалось во время обучения, можно идти ловить серьезные инвестиции в фондах покрупнее», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

источник: ru.freepik.com

Суть в том, что вряд ли вы получите все необходимые средства из одного источника — будь то фонд или бизнес-ангел. Более того, бывает так, что фонд даёт какую-то сумму от денег, которые у вас уже есть.

  • «И здесь начинает закручиваться цепочка — вы должны постепенно привлекать все большие суммы и медленно продвигаться, чтобы начать вести диалог со всё более крупными инвесторами» — подытоживает Антон Немкин.

***
Говоря о компаниях из гаража, то когда Стив Джобс и Стив Возняк собирали свои первые компьютеры, то инкубаторов с акселераторами действительно не было, но благодаря активности Джобса ещё в 1977 году Apple получила своего первого инвестора – миллионера Армаса Клиффа Марккулу, а затем попала на радары венчурного фонда Sequoia Capital.

Что было дальше — стало историей. Станет ли историей ваш стартап зависит от удачи, но инвестиции лишними не будут.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Если я захочу раскрутить свой стартап, то где мне искать бизнес-ангелов, бизнес акселератор или венчурный фонд?

    1. Если у Вашего стартапа есть MVP (рабочий прототип) — демонстрируйте стартап конкретно бизнес-ангелам, ну и конечно имеет смысл «стучаться во все двери». Если стартап толковый — то Вас услышат. В акселератор тоже имеет смысл войти

  2. Мне кажется, что со стартапами сейчас случается то же самое, что мы наблюдали во время эпохи доткомов — сначала дикий интерес, а потом его спад. В начале десятых инвесторы насмотрелись как молодые-шутливые типа Цукерберга и основателя Инстаграм поднимали миллиарды и вкладывались в молодых, надеясь на такой же эффект. Сейчас энтузиазм сильно спал, а сами инвесторы (неважно фонды или ангелы) стали в разы осторожней.

  3. Чтобы получить средства на развитие своего бизнеса, у начинающего предпринимателя, кроме идеи, наработок и бизнес-плана, должны быть способности пробивать себе дорогу, коммуникационные навыки, как у Стива Джобса. На мой взгляд, лучше начинать именно с грандов, а следующим шагом — искать своего бизнес-ангела.

    Именно он лучше всего может оценить перспективы дальнейших успехов, разбираясь в конкретной теме. К тому же он сам, скорее всего, прошел непростой бизнес-путь в продвижении своего дела и хорошо представляет все трудности для начинающих, может направить в нужное русло и просчитать, с чем человек сможет справиться сам, а где ему не обойтись без помощи.

    Только где они, эти ангелы? Мало иметь свободные капиталы и уметь разглядеть перспективные разработки, надо еще иметь человеческие качества для поддержки своими кровными другого человека и способность пойти на риск.