За последние полгода бизнес столкнулся с беспрецедентным давлением, которое оказывалось на него со всех сторон: экономические сдвиги, разрыв логистических цепочек, уход с рынка международных компаний и общая нестабильность напрямую отражались на большинстве сфер. Мебельная отрасль не стала исключением. Кризис последних месяцев достаточно сильно повлиял на российских производителей, вынуждая их трансформироваться.
Все мы слышали выражение «кризис – время возможностей», однако, в данном случае будет уместна оговорка: важно помнить о том, что гибкость и способность к быстрой адаптации становятся первоочередными для любой компании, которая хочет не только избежать краха, но и остаться в выигрыше в борьбе за лидирующие позиции на рынке. О том, как это сделать, рассказывает Семенов Александр Львович, генеральный директор фабрики «Кухонный Двор».
Кризисы цикличны, но почему это не так важно
Любая кризисная ситуация, которая не зависит от бизнеса (будь то финансовая, геополитическая или другая конъюнктура), вносит целый ряд поправок в работу. Так было и с кризисом 2022 года, и с пандемией, и с кризисом 2014 года и т.д. Смена парадигмы может прийти в любой момент и абсолютно всё может поменяться. Внешние подвижки вне зависимости от их масштабов и огласки могут стать последними для компании N, если она не будет своевременно подстраиваться под ситуацию.
Потребительский спрос: как его понять
В условиях неопределенности одним из вызовов, с которыми сталкиваются компании вне зависимости от отрасли, становится нестабильность потребительского спроса.
Так, в марте 2022 года, несмотря на ускорение роста цен, волны санкций и ослабления рубля, наблюдался значительный всплеск потребительского спроса. При этом, уже в июне ажиотажный спрос исчерпал себя, что происходило параллельно с замедлением роста цен на ряд товаров. Мебельная отрасль также ощутила на себе эти изменения: в марте мы зафиксировали повышение спроса на свою продукцию на 78% (относительно марта 2021 года), при этом, по результатам июня спрос упал на 36% в соотношении год-к-году. Это говорит о том, что любой компании важно учитывать возможную непредсказуемость поведения потребителя в кризис и стараться ее прогнозировать заранее. Здесь поможет изучение портрета целевой аудитории бизнеса и его финансовой обеспеченности – хорошим инструментом могут послужить опросы покупателей, чтобы иметь возможность подстроиться под нужды потребителя в моменте.
Обратите внимание на своих сотрудников
Команда – это ядро компании, она представляет её основной двигатель и занимается воплощением бизнес-задач в реальность. В период экономической нестабильности часть предприятий зачастую прибегает к сокращениям, однако есть и те, кто прилагает все усилия для сохранения ценных кадров. Второй подход поможет сохранить целостность компании, а также избежать простоев, что особенно важно в условиях быстрого реагирования. Однако, не все так просто: в работе с командой также нужна адаптация.
В связи с этим первоочередной задачей компании стала поддержка и мотивация сотрудников. Кризис оказывает психологическое давление, из-за чего в подобный период важно показать сотруднику, что компания его ценит, поддерживает и нуждается в нем. Особенно это касается руководящих позиций – их занимают «лидеры», за которыми тянется другой персонал, поддержка их мотивации и рабочего духа будет транслироваться на остальную часть команды. Любой кризис приходит к завершению, и кадры, которые пережили его с вами, станут ценнейшим ресурсом.
Два сценария адаптации
Большинство отечественных компаний работает с иностранными поставщиками и закупает материалы за рубежом. В связи с этим, другой проблемой, характерной именно для 2022 года, стал разрыв логистических цепочек, что произошло из-за санкций и бойкотирования российских партнеров. Адаптация бизнеса к подобным условия может идти по двум сценариям:
1) Сценарий №1: быть готовым «еще вчера». К сожалению, пандемия и связанные с ней проблемы с поставками, преподнесли такой шанс многим предприятиям. Крупный бизнес смог частично сгладить эффект от нового кризиса с помощью «заготовок» по итогам прошедших двух лет: наша компания смогла избежать структурных изменений после февраля 2022 г., начав подготовку заранее. Еще 2 года назад мы провели трансформацию управления и общей структуры компании с целью повышения мобильности в принятии решений – без пересечения ответственности и полномочий. Именно это помогло нам в кратчайшие сроки наладить переход на новых поставщиков и создать новые логистические цепочки. Таким образом, важно иметь «запасной план» еще до наступления кризиса, чтобы успеть среагировать быстро и своевременно. Однако, не все компании могут себе это позволить, и для этого существует другой сценарий.
2) Сценарий №2: гибкость и скорость. Если компания ранее не предпринимала про-активных действий «для страховки», то в 2022 году мобилизоваться пришлось абсолютно всем. В случае с мебельной отраслью речь прежде всего идет о смене поставщиков: задача состоит в том, чтобы подобрать новых партнеров, и при этом не потерять в качестве. Так как ситуация на всех рынках примерно одинаковая, высоки риски появления недобросовестных партнеров. Во избежание подобной проблемы необходимо организовать прозрачный отбор по ряду параметров, которые будут соответствовать самым высоким требованиям, а также самостоятельно провести тестирование материалов. В данном контексте уместно присмотреться к отечественным поставщикам, что поможет сократить долю импорта и риски, связанные с доставкой, а иногда и невозможностью проведения транзакций.
Берегите своих франчайзи
Многие мебельные компании работают с франчайзи, и при отсутствии своевременной реакции на кризис, часть удара ложиться на плечи бизнес-партнеров. Такой ситуации необходимо всеми силами избегать: задача компании обеспечить коллег всем необходимым. Когда франчайзинговая сеть расположена в регионах необходимо учитывать ряд особенностей, свойственных как самим франчайзи, так и их покупателям.
— Чувствительность к повышению цен;
— Реальный объем вложений, на которые готов партнер;
— Желание запустить бизнес в короткие сроки.
Компания-франчайзер должна помнить, что от успеха франчайзи во многом зависит ее успех и репутация, в связи, с чем необходимо работать сообща.
Гибкость – залог успеха в условиях неопределенности
При правильном подходе кризис может стать если не временем возможностей, то, как минимум, временем, когда на рынке остаются сильные игроки. Задача любой компании – удержаться на плаву, и параллельно попытаться извлечь из ситуации выгоду. Если вы являетесь представителем отечественного рынка мебели, то стоит действовать быстро и не медлить при принятии решений. Поскольку многие иностранные компании приостановили деятельность или вовсе покинули Российский рынок, то сейчас – время возможностей. Время, когда вы можете доказать покупателям свою способность не только занять место конкурентов, но и соответствовать самым строгим ожиданиям рынка.
Новые комментарии: