В обзоре рассмотрим создание криптовалюты, приведем короткий бизнес-план. Феноменальный успех биткоина и повсеместное использование технологии блокчейна вызывают интерес даже у предпринимателей, далеких от финтеха. Криптовалюта и сопутствующие разработки наподобие NFT-токенов кажутся новым способом сделать деньги из ничего. Насколько сложно запустить собственную цифровую валюту, и есть ли в этом смысл – разберемся в статье.
Содержание:
Плюсы и минусы криптовалют
Перед созданием очередной цифровой валюты стоит взвесить все преимущества и недостатки – они общие для большинства разработок.
Плюсы:
• децентрализация;
• быстрые и неограниченные транзакции;
• низкая стоимость транзакций;
• простота проведения международных сделок;
• прозрачность транзакций и анонимность контрагентов.
Минусы:
• ограниченный прием;
• затраты на маркетинг;
• сложное госрегулирование;
• очень высокая волатильность;
• невозможность отмены транзакций;
• необходимость физического хранения.
Различия между монетами и токенами
Криптовалюты появились 13 лет назад, но до сих пор термины «монета» и «токен» используются как синонимы. Понимание различий поможет выбрать тип цифровой валюты, которая подходит под нужды конкретного бизнеса.
Монеты создаются на собственных блокчейн-платформах. Иными словами, чтобы создать новую монету, подобную Bitcoin, Ethereum, Neo или Emercoin, сначала придется разработать свою платформу – или скопировать действующую.
Токены, напротив, действуют на существующих платформах (чаще всего – Ethereum), применяются для подтверждения и защиты транзакций. По этой причине токены часто используются в качестве смарт-контрактов – для представления чего угодно, от физических объектов до цифрового сервиса. Ближайшая аналогия токена из офлайнового финансового мира – акция компании.
Создание монеты
Запуск новой монеты – достаточно сложная задача, требующая навыков программирования (или привлечения специалистов). Платформу для монеты создают с нуля, либо клонируют. Фреймворки Polkadot и Cosmos позволяют создавать собственные блокчейны с минимальными знаниями в криптографии.
Коды блокчейн-платформ есть в открытом доступе: при желании можно попросту скопировать код биткоина, внести несколько изменений и придумать монете новое название. Такие блокчейны и монеты считаются «форками», почти идентичными копиями существующих разработок. Сеть и монета Litecoin, к примеру – один из 50 форков биткоина.
Создание токена
Разработка токена – более простая задача, но для ее решения, помимо мануалов из сети и технической документации платформы, также потребуются познания в программировании. Токены создаются на основе популярных платформ – Ethereum, NEO и EOS. Репутация и технический авторитет конкретного блокчейна автоматически повышают доверие к токену.
Бизнес-план запуска криптовалюты
Количество криптовалют растет впечатляющими темпами – на портале CoinMarketCap в режиме реального времени доступны данные по 9757 видам цифровых валют. При этом большая часть рынка принадлежит биткоину (41,7%) и эфиру (19,6%). Очевидно, что на популярность и стоимость валюты влияют определенные факторы, которые нужно учесть до начала разработки.
Основные факторы успеха криптовалюты можно сформулировать в виде списка:
1. Идея.
Монета или токен привлекают интерес, если в их основе лежит какая-то интересная идея. К примеру, резкий рост популярности Chia объясняется тем, что валюту позиционируют как экологичную, «зеленую» альтернативу биткоину.
Сам биткоин привлек внимание общественности, поскольку стал первой криптовалютой, использованной для заключения анонимных сделок на черном рынке в даркнете. А пародийная криптовалюта Dogecoin добилась популярности просто потому, что основана на меме, который показался смешным достаточному количеству пользователей, включая Илона Маска.
2. Оригинальность и практичность технологии.
Спрос на эфир связан с практическим применением блокчейн-платформы Ethereum в финтехе и в смарт-контрактах. Популярность чиа основана на новизне технологии и консенсуса – для доказательства используется свободное дисковое пространство на жестких дисках. Ripple применяется в качестве платежной платформы многими традиционными финансовыми компаниями и банками, включая JP Morgan и American Express.
Исключения из этого правила есть – биткоин. Технология не отличается практичностью, и популярность монеты объясняется отчасти историческим фактором – правом первородства – и отчасти сомнительной репутацией, которая обеспечила монете бесплатное продвижение.
3. Набор правил для заключения смарт-контрактов.
Система правил для смарт-контрактов – программное воплощение идеи токена. К примеру, смарт-контракт может избавить участников сделки от дорогостоящих услуг третьей стороны – юриста или нотариуса. Смарт-контракты позволяют настроить автоматическое проведение платежей и аукционных торгов; помогают доказать источник происхождения объекта, наличие и изменение права собственности и так далее.
4. Белая книга.
Создание белой книги проекта – важнейший этап в развитии и продвижении новой криптовалюты. Это развернутая техническая презентация, из которой инвесторам и пользователям сразу должно быть ясно, в чем заключается уникальность новой валюты и какие проблемы она будет решать; какие специалисты входят в команду и как они планируют развивать проект.
Документация также должна содержать пояснения по поводу использования средств, которые стартап получит в ходе ICO/STO (первичного предложения монет или токенов). Подробности ICO/STO тоже надо осветить – где стартап планирует предложить монеты или токены, когда и в каком объеме.
5. Заключение независимой аудиторской компании.
Несколько случаев мошенничества с первичным предложением сделали потенциальных инвесторов очень осторожными. Поэтому для успешного продвижения новой валюты целесообразно получить отчет об аудиторской проверке проекта независимой и респектабельной компанией.
6. Маркетинг.
Продвижение криптовалюты связано с серьезными трудностями из-за ограничений на использование контекстной рекламы. В России с января 2021 года действует закон «О цифровых активах». В числе прочего он регулирует и рекламу криптовалют: предписывает упоминание высоких рисков, запрещает обещание выплаты доходов по криптоактивам, предупреждает о недопустимости прогнозов роста.
Политика размещения рекламы на российских ресурсах также зависит от конкретной площадки. К примеру, Яндекс Директ не принимает рекламу криптовалют и смежных сервисов; Вконтакте допускает рекламу криптовалют, сервисов и стратапов, не противоречащих законодательству; Телеграм не предусматривает никаких ограничений.
7. Создание сообщества.
Поддержка сообщества лежит в основе всех успешных проектов – Bitcoin, Ethereum, Ripple, NEO и Dogecoin, к примеру. Сообщества спонтанно возникают вокруг интересных идей, но для развития им необходима связь со стартапом. Для этого в штате проекта должен быть отдельный специалист.
Стоимость разработки и продвижение криптовалюты
Создание и реклама инновационной криптовалюты – дорогостоящий процесс. Средняя стоимость разработки заурядной «криптовалюты под ключ» в России колеблется от 5 до 9 млн рублей, рекламная кампания оплачивается отдельно.
Для реализации подобного проекта стартапу потребуется привлечение венчурных инвестиций. По расчетам портала MLSDev, в среднем бюджет расходов будет выглядеть так:
• техническая разработка – от $1000 (форк) до $200000 и более (с нуля);
• независимый аудит для ICO/STO – от $3000;
• белая книга и документация – от $5000;
• продвижение – от $10000 в неделю;
• первичное размещение на криптобирже – от $5000.
Стоит ли создавать очередную криптовалюту
По единодушному мнению аналитиков криптоиндустрии, коммерческий потенциал форков близок к нулю, а разработка по-настоящему инновационного и практичного блокчейн-проекта потребует нескольких лет и десятков миллионов долларов.
Таким образом, для стартапа оптимален выпуск собственных токенов, ценность которых будет определяться не технологическим совершенством платформы, а потенциалом самой компании. По аналогии с акциями, токены помогут привлечь инвестиции. При этом репутация продуктов и услуг компании поможет минимизировать расходы на продвижение валюты.
Тоже думаю, что валюта, которая работает как средство для расчетов и только, сейчас уже никого не привлечет. Надо добавлять новый функционал, такой, которого ни одна из существующих не предлагает. А его придумать очень непросто, все очевидные ниши уже заняты. В общем, ситуация становится похожа на реальный бизнес, где все лужайки уже поделены, либо совсем уж безнадежны по соотношению отдачи и предполагаемых затрат.