Медицинский маркетолог — специалист, исследующий, анализирующий рынок здравоохранения, продвигающий и рекламирующий услуги медицинских, фармацевтических организаций. Его задача, как и у любого маркетолога, — добиться того, чтобы как можно больше лояльных клиентов доверяли компании-работодателю, активно пользовались ее услугами. Для этого медицинский маркетолог:

1. Анализирует потенциальную аудиторию, выявляет ее проблемы и запросы.
2. В соответствии с результатами анализа корректирует работу отделов организации-работодателя. Если людям проще записываться на прием по форме обратной связи, а не по звонку в регистратуру, он инициирует нужные изменения.
3. Организует публичные мероприятия в реальности и виртуальном мире.
4. Ведет социальные сети компании.
5. Отслеживает, заказывает публикации в СМИ.
6. Проводит просветительскую деятельность среди аудитории.

Маркетолог в медицине — особенности профессии

Прежде всего, важны ключевые навыки в сфере маркетинга:

1. Управление брендом.
2. Анализ и сегментация потенциальной аудитории.
3. Составление коммуникационных стратегий и оценка их эффективности.
4. Выстраивание работы колл-центра и других отделов, непосредственно контактирующих с клиентами.
5. Работа с контентом в социальных сетях медицинской компании.
6. Умение быстро находить информацию, проверять ее подлинность.

Знания в сфере здравоохранения приветствуются: не обязательно углубленно изучать медицинские науки, достаточно время от времени читать профильную литературу, смотреть лекции, изучать публикации признанных авторов в формате «научпоп». Самое главное — соблюдать осторожность в работе с профильной информацией, всегда проверять ее, а непонятные моменты обговаривать с коллегами-врачами.

Сложности профессии

Как мы упоминали выше, медицинский маркетолог — такой же маркетолог, только в сфере медицины. Его главная задача: удержать клиентов и привлечь новую аудиторию. Для этого специалист исследует рынок, предпочтения, интересы, проблемы пациентов.

Особенность в том, что сфера здравоохранения связана с так называемым «отрицательным спросом»:

• люди обращаются за медицинской помощью, в основном, только когда становится плохо;
• российская аудитория привыкла воспринимать медицину бесплатной, отчего крайне неохотно соглашается на качественные платные услуги;
• самому медперсоналу трудно перестроиться, что они отныне «оказывают услуги», а не спасают людей.

Сложность работы медицинского маркетолога еще и в том, что он должен лавировать между этими нюансами, чтобы сделать посещение клиники для каждого клиента комфортным и приятным. В силу специфики сферы в здравоохранении неприменимы стандартные маркетинг-схемы повышения среднего чека, допродаж, «пожизненной ценности клиента».

Люди не в восторге, когда им назначают максимальное количество незначимых медицинских услуг, процедур и анализов. Задача медицинского маркетолога — сфокусироваться на пользе для конкретного клиента, пусть даже это снизит цифру в чеке. Ведь это отлично компенсируется зарождением доверия, повышением лояльности и эффектом «сарафанного радио».

Заниматься маркетингом в области здравоохранения можно и с образованием медика, и с образованием маркетолога. Диплом тут играет второстепенную роль — на первый план выдвигается живой, аналитический склад ума, реальный опыт. Поэтому, если вы успешно работали в маркетинге в других сферах, у вас есть все шансы занять эту вакансию.

Три главных тренда в профессии

Первый и самый важный — повышение уровня доверия клиентов к медицинской организации. Если раньше клиники старались предложить как можно больше нужных и ненужных услуг, сегодня самое важное — чтобы человек уходил домой действительно довольным медицинским обслуживанием. Ведь довольный клиент обязательно вернется, обязательно порекомендует медицинскую компанию знакомым, а это сэкономит огромный объем средств на рекламу и продвижение.

Из-за недобросовестных клиник, которые в девяностые и нулевые годы «залечивали» пациентов, маркетологам приходится не только формировать лояльность к компании-работодателю, но и буквально по крупицам восстанавливать доверие ко всей сфере частной медицины. Один из самых успешных инструментов здесь — налаживание живой обратной связи:

• ведение аккаунта клиники в соцсетях;
• запуск собственных СМИ;
• развитие собственного научно-популярного блога;
• открытие площадок с реальными отзывами пациентов.

Второй важный тренд — обучение аудитории и контент-маркетинг:

1. Публикация интервью с врачами, где они рассказывают о своей профессии, комментируют новые медицинские открытия, развенчивают вредные мифы о болезнях и лечении.
2. Публикация бесплатного образовательного контента о поддержании здоровья, ЗОЖ.

Важно, чтобы клиника приносила пользу пациентам, а не зарабатывала на их болезнях и проблемах.

И еще один важный современный тренд — автоматизация и цифровизация распространенных процессов: электронные очереди, боты-помощники, отзывчивый колл-центр, публикация всей важной информации в соцсетях.

Популярна ли профессия в России?

Медицинский маркетолог — не самая новая профессия в мире, но в нашей стране она все еще недостаточно распространена. Прежде всего, это связано с тем, что сфера здравоохранения до недавнего времени была сугубо государственной.

Сегодня чаще всего функции маркетолога берут на себя руководители и помощники руководителей. Слабое развитие медицинского маркетинга обуславливается и другими факторами:

• небольшая доля частных лечебниц;
• малое количество крупных сетей — больше малых объединений или одиночных разрозненных клиник;
• огромная разница в качестве медицинских услуг между мегаполисами и регионами.

Но ситуация меняется: все больше фармкомпаний и частных клиник заинтересованы в найме профессионального маркетолога.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Бесспорно то, что отмечено в статье, сегодня больше, чем когда-либо, актуально. Особенно это касается активности в интернет-пространстве. Теперь подавляющее большинство потенциальных пациентов сначала ищут и сравнивают в Интернете всю информацию о врачах и медицинских услугах.
    И это понятно. Пациенты берут в свои руки заботу о собственном здоровье и тем самым все больше заботятся о том, чтобы сперва иметь доверительное отношение к клинике и врачу, прежде чем войти в двери или записаться на прием.