В 2020 году США возобновили программу пилотируемой космонавтики. Впервые с 2011 года компания SpaceX при участии NASA дважды доставила на МКС астронавтов на корабле Crew Dragon. Перспективы развития космического туризма вновь стали популярной темой.

Космический туризм как индикатор надежности

К космическим державам сегодня причисляют полтора десятка стран. В 2020 г. орбитальные запуски произвели 8 стран. И только 3 страны запускают в космос пилотируемые корабли: Россия, США и Китай.

Уровень надежности космической техники определяется успехом отправки человека в космос и возвращения его на Землю здоровым и невредимым. Высший уровень развития космонавтики — это полеты в космос людей с минимальной подготовкой, космических туристов. Сегодня только российская космонавтика способна предложить туры в космос. Всего в космосе, на МКС, побывали 7 туристов. Предыдущий «сезон» космического туризма закончился в 2009 г.

Космические турагентства без очередей

До возобновления пилотируемых полетов в США в 2020 г. более 70 американских астронавтов добирались до МКС, начиная с 2011 г., на российских кораблях.

Успешный пилотируемый запуск Crew Dragon немедленно возродил дискуссии о космическом туризме. Считается, что к космическому туризму можно отнести два типа возможных для непрофессионалов полетов: орбитальные и суборбитальные.

Единственная компания, предоставлявшая реальные услуги космического туризма орбитального типа — это Space Adventures. Через нее туристы попадали в «Звездный городок» для тренировок, оттуда на Байконур и далее на МКС. Цена за одно место на корабле — от $20 млн до $90 млн.

Суборбитальные полеты кажутся менее сложными. Высота полета всего 100 км (от Земли до МКС — около 330 км), скорость полета — около 950 м/с (для выхода на орбиту — более 2000 м/с). Суборбитальную «турпоездку» предлагают Virgin Galactic, Blue Origin, Boeing. Однако ни одного туристического суборбитального полета за полтора десятилетия не совершено из-за трудно решаемых проблем с безопасностью. Впрочем, билеты на будущие рейсы, по заверениям владельцев компаний, проданы на годы вперед при цене около 250 тыс. долларов за место.

Перспективы космического туризма: когда полеты в космос станут массовыми?
Предполагаемые космические туристы делают селфи на другой планете

Подводные камни туризма в космосе

Часть экспертного сообщества высказывается скептически о перспективах регулярного космического туризма. Деньги и крепкое здоровье — это не все, что требуется космическому туристу. После эйфории от полета рассказы вернувшихся из космоса туристов сводились к описанию тяжелых трудовых будней: тренировок, перегрузок, тошноты и пр.

Будущим «космическим туроператорам», в отличие от классических, нельзя будет умолчать о перечне «обязательных приложений» к восторгу от зрелища космического рассвета над голубой планетой.

Врачи говорят о «космической болезни» — симптомах воздействия невесомости. Это обязательная тошнота, изменения давления — кровяного, внутриглазного, внутричерепного. Все происходит в тесноте, без возможности проветривания (фильтрация воздуха на МКС не рассчитана на быстрое устранение запахов). Острота дискомфорта снижается через 3-4 дня пребывания в невесомости. Но если полет туриста будет коротким, то его впечатления будут наполнены не теми эмоциями, которых ждут туристы от путешествий.

Еще эксперты отмечают частое отождествление понятий «экстремальный туризм» и «космический туризм». Экстремальный туризм — альпинизм, скалолазание, дайвинг, рафтинг и др. — хоть и сопровождается риском, но зависит от профессионализма экстремала. Кроме того, этот экстрим всегда многоуровневый. Дайвер начинает с малой глубины, скалолаз — с невысокой скалы.

Космический туризм градаций не имеет. Турист или летит в космос, или остается на земле. Даже тренировочные полеты в адаптированных самолетах дают возможность испытать «космические» ощущения невесомости не более чем на 30 секунд за один «нырок».

Массовость как основа отрасли

Илон Маск, говоря о космическом туризме, как о полноценной отрасли, выражает уверенность в снижении себестоимости запусков при увеличении частоты туристических миссий на МКС. Глава SpaceX убежден в положительном влиянии космического туризма на развитие космонавтики в других странах.

Между тем калькуляция затрат на развитие индустрии пилотируемых запусков в США, при сопоставлении с ценой одного «билета» в космос, вызывает вопросы о коммерческой составляющей космического туризма.

По некоторым подсчетам компания Илона Маска получила с 2002 г. более $6 млрд (из разных источников) на развитие космической программы отличной от «Спейс шаттл». Было профинансировано строительство ракет-носителей серии Falcon, корабля Dragon V2 и многого другого. Частный характер SpaceX не позволяет объективно оценить баланс финансовых вливаний. Поэтому окупаемость старта корабля деньгами «помещенных внутрь» туристов остается неясной. Но большая часть специалистов сходится в оценке — билет по цене $55 млн не окупает и 20% стоимости запуска одного «космического пассажира».

Исходя из вышесказанного, планируемые полеты космических туристов в 2022 г. являются скорее вложением в PR SpaceX. Вопросы о перспективах развития космического туризма, далекого от массовости по определению, лежат исключительно в политической плоскости, являясь подтверждением статуса и потенциала космической державы.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Новости и статьи о космическом туризме регулярно появляются во всех изданиях в последние десятилетия. По факту — просто интересная тема для обсуждения общественностью и специалистами туриндустрии. И когда об этой теме народ немного забывает, она снова где-нибудь появляется. В перспективу массовости данного вида путешествий слабо верится. После начала пандемии даже рассуждения на тему космического туризма кажутся «нереальными». Мечтаем о восстановлении обычного туризма для начала.

  2. $55 млн за билет в космос однако… И как считают аналитики это не окупается. Ну так значит нужно идти по другому пути. К примеру сделать звездолеты с числом пассажиров более 10 — 15. Что то подобное делает Бренсон. А еще я читал про японцев которые создают свою технологию космических кораблей (типа шатл) и уже строят спец аэродром

    1. Про Бренсона — это суборбитальные полеты. Их, как и написано, еще ни одного не было! Старт на орбиту 10-15 человек — это уже синдром звездных войн. Мне кажется, что тут правильно сказано в самом конце — Маск просто пиарится, перетягивая контракты от Роскосмоса. Ждем развития событий, однако.

      1. Согласен! Неспроста все туристы кончились в 2009. А вообще тут про эту космическую болезнь совсем кратко описано. Эта штука вообще пострашнее морской болезни. Говорят, что много повторных полетов космонавты отложили именно из-за малой продуктивности на станции: тошнота и сопутствующее. Это как точно знать, что приедешь на курорт и будешь неделю в туалете сидеть из-за местной кухни. Если бы так было всегда, то и не было бы курортов. А тут невесомости не избежать. Головняк получается сплошной.

      2. Как не стало в процентном соотношении больше альпинистов, не смотря на суперснаряжение современное, так и космический туризм будет экзотикой. Космос — это невероятный риск и большой труд. Он раньше славы добавлял, сегодня ни здоровья, ни славы у космонавтов нет. Рогозин получает денег в 6 раз больше космонавта! Это куда годится?! Так что пилотируемые полеты не будут в тренде. Спутники и автоматы — вот будущее космоса. С авиацией такая же история — дроны скоро любого летчика уделают по перегрузками и реакции! Автор прав, все это просто политический PR.

  3. Я считаю, что о туризме в космосе еще слишком рано говорить. Топливо, оборудование и т.д., используемые для полетов в космос, даже близко не окупают затрат компании. Также нужно учитывать то, что это не американские горки, а действительно экстремальное занятие, которое требует специальной подготовки и даже с этой подготовкой не гарантирует полной безопасности.

    Тяжело себе представляю космический туризм в 2022 году. Мне кажется, компании идут на большой риск, давая себе всего 2 года на то, чтобы кардинально преобразить свои проекты. Хочется верить в то, что риск оправдан, и в скором времени человек действительно сможет побывать в космосе, при этом оставаясь в безопасности и не тратя на это целое состояние.

    1. Космический туризм, бесспорно, очень интересная тема для обсуждения. Илон Маск уже не один год бьётся над тем, как воплотить свою мечту в реальность. Но пока получается не очень хорошо. На мой взгляд, это далёкое-далёкое будущее, возможно где-то через 200 лет первые люди смогут увидеть планету в иллюминатор космического корабля. Точно не раньше. Поэтому инвестировать сейчас громадные средства в такие венчурные фонды не совсем правильно. Наша наука и технология не готова пока к таким грандиозным проектам. Лучше задуматься о более насущных проблемах.

    2. Все правильно! Только массовость туризма делает отрасль отраслью с прибылями. А какой массовости можно говорить в космическом туризме? Если каждый старт стоит как один отель турецкий, а летит пара человек. Все это пиар сплошной.

  4. В период пандемии, все больше сторонников появляется у гипотезы, что человек сам является наиболее страшным вирусом на Земле, и когда он здесь все уничтожит и разрушит, тогда начнет искать себе место на других планетах. И подобные статьи могут служить косвенным подтверждением этому. Если бы инвестировать такие суммы в улучшение экологии на планете, использованию альтернативных источников энергии, прекращении гонки вооружений и военных конфликтов в разных уголках земного шара, пользы было бы намного больше. Сначала нужно навести порядок у «себя дома», а затем уже осваивать новые территории.

    1. Альтернативные источники энергии уже десяток лет себя компрометируют. Без традиционной генерации их скачкообразные поставки совершенно невозможны для производств. Аккумуляторная зависимость колоссальная. А производство одной батареи сводит на нет все эти ветряки и панели. В Японии этой зимой просто катастрофа: лопасти ветряков обледенели, солн. панели засыпаны снегом. Только газ и уголь из Китая еще электричество в розетки в дома поставляют. Зеленые в Японии после Фукусимы всю ядерную энергетику просто закошмарили. Что дальше? Просто людей в средневековье вогнать?

      1. Полностью согласен. Перенесли промышленность в третьи страны и подняли шумиху про СО, про экологию. Это чтобы ввести колониальный налог в новом виде для тех стран, которые дымят за Европу и США, которые кроме промышленности ничего и не имеют. Империализм налицо — есть колонии, есть метрополии!

    2. Про человечество как вирус говорилось еще в Матрице. Но, как мне кажется, все живое использует ресурсы вокруг. Кролики могут изменить фауну целого материка, у них нет кнопки стоп, как в Австралии. Только ограниченные ресурсы снижают экспансию. А человек с ядерной энергетикой может очень долго процветать. Не в обществе современного типа, конечно.

  5. Что бы там ни говорили, массовые космические полеты, думаю, все равно не за горами. Конечно, ученым и физикам потребуется некоторое время для устранения проблем со здоровьем у неподготовленных людей. Но, думаю, бизнес этот будет прибыльным.
    Да, пишут, что билеты не окупаются, но это сейчас. Пожалуй, все упирается именно в вопрос о безопасности таких полетов. Стоит это решить, и со временем появится нужный спрос. Но сложность со спросом кроется и в проблемах планеты изнутри: многие люди пока не могут позволить себе подобные путешествия финансово, поскольку не обладают такими «космическими доходами».

  6. Перспектива в будущем посетить космос, конечно, очень привлекательна. Но будет ли это доступно для многих через десятилетия? Хотела бы и я улететь в это увлекательное путешествие! Надеюсь, мои внуки и правнуки смогут это сделать за меня!) Но, мечтая о космосе, забываем о многих неудобства и недомогания, которые неизбежны.

    Это все кажется красивым и сказочным. А про реальные проблемы не заходит и речи. Многие космонавты тратят на это многие годы, теряют свое здоровье. А для нас это как что-то далекое, привлекательное, из категории несбывшихся мечтаний.

  7. Мне кажется, туристические полеты в космос пока преждевременны. Путешествие не должно приносить вред здоровью туриста – а при выходе на орбиту ущерб для человеческого организма очевиден и неминуем.
    Кроме того, за большие деньги могут полететь неподготовленные люди и погибнуть, не выдержав нагрузки. Я читала, подобные истории случались в альпинизме. Но там хотя бы можно выбрать невысокую гору, как написано в этой статье. А космоса невысокого нет.

  8. Космический туризм становится уже вполне реальным. Я вспоминаю рассказы советского фантаста Александра Беляева, сколько же у него фантастических историй про космос…Уже тогда, на заре Советского Союза, когда Гагарин ещё даже не родился, человек уже в своей фантазии бороздил космические пространства. И вот его произведения становятся реальностью. «Звезда КЭЦ», например, прообраз МКС, хотя она в книге гораздо превосходит космическую станцию по оснащению.

    Судя по прорывам в области космонавтики, скоро все фантастические грезы людей воплотятся. Уже давно не было серьезных происшествий с ракетами, что говорит о надежности отрасли. Наша космонавтика на сегодняшний день, мне кажется, испытывает определенные финансовые нехватки, а космический туризм может обеспечить отрасль хорошими финансовыми вливаниями.

    Тем не менее, это достаточно опасное развлечение, помимо всего перечисленного в статье, есть ещё космическая радиация, которая стала ещё сильнее из-за большой активности солнца, в связи с его переходом в новую фазу существования. Думаю, что особо массовым космический туризм не станет, по крайней мере в текущем веке, из-за его дороговизны и многих других факторов, связанных с тяжелой адаптацией и риском для здоровья у неподготовленных людей.

    1. Советская фантастика — лучшая. Веру в будущее поддерживала. Но сегодня накоплен громадный опыт, который был недоступен Беляеву. Без искусственной гравитации космонавт начинает болеть: вымывается кальций из костей, падает мышечная масса, желудок «сходит с ума», ведь кислота лежит не на дне, а распределена по стенкам и т.д и т.п. Изучение организма космонавта в советское время проводилось тщательнее, чем в сегодня. Ничего утешительного там нет. Мне кажется, нужно изучть опыт здоровья тех полутора десятков космических туристов, что летали до 2009 года. Но это пойдет во вред PR-кампании Маска, а там огромные деньги…

  9. Всем кто ниже в комментах про зеленую экологию пишет. Скажите пожалуйста, сколько нужно сжечь топлива, чтоб зарядить электрокар? Где будет дымить та ГРЭС, от электричества которой будут заряжать всякие Теслы?

  10. Это все, конечно, очень любопытно, но, при этом и рискованно. Я, например, не готова потратить столь большую сумму денег для такого уникального туризма. Лучше те же средства потратить на оздоровление организма, посетив какие-то курорты и т.д.

  11. Космический туризм – бесспорно будущее нашей планеты. Сейчас мы ухмыляемся, однако японцы уже запустили поезд на магнитной подушке. «Маглев» называется. Хотя бились над этим проектом не один десяток лет. Но если не мечтать, не конструировать и не верить в будущее, то и будущего не будет, как такового.

    Всё правильно, нужно развивать футуристические направления, потихоньку, маленькими аккуратными шажками и всё получится. Согласитесь, каждый из нас всегда мечтал стать космонавтом, чтобы посмотреть свою родную планету с высоты…

    1. При капитализме, однако, в будущее не верят, а вкладываются. Прогресс нынче только в информационных технологиях. Чтобы социум контролировать. А все остальное — давно в ступоре. Я про прикладные науки — медицину, агрономию и т.п. Ничего толком не изобретается. Как хлебушек рОстили тысячу лет, так его и едим. Как висела угроза голода для большинства населения — так и висит. Спросите у чела лет 35 которому, много ли он просвета видит? Не у нашего, у любого: итальянца, немца, француза. Первый про ковид заговорит, второй про мигрантов, а третий желтый жилет наденет!!!

  12. Как было правильно сказано — вопрос туризма, это вопрос массовости. Даже если спустя десятилетия можно будет идеально проработать конструкцию космических летательных аппаратов, тем самым сэкономив средства на проектировке и предполетных тестах, как мне кажется, это не самая затратная часть путешествия.

    При условии использования дорогостоящих материалах и огромного количества топлива (если только не получится прыгнуть за таблицу Менделеева и найти более эффективное горючее) — не получится уменьшить стоимость полета до приемлемой.

    Даже если придется копить всю жизнь, при желании, пожалуй, любой человек мог бы посетить любое, самое дорогое место на Земле. Но при таких космических ценах на полеты за её пределы, как мне кажется, туризмом назвать все это действо не получится, в обозримом будущем уж точно.

    1. Физику не переделать. Гравитация требует слишком больших энергий для орбитальных полетов. Даже мифические представления о лунных космодромах при ближайшем рассмотрении оказываются антинаучными бреднями. Первейшей задачей для космического туризма, я считаю, следует признать создание механизма искусственной гравитации — вращающихся колец гигантского масштаба. Тогда пребывание на орбите не будет столь губительным для костей, мышц и кровообращения. Т.е. можно будет дольше пребывать на орбите, а это уже хорошо, так как и задач можно будет выполнять больше без опасения нажить болезни.

  13. Вряд ли найдется много желающих позволить себе стать таким космическим туристом. Мало того, что это билетик стоит заоблачных денег, нужна еще и подготовка. Я думаю не на много меньшая, чем у космонавтов. А это и перегрузки и непредсказуемость влияния на здоровье таких подготовок. Конечно, интересно посмотреть на Землю с такой высоты. Опять же круг знакомых таких туристов лопнет от зависти. Испытать невесомость, так это и на матушке Земле можно себе устроить за значительно меньшие деньги. Да и страшно! Тут на самолете лететь – ночь не спишь. Так что вряд ли это станет отраслью, во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем.

    1. Это правильно! Тут слово «туризм» с толку сбивает. Сегодня туризм есть синоним развлечения и удовольствия. Но даже в советское время туризм был увлечением, требующим подготовки. Походы-переходы, палатки-ночевки — все было связано со здоровьем. По сути, космический туризм — это некая особая разновидность экстремального туризма. Только риски тут сопровождаются большими вложениями в технологии. Это не просто прыжок со скалы. Словом — перспективы у космотуризма очень мутные.

      1. Страховые компании уже где-то заявляли, что полеты в космос в составе рабочей группы космонавтов они еще страхуют. А вот полеты туристической группы ради туризма точно не возьмутся.

  14. Думаю, космический туризм удастся создать совсем не скоро. Не понимаю, почему сейчас это вызывает такой ажиотаж, особенно в сети. Проблемы в этом плане неизбежны. Сначала могут начаться проблемы с финансированием. Не дай Бог будут человеческие жертвы. Думаю, если инициативу возможно осуществить, то полёты начнутся не раньше второй половины этого века.